Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы деятельности суда




Конституционные принципы статуса судов

 

В главе Конституции «Суд» содержится целый ряд принципов, определяющих главные аспекты правового положения суда. Среди них можно выделить принципы устройства судов и принципы деятельности судов.

Принципы устройства судов:

1. Осуществление правосудия только судом. Если тот или иной орган власти хотя и называется судом, но не обладает признаками, указанными нами в определении суда, то такой орган не может осуществлять правосудие.

2. Территориальность и специализация судов. Общих судов в Беларуси – 157 (в том числе 7 военных), хозяйственных – 8.

3. Независимость. Независимость суда характеризуется 2 аспектами:

a. Внешний. Он означает, что другие государственные органы, должностные лица, общественные объединения, иные организации, индивиды, не вправе оказывать давление на суды;

b. Внутренний. Он реализуется внутри самой судебной системы: вышестоящие суды не могут давать указания нижестоящим судам как разрешить конкретное судебное дело.

Таким образом, суды, невзирая на свой иерархический уровень, не подчинены и не подотчетны ни одному государственному органу.

4. Обязательность судебных постановлений. Осуществляя правосудие, суды принимают решения, которые в Конституции именуются «судебными постановлениями». Судебное постановление является индивидуальным правовым актом и обязательно для тех или иных конкретных субъектов. Для судебных постановлений характерна особая власть. Посредством вынесения данных актов суд может лишить человека важнейших ценностей, даже жизни. Если закон – это главный из нормативных актов в государстве, то постановление суда – основной индивидуальный правовой акт.

 

 

Процедура деятельности суда, то есть процедура осуществления правосудия, называется судебным процессом, или судопроизводством. В силу исключительной важности судебного процесса, характер которого может предопределять исход судебного дела, судебный процесс регулируется только Конституцией и законами (процессуальными кодексами).

К принципам деятельности суда можно отнести:

1. Вынесение судебных постановлений на основе источников права. Данный принцип отражен в статье 112 Конституции. Согласно названной статье суды осуществляют правосудие, применяя нормативные акты. Под последними понимаются нормативные правовые акты и международные договоры.

2. Беспристрастность. Этот принцип отражен в статье 60 Конституции. Беспристрастность следует отличать от независимости суда. Если независимость означает недопустимость влияния на суд со стороны каких бы то ни было органонов или лиц, то беспристрастность предполагает объективное отношение к рассматриваемому делу со стороны самого судьи.

С тем, кто дружит со справедливостью, никто другой дружить не хочет((

3. Коллегиальное и единоличное рассмотрение судебных дел. Обычным должно быть коллегиальное рассмотрение.

4. Гласность судебного разбирательства. Нет права у человека присутствовать на судебном разбирательстве, так как это право нельзя реализовать для каждого. Нельзя присутствовать на заседании, если все места заняты. Гласность является принципом деятельности суда, а не человека.

Конституция содержит и ряд других принципов, определяющих статус суда.

 

Конституционный Суд: место в государственном аппарате; устройство

 

Исполнение всех правовых актов является обязательным, независимо от их места в иерархии. Но именно для охраны Конституции как Основного Закона создан специализированный орган – Конституционный Суд. Это новый институт для Беларуси, образованный в соответствии с Конституцией 1994 года. Первоначальная редакция Конституции содержала раздел VI «Государственный контроль и надзор», в котором отражался статус Конституционного Суда, прокуратуры и контрольной палаты. Следовательно, Конституционный Суд не считался судом и не входил в судебную ветвь власти(Конституционный Суд считался контрольным органом). Судебная власть была предусмотрена, как и теперь, разделом IV Конституции. В действующей редакции Конституции статус Конституционного Суда закреплен в главе «Суд» раздела IV, тем самым рассматриваемый орган включен в судебную власть и признается судом. Однако в науке сохраняется дискуссия о природе Конституционного Суда и его месте среди органов различных ветвей власти.

Статус Конституционного Суда Беларуси регулируется:

Ø Статьей 116 Конституции (глава «Суд»);

Ø Кодексом о судоустройстве и статусе судей;

Ø Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;

Ø Декретом Президента «О некоторых мерах по совершенствованию деятельностиКонституционного Суда Республики Беларусь».

Если между кодексом и законом имеются противоречия,то в этом случае необходимо руководствоваться положениями кодекса. В настоящее время подготовлен и рассматривается проект закон «О конституционном судопроизводстве». В нем планируется урегулировать процедуру деятельности Конституционного Суда при осуществлении конституционного правосудия.

Статья 116 Конституции закрепляет устройство Конституционного Суда. Данный орган состоит из 12 судей, в том числе Председателя и заместителя Председателя. 6 судей назначаются Президентом, остальные 6 избираются Советом Республики. Председатель суда назначается Президентом с согласия верхней палаты. Конституция предъявляет очень серьезные требования к судьям Конституционного Суда. Они должны быть высоко квалифицированными специалистами в области права, имеющими, как правило, ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

В нынешнем составе Конституционного Суда из 12 судей ученую степень имеют 8 человек (как подсчитала Ирина Белоножка). В настоящее время Председателем Конституционного Суда является П. П. Миклашевич. До этой должности он был Генеральным прокурором.

Специфика Конституционного Суда заключается в необходимости рассмотрения всех дел полным составом суда, то есть 12 судьями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.