КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели платежеспособности Конана и Гольдера
Метод credit – men, разработанный Ж.Депаляном (Франция). Финансовая ситуация на предприятии может быть охарактеризована с помощью пяти показателей: R1 Коэффициент быстрой ликвидности = дебиторская задолженность + денежные средства +Краткосрочные финансовые вложения / краткосрочные обязательства; R2