Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй Российской империи

в 1894-1907 гг.

В 1905-1906 гг. напуганный Первой русской революцией император Николай II (1894-1917 гг.) вынужден был провести новые реформы, которые серьезно изменили государственный строй России.

Манифестом об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) были провозглашены ряд политических свобод (совести, слова, собраний и союзов) и создание нижней палаты Российского парламента – законодательной Государственной Думы (о созыве законосовещательной Думы было объявлено еще в феврале 1905 г.). Выборы в нее проводились по новому избирательному закону (старый избирательный закон был принят 6 августа 1905 г), принятому 11 декабря 1905 г. Голосование проводилось по четырем куриям – землевладельческой (32% выборщиков), крестьянской
(43 % выборщиков), городской (22% выборщиков) и рабочей
(3% выборщиков). Российская избирательная система по этому закону не была демократической, так как выборы не были равными
(1 голос помещика = 3 голосам буржуазии = 15 голосам крестьян = 45 голосам рабочих), всеобщими (избирательных прав были лишены женщины, лица моложе 25 лет, студенты, солдаты и кочевники) и прямыми (они были двухступенчатыми для крупных землевладельцев и населения крупных городов, четырехступенчатыми для крестьян и трехступенчатыми для всех остальных избирателей).

20 февраля 1906 г.была проведена реформа Государственного Совета, превратившая его в верхнюю палату российского парламента (общего названия для его двух палат не было, так как образцом для него был германский парламент, состоявший из двух палат – бундесрата и рейхстага, не имевших общего названия). Половину членов Государственного Совета по-прежнему назначал император, другая половина стала выборной. Из 98 выборных членов Государственного совета 74 избирали землевладельцы, 12 - промышленники, 6 - духовенство, 6 - академия наук и университеты.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы Российской империи» (старые «Основные законы» были приняты еще в XIX веке). Они фактически стали первой российской конституцией, которая закрепила создание в России дуалистической монархии и убрала из определения царской власти слово «неограниченная» (в связи с тем, что власть императора теперь была ограничена парламентом и самими «Основными законами»).

Реформы 1905 – 1906 гг. были вторым (после великих реформ XIX века) шагом по пути превращения самодержавия в буржуазную парламентскую монархию, но эта эволюция не была завершена, и самодержавие до февраля 1917 г.оставалось полуфеодальной дуалистической монархией, поскольку:

1. Господствующим классом России оставалось полуфеодальное дворянство (В. И. Ленин называл его «крепостнически – дворянски – помещичий класс»), а русскую буржуазию к власти по-прежнему не пускали.

2. Император сохранял огромную власть («чрезвычайное законодательство», руководство внешней политикой, в том числе объявление войны и заключение мира, командование вооруженными силами, формирование правительства и т.д.), а права государственной Думы были сильно ограничены. Она контролировала только 53% государственного бюджета, в том числе 13% бюджета Военного министерства и 19% бюджета МВД, не имела права формирования правительства и могла быть в любой момент распущена императором.

3. В России не было подлинной многопартийности (не было правящей партии, большинство партий были нелегальными или полулегальными).

Слабость российской многопартийности объяснялась особенностями ее истории. В России партий не было до конца XIX в. (в Англии они появились на два века раньше, во второй половине XVII в.). Первой российской политической организацией, называвшей себя партией, была «Народная воля», созданная в 1879 г. но настоящие партии появились в нашей стране позже, на рубеже XIX- XX вв.
В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), но фактически она стала партией только в 1903 г. В 1902 г.возникла Партия социалистов-революционеров (ПСР), в 1903 г.– Союз земцев-конституционалистов, в 1904 г. – либеральный Союз освобождения и черносотенное Русское собрание (формально эта организация существовала с 1900 г. но до 1904 г.занималась только культурно-просветительной работой). Таким образом, первыми в России, в отличие от Запада, возникли не консервативные и либеральные партии (типа английских тори и вигов), а левые социалистические партии. В годы первой русской революции правые и либералы попытались догнать левых. Весной 1905 г. черносотенцы создали Русскую монархическую партию и Союз русских людей, в ноябре 1905 г. – стотысячный Союз русского народа, самую мощную ультраправую партию дореволюционной России. В октябре 1905 г. в результате объединения Союза освобождения и Союза земцев-конституционалистов была создана крупная либеральная партия (в ней было около 100 тыс. членов) – Конституционно-демократическая партия, членов которой называли кадетами. В ноябре 1905 года возник «Союз 17 октября» (около 80 тыс. членов). Быстро росло и общее число российских партий, которых к началу 1906 г. было уже более 100. В это время сложилось четыре политических лагеря, объединявших близкие по социальному составу, целям и средствам политической борьбы партии:

1. Радикальный лагерь (левые), в который входили большевики, эсеры и анархисты. Их цель – социалистическая республика, средства ее достижения – массовое применение насилия (индивидуальный террор у эсеров и вооруженное восстание у большевиков и т. п.).

