КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции по дисциплине. Атласы оценивают с системных позиций как целостные картографические произведения
Оценка атласов Атласы оценивают с системных позиций как целостные картографические произведения. Поэтому прежде всего устанавливают их соответствие назначению и полноту раскрытия содержания. Далее оценивают логичность общей структуры атласа, иерархическую соподчиненность его частей и разделов, обоснованность принятых масштабов, единство проекций и компоновок, общность подходов к генерализации, уровню детальности, принципам построения легенд и шкал. Очень важны общий подход к художественному оформлению, наличие текстов, справочного аппарата и указателей, а также качество полиграфического исполнения атласа. Если речь идет об электронных атласах, то дополнительно оцениваются удобство интерфейса, т.е. легкость доступа к картам и легендам, возможности их сопоставления и взаимного совмещения, получения количественных показателей, запроса дополнительной информации из баз данных и т.п. Один из самых главных моментов – оценка взаимного согласования представленных в атласе карт разной тематики с позиций увязки содержания, принятых научных классификаций и дробности легенд, детальности и сопоставимости контуров, границ, а также синхронности информации. Одновременно прослеживают, насколько точно отражены на разных картах взаимосвязи, например природная зональность, резкие орографические рубежи, общие социально-экономические закономерности. Оценка атласа в целом дополняется затем анализом его разделов и отдельных карт. Необходимо иметь в виду, что большим недостатком являются искусственное согласование в атласе карт разной тематики, чрезмерная увязка контуров и их тематического наполнения. Карты должны объективно передавать реальные, подчас довольно сложные и не всегда однозначные соотношения картографируемых явлений.
«Педагогика физической культуры и спорта»
1 .Педаго́гика (др.-греч. искусство воспитания,) — наука о воспитании и обучении человека. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Задачи педагогики: 1.Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания. 2.Исследование сущности структур, функций педагогического процесса. 3.Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания. 4.Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса. 5.Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания. 6.Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации. 7.Разработка методологических проблем педагогики.
2. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику. 3. Основные методы исследования педагогики. методы педагогического исследования – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. 1) наблюдение целенаправленное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения: определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученнойинформации (каков результат). 2) Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. 3 ) работа с документацией. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. 4) тесты педагогического тестирования – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. 5) эксперимент: исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия. Выделяют следующие этапы эксперимента: - теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); - собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. 6) Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – верхушка “айсберга” педагогического целеполагания. Некоторые зарубежные специалисты называют эту цель “педагогическим манифестом”. Обобщенная цель далее трансформируется в образовательные субцели, обращенные к различным сферам образования в соответствии со спецификой их влияния на процесс развития личности. По мнению В.А.Сластенина, в современной отечественной педагогике фиксируются следующие цели образования: - развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; - формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к оциальной и природной сферам; - обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; - овладение человеком средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; - создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций человека. 4. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства. В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний. К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания. Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента. Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса. Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п. Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п. Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн). 1. Варьирование стимуляции учащегося. 2. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части. 4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации. 5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. 6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. 7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала. 8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности. 9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения. 10. Использование иллюстраций и примеров. 11. Использование приема повторения. Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |