Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки




Тема 26 ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

Вопросы для самопроверки

1. Что такое "континентальная блокада и почему Россия присоединилась к ней по Тильзитскому миру 1807 г.?

2. Французские военные историки утверждают, что при Бородино победила "Великая армия" Наполеона, поскольку русские отступили с поля боя, оставив его французам, а затем без боя сдали "первопрестольную" Москву. Согласны ли вы с такими утверждениями и почему? По каким критериям следует судить о том, кто победил?

3. По карте воспроизведите ход Тарутинского маневра и объясните его значение в истории Отечественной войны 1812 г.

4. Академик Тарле выдвинул концепцию "золотого моста", согласно которой изможденная "Великая армия Наполеона, потеряв надежду на победу, отступала из России, а русская армия Кутузова сопровождала это отступление, идя по пятам французов, выталкивая их из России". С этим не согласен историк Жилин, предложивший концепцию разгрома наполеоновской армии. Жилин считал, что "Великая армия была уничтожена при отступлении в ряде сражений от Малоярославца до Березины". Каково ваше отношение к дискуссии двух ученых?

5. Как вы понимаете принцип "легитимизма", положенный в основу международных отношений на Венском конгрессе 1814-1815 гг.? Какую роль в истории России сыграло стремление следовать этому принципу?

6. Какие цели преследовали государства, вошедшие в Священный союз, созданный на Венском конгрессе 1814-1815 гг.?

 

Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу.

Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана, но которых "продолжали тиранить господа".

Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - предотвратить возможность повторения "пугачевщины", угрожающей "островкам" европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя" детьми 1812-го года ".

Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание последних надежд в царе-реформаторе вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся воплотить в жизнь то, что так и не сумел совершить император.

Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений.

Влияние идей европейского Просвещения (теории народного суверенитета, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления.

Влияние опыта американской и Великой французской революций, революционного движения в Испании, Италии, Греции;

Демократическая традиция русской общественной мысли, связанная с именами Новикова и Радищева.

Психологическая атмосфера начала XIX в. Русские дворяне этой эпохи принимали активное участие в исторических событиях мирового масштаба. Вернувшись же после победоносной войны с Наполеоном к светской жизни и казарменной обыденности, они начали испытывать чувство неудовлетворенности и дискомфорта, пытались заполнить образовавшийся духовный вакуум идейными спорами, общественной деятельностью, направленной на благо страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.