2. Либеральный демократический лагерь (левый центр), в который входили меньшевики, энесы (члены Трудовой народно-социалистической партии, которых Ленин называл эсеровскими меньшевиками) и кадеты. Их цель – республика (у кадетов – буржуазная, у меньшевиков и энесов - социалистическая), но средства ее достижения – исключительно мирные, без применения насилия (участие в парламентских выборах, в крайнем случае – Всероссийская политическая стачка).

3. Умеренно-консервативный лагерь (правый центр), в который входили октябристы (члены «Союза 17 октября») и партии, стоявшие между ними и кадетами – прогрессисты и мирообновленцы (члены Прогрессивной экономической партии и Партии мирного обновления). Их цель – монархия, постепенно превращающаяся из полуфеодальной дуалистической монархии, созданной в 1905-1906 гг., в классическую буржуазную парламентскую монархию английского образца. Средства достижения этой цели – новые реформы (расширение прав российского парламента, формирование ответственного перед ним правительства т. п.).

4. Реакционно-монархический лагерь (правые), в который входили Союз русского народа, Русская монархическая партия, Союз Михаила Архангела и другие черносотенные партии. Их цель – сохранение монархии образца 1905 – 1906 гг., а средства ее достижения - массовое применение насилия (политические убийства, еврейские погромы и тому подобное). Поэтому современный российский историк С.А.Степанов метко назвал черносотенцев «революционерами справа».

 

5.9. «Третьеиюньская монархия» (1907-1914 гг.)

 

3 июня 1907 г. Николай II подписал манифест о роспуске
II Государственной Думы и новый избирательный закон («бесстыжий»). Современные историки считают эту акцию императора государственным переворотом, так как царь по «Основным законам Российской империи» не имел права без одобрения Государственной Думы изменять избирательный закон, к тому же такое изменение означало качественные перемены в соотношении политических сил в России (новый избирательный закон обеспечивал господство в Думе правых и правого центра). Это было связано с тем, что по «бесстыжему» закону 1907 г. произошло перераспределение числа выборщиков по куриям (с 32% до 50% - в землевладельческой курии, с 43% до 22% - в крестьянской), призванное увеличить представительство помещиков за счет крестьян. Резко сократилось и представительство национальных окраин (число депутатов от Польши и Кавказа сократилось в два раза, от коренных народов Сибири – в полтора, народы Средней Азии вообще лишились мест в Думе).

Таким образом, две движущие силы революции, крестьянство и нерусские народы, были «наказаны» лишением своих мест в Государственной Думе. «Наказан» был и гегемон революции, пролетариат (рабочие потеряли около половины выборщиков, которых они имели по избирательному закону 1905 г.).

Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец Первой русской революции и начало нового этапа в истории российского государства – «третьеиюньской монархии» (термин В.И.Ленина) 1907-1914 гг. Её особенности:

1. Самодержавие пыталось расширить свою социальную базу за счёт буржуазии и зажиточного крестьянства.

2. Новой внутренней политикой стал бонапартизм (лавирование между дворянством и буржуазией, буржуазией и пролетариатом в социальной политике, между правыми и левым центром – в парламентской политике).

3. Власти сделали ставку на разжигание великодержавного шовинизма.

Руководителем нового политического курса стал П.А.Столыпин (в 1902-1906 гг. – гродненский и саратовский губернатор, в 1906-1911 гг. – министр внутренних дел и председатель Совета министров). Цели его внутренней политики:

1. Подавление революции (по столыпинской формуле «Сначала успокоение, потом реформы»).

2. Создание социально-экономических и политических условий для того, чтобы новая революция стала невозможна (путем проведения социально-экономических и политических реформ).

3. Превращение России в мощную в экономическом и военном плане державу.

4. Укрепление самодержавия и диктатуры полуфеодального дворянства.

Решение первой задачи, «успокоения» России, было противоречивым. С одной стороны, Столыпин решал объективно необходимую задачу уничтожения террористов и мятежников, с другой – явно превышал пределы необходимой обороны, нанося удары не только по радикальной, но и по либеральной оппозиции. В 1906-1911 гг. в России было закрыто 978 газет и журналов и более 600 профсоюзов, а около 500 получили отказ в регистрации. В начале 1911 г. из университетов уволили многих либеральных профессоров. При этом репрессивная политика Столыпина объективно готовила почву для большевистского террора. В 1905-1909 гг. военно-полевые и военно-окружные суды приговорили к смертной казни 4797 чел., из которых были казнены 2353 чел. (по 995 казней в год), что было значительно больше, чем в 1826-1906 гг., когда в России было казнено 984 чел. (по 11 казней в год). Такую политику осудил даже предшественник Столыпина на посту главы правительства С.Ю.Витте, который писал:

«Столыпин начал кровавую игру виселицами и убийствами под вывеской полевых судов без соблюдения самых элементарных начал правосудия и в итоге водворил в России положительный террор, но, самое главное, ввел во все направления государственной жизни полнейший произвол и полицейское усмотрение».

Похожую оценку столыпинским репрессиям дают и современные историки, один из которых, А.М.Анфимов отмечает: «Русь, где казнь человека была до XX века редчайшим явлением, столыпинским режимом приучилась к массовым репрессиям».

