Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки государства. Государство, его сущность, признаки и функции




Государство, его сущность, признаки и функции

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

ТЕМА 4.

1. Государство, его сущность, признаки и функции.

2. Устройство современного государства: формы правления и формы территориального устройства.

3. Понятие и основные принципы правового государства.

 

В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство»: широкую и узкую.

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

· Наличие единой территории с определенными границами

· Население, проживающее на данной территории

· Суверенная власть.

Такое толкование понятия государство носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории.

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

5. право на взимание налогов и сборов с населения.

6. обязательность членства в государстве. В отличие, например, от партии, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Функции:

1. обеспечение безопасности и правопорядка

2. регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов

3. распределение ценностей в обществе

4. защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности.

 

2. Устройство современного государства: формы правления и формы территориального устройства

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Административно-территориальные формы организации государства (или формы государственного устройства) могут основываться на двух принципах: унитаризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство представляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц.

Отличительными признаками унитарного государства выступают:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны

· единое гражданство и единая система права

· централизованная судебная система

· единая система высших государственных органов государственной власти

· подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Форма правления - это способ формирования и организации высших государственных институтов власти, а также распределения полномочий между ними.

Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия представляет собой правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола.

Признаки монархии:

Ø Существование единоличного главы государства

Ø Обладание монархом всей полноты власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной

Ø Наследственный характер передачи власти

Ø Бессрочное правление монарха

Ø Юридическая безответственность монарха

Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется («Монарх царствует, но не правит»). Монарх является скорее историческим и политическим символом, нежели политическим институтом. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Республика – форма правления, характеризующаяся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами.

Признаки республики:

Ø Коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов

Ø Республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Ø В формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные

Ø Представители органов власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок

Ø Высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом

Республика: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Чертами президентской и парламентской республики обладает смешанная форма - полупрезидентская республика, возникшая во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.