Политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей.
1. Между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредованно партиями, группами интересов, СМИ.
2. Оно имеет многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности.
3. Политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.
4. Политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.
Политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах.
В процессе политического маркетинга ставятся разные задачи. Очевидно при этом, что они подчинены главной цели – вызвать интерес к предлагаемому товару (политические кандидаты, политические организации, политические идеи, концепции) у большого числа людей, сделать их потенциальными его «покупателями». Данная цель решается поэтапно.
На первом этапе важно определить:
· Социальные слои и группы населения, поддержка которых на выборах находится под вопросом.
· Проблемы, волнующие население в целом и отдельные его слои.
· Качества и черты политических лидеров, которые вызывают наибольшие симпатии избирателей и соответствуют их представлениям о политическом деятеле.
На втором этапе в проведении политического маркетинга решаются следующие задачи:
· Вырабатывается предвыборная программа, включающая наиболее важны проблемы для всего общества и отдельных социальных групп, а также предполагающая пути их решения.
· Разрабатывается имидж кандидата, отвечающий представлениям большинства избирателей.
· Определяется тактика по отношению к конкурентам.
Содержание предвыборных программ кандидатов имеет большое значение в политическом маркетинге. В них фиксируются конкретные обещания кандидатов. Программа обретает свойства документа. Одна из главных задач при составлении программы – это не упустить интересы ни одной социальной группы избирателей. В составлении политических программ кандидатов накоплен определенный опыт. Известная оптимальная их структура, включающая:
· Краткий анализ положения де в стране (городе, районе). Приводятся цифровые данные при рассмотрении положения дел в экономике, в социальной сфере, относительно уровня преступности в стране. Если это программа кандидата, который переизбирается, то в данной ее части главным образом выделяются существенные мероприятия в интересах общества, проведенные при его участии. В программах же конкурентов, напротив, всемерно подчеркиваются негативные аспекты в развитии экономики, социальной сферы и т.д. В сложившейся ситуации обвиняют тех, кто в этот период был у власти.
· Комплекс мер, направленных на решение проблем, накопившихся в обществе (регионе, стране).
· Сведения о личном вкладе кандидата (в случае его избрания) в осуществлении данных мероприятий. Это может быть конкретная программа существенного увеличения социальной помощи, льгот инвалидам, строительство школы, содействие учреждению фонда и т.д.
· Призыв к избирателям поддержать кандидата голосованием за него.
Третий этап в процессе политического маркетинга составляет продвижение политических товаров непосредственно на рынок, и важно доказать, что данный товар самый лучший.
|