Главным средством решения второй задачи стала столыпинская аграрная реформа. Её цели:

1. Снять одну из главных причин революции – аграрный вопрос.

2. Сохранить помещичье землевладение.

3. Создать в деревне дополнительную социальную опору самодержавия – широкий слой мелких частных собственников.

4. Ускорить развитие российского сельского хозяйства.

Однако уже к 1909 г. столыпинская реформа провалилась. Созданный в ходе реформы новый социальный слой не оправдал надежд правительства. Он был слишком узким (около 6% крестьян), и столыпинские хуторяне не отказались от борьбы за помещичью землю. Переселенческая политика Столыпина не ликвидировала малоземелья в Центральной России, так как совпала с демографическим бумом в русской деревне (места миллионов переселенцев заняли десятки миллионов родившихся в это время крестьян, и в результате на одного крестьянина в центральных губерниях России приходилось земли меньше, чем до реформы). Качественного скачка в развитии российского сельского хозяйства не было (среднегодовой прирост его продукции в 1900-1905 гг. составлял 2,4%,
в 1909-1913 гг. – 1,5%). Социальные конфликты в русской деревне не сгладились, а обострились (к главной классовой войне в деревне – между основной массой её населения, крестьянами – общинниками и помещиками, добавилась вторая классовая война – между общинниками и столыпинскими хуторянами).

Причины провала столыпинской реформы:

1. Решить аграрный вопрос в России без ликвидации помещичьего землевладения было невозможно.

2. Основная масса крестьян реформу не поддержала. Стать собственниками земли решились только 27% крестьян, 72% из них – под нажимом властей. Более 50% крестьян, вышедших из общины, продали свою землю и ушли в город, пополнив ряды пролетариата. Крепкие хозяйства составили только 19% крестьян, порвавших с общиной.

3. «Двадцати лет покоя», необходимых для успешного завершения аграрной реформы, у Столыпина не было.

Провалилась и другие реформы Столыпина – его национальная политика, которая была вторым (после аграрной реформы) «китом», на которых он пытался построить новую, великую Россию (ограничение автономии Финляндии и Польши, разжигание антисемитизма и т.п.), рабочая политика, военные реформы и т.д.

Таким образом, новый политический курс, руководителем которого был Столыпин, потерпел поражение. Его причины:

1. Столыпин хотел провести свои реформы вне демократии и вопреки ей.

2. У него был острый конфликт с российской элитой, о котором Р. Пайпс писал так: «Чтобы вести страну к стабильности, ему [Столыпину] необходима была безоговорочная поддержка двора и хотя бы в какой-то степени сочувствие либеральных и консервативных партий. Он не встретил ни того, ни другого. …Хотя отнял жизнь у Столыпина революционер, политическое его убийство совершили именно те люди, которых он пытался спасти».

3. Столыпин пытался сохранить то, что уже невозможно было сохранить, - господство полуфеодального дворянства и самодержавие.

4. Попытка заменить реформы великодержавным шовинизмом провалилась, встретив сопротивление большинства населения России.

5.10. Государственный строй Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)

В годы Первой мировой войны в государственном строе Российской империи произошли новые изменения.

Началось формирование государственно - монополистического капитализма. В мае 1915 г. были созданы военно-промышленные комитеты, целью которых было посредничество между властями империи и промышленными предприятиями (распределение военных заказов, регулирование внешней торговли и рынка сырья). Летом 1916 г. началось создание Особых совещаний по обороне, состав которых определялся Государственной Думой и утверждался императором. Их задачей было распределение военных заказов и контроль за администрацией государственных и частных предприятий (с правом ее отстранения от руководства заводами и фабриками). Осенью 1916 г. был создан Союз земств и городов (Земгор). Его функции – оказание помощи раненым, распределение заказов по мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Во всех этих организациях русская буржуазия и активисты буржуазных партий получили опыт управления государством, который позволил им сразу же после свержения самодержавия в феврале 1917 г. захватить власть и начать строительство нового, демократического государства – Февральской республики. Примером может служить биография председателя Тульской губернской земской Управы – князя Г. Е. Львова, который в 1912 г. был избран депутатом 4-ой Думы, в 1916 г. был председателем Земгора, а в марте
1917 г. – председателем Временного правительства.

В годы войны усилилось вмешательство государства в социально – экономические процессы. Были установлены твердые цены на сырье и продовольствие, введены карточная система и продовольственная разверстка. Для обеспечения фронта и тыла продовольствием был создан Главный продовольственный комитет.

Другая особенность государственного строя России этого времени – кризис «верхов». Шла «министерская чехарда» (за три года в России сменилось четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра иностранных дел, три министра путей сообщения и т. д.). Усилилась роль императрицы Александры и Григория Распутина. Небывалых размеров достигла коррупция. В результате к началу 1917 г. Россия стояла на пороге новой революции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрреформы 80-90-х гг. XIX века | Превращение Русской православной церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.