Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место Правительства в государственном аппарате

 

Правовой основой места Правительства Беларуси в государственном аппарате выступают нормы статьи 106 Конституции, согласно которым исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Правительство. Больше всего Правительство взаимодействует с другими органами исполнительной власти и с Президентом. По статье 106 Конституции Правительство подотчетно Президенту. Это конституционная норма конкретизирована Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»: закон обязывает Правительство отчитываться перед Президентом по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Президент наделен сильными полномочиями в отношениях с Правительством:

1. Дает поручения и указания Правительству;

2. Определяет структуру данного органа;

3. Назначает и освобождает от должности членов Правительства;

4. Может председательствовать на заседаниях Правительства;

5. Вправе отменять акты Правительства по любому основанию.

Правительство почти не обладает юридическими возможностями оказывать влияние на Президента. Оно вправе обращаться к главе государства с предложениями. Например, временные декреты Президента могут издаваться по инициативе Правительства, и в этом случае подписываются не только Президентом, но и Премьер-министром.

Самое тесное взаимодействие у Правительства с подчиненными ему РОГУ.

Правительство:

1. Дает поручения и указания, обязательные для выполнения РОГУ;

2. Утверждает положения, закрепляющие статус большинства РОГУ;

3. Вправе отменять акты подчиненных РОГУ;

4. Обладает кадровыми полномочиями в отношении подчиненных РОГУ.

Правительство

Главы РОГУ (П-м, замы)

 
 

 

 


Что касается местных исполнительных и распорядительных органов, то областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства (например, по вопросу подготовки и реализации республиканского бюджета).

Важны правоотношения Правительства с законодательным органом – Парламентом. По статье 106 Конституции Правительство ответственно перед Парламентом. Прежде всего здесь идет речь об ответственности Правительства перед нижней палатой – Палатой представителей. Возможности Палаты представителей по привлечению Правительства к ответственности выражаются в следующих полномочиях:

1. Выражение вотума недоверия Правительству:

2. Отказ в доверии Правительству.

Вотум недоверия – это признание Палатойпредставителей работы Правительства неудовлетворительной.

Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом.

У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае:

1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;

2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;

3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия.

1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;

2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;

3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Палата представителей рассматривает программу деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет программу. В течение 2 месяцев после назначения на должность Премьер-министр обязан направить в палату программу деятельности Правительства. Если палата отклонила программу, то Правительство обязано подготовить новую программу и снова представить ее палате. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

Статья 103 Конституции содержит и ряд других полномочий парламентариев по контролю за работой Правительства.

Правительство может в свою очередь активно влиять на деятельность Парламента. Достаточно сказать, что именно Правительство основной разработчик законопроектов в Беларуси и самый активный субъект законодательной инициативы. Полномочия Правительства по воздействию на законодательный процесс в Парламенте отражены также статьями 99, 100 Конституции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие Правительства и его структура | Сущность судебной власти. Полномочия судов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.