Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е-коммерция: понятие, субъекты, виды, организация

Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые трансакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких трансакций.

К электронной коммерции относят: электронный обмен информацией (Electronis Data Interchange, EDI), электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS), электронную торговлю (E-Trade), электронные деньги (E-Cash), электронный маркетинг (E-Marketing), электронный банкинг (E-Banking), электронные страховые услуги (E-Insurance).

Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.

Схема B2B или бизнес-бизнес

Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. B2B - одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто, в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B - продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного веб-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Схема B2C или бизнес-потребитель

В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли - традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров.

Схема С2С или потребитель-потребитель

Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в несколько более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах.

Основываясь на теориях конкуренции М. Портера и работе Й. Шумпетера по инновациям, многие авторы пытаются объяснить изменения рынка в условиях Интернет-экономики. Они описывают три ступени изменения рынков под влиянием Интернет. Первоначально меняется относительная власть покупателей и поставщиков. Далее распространение информации через электронную коммерцию позволяет большему количеству фирм предложить товары и услуги-заменители. Наконец, стремление забронировать "киберпространство" создает активную конкуренцию на рынках, связанных с Интернет.

Побеждают те, кто быстрее и эффективнее овладеет информационными технологиями, что открывает возможность по-новому организовать управление фирмами и, таким образом, получить конкурентное преимущество, например возможность полагаться на специализированных смежников или развернуть производство по всему миру.

Описание процесса "творческого разрушения" как двигателя капитализма, сделанное Шумпетером, выдвигает на первый план проблему — как революционные "новые комбинации" технологий и рынков разрушают экономическое равновесие и стимулируют экономический рост. Это одновременно предполагает возможности для адаптации инноваций и угрожает устоявшимся видам коммерческой деятельности. Интернет связан со всеми пятью типами новшеств, которые описал Шумпетер: сеть — это непосредственно новое изделие, которое облегчает новые методы производства, открывает рынки, предлагает доступ большему количеству поставщиков и потенциально концентрирует отрасли промышленности.

Компании, однако, не действуют исключительно в ответ на экономические факторы, они часто следуют за коллективными нормами, что ведет к "однородности в структуре, культуре и продукции". Менее способные самостоятельно сформировать свою окружающую среду, чем большие фирмы, СМ вынуждены приспосабливаться к этим воздействиям. Использование Интернет заставляет СМ следовать сложившимся тенденциям, или "нормам промышленности".

Механизм такого поведения в первую очередь разворачивается при реагировании фирмы на колебания окружающей среды, как подражание действиям других фирм на рынках. Как правило, определенная компания моделирует свое поведение в соответствии с успешными компаниями, определяющими тенденции на данном рынке. Этот процесс особенно нагляден при использовании Интернет. Рыночный динамизм и изменчивость, предопределяемая технологией, заставляют СМ следовать за ведущими фирмами и использовать сеть.

Во вторую очередь механизм, связанный с нормами, является "принудительным". Организации зависят от требований клиентов, вынуждающих поставщиков принимать методы электронной коммерции, если они планируют продолжить обслуживание важных потребителей. Дополняется этот механизм условиями обеспечения законности на деловых рынках. Концепция лигитимности важна в мире электронной коммерции, потому что технологии являются и новыми, и сложными.

Устойчивыми факторами, определяющими возможность и необходимость использования фирмами электронной коммерции, являются компьютерная компетентность, культурная эрудиция, размер компании, выбор способа выхода на конечного потребителя через посредников, путем прямых продаж или формы бизнес-отношений.

В целом, перед производителями и розничными продавцами встает важный вопрос — как преобразовать существующие каналы распределения, чтобы удовлетворить клиентов наиболее эффективно при минимальных текущих издержках. Потребителю все еще трудно найти необходимую информацию в Интернет. Пока многоканальность сети невозможна, время загрузки может быть очень продолжительно. Несколько важнейших проблем должны быть решены прежде, чем электронная коммерция сможет стать действительно глобальной альтернативой распределения.

Первая проблема — степень зависимости от дистрибьюторов, особенно на иностранных рынках. Фирмы, продающие изделия с большим количеством "товарного содержания", особенно с ограниченным пред- и послепродажным обслуживанием, в большей степени способны использовать посредников, так как при этом операционные затраты ниже. Напротив, фирмы, продающие более сложные технические изделия, теснее связаны с конечным потребителем.

Второй аспект проблемы связан с различиями между формами коммерции B2B и B2C. B2B фирмы традиционно имеют дело с более сложными сделками, с меньшим, но более прямым взаимодействием с клиентами. Высокотехнологичные фирмы пока еще отказываются вести бизнес с теми, кого они не знают лично. В то же время при крупных сделках, характерных для такой формы организации коммерции, как B2B, решения вовлекают во взаимодействие нескольких человек с обеих сторон, особенно по новым сделкам. Эта позиция приобретает особое значение при использовании интеллектуальной собственности. От эффективности решения всех этих проблем будет зависеть использование электронной коммерции в международной деятельности фирм.

Использование Интернет в обоих секторах связано с требованиями технологически подготовленных клиентов. Высокотехнологичные фирмы, клиенты которых применяют Интернет в течение многих лет, используют сеть как нечто само собой разумеющееся. Кроме того, для них важно иметь собственный сайт, демонстрирующий их техническую подготовленность.

Подготовленность компаний к использованию международной электронной коммерции зависит и от поведения их управленческих структур. Применяемые в исследовании параметры оценивали поведение в диапазоне от общей ориентации менеджеров фирм до их стратегических инициатив в области маркетинга. Были рассмотрены три аспекта поведения в сфере международной электронной коммерции: уровень ответственности менеджмента за использование электронной коммерции как экспортного инструмента, функции и содержание страницы в сети, маркетинговые стратегии фирм на иностранных рынках.

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты — с другой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка маркетинговой стратегии в зависимости вида инноваций и стадий жизненного цикла | Тема 6. Система государственного управления инновационной деятельности. Национальная инновационная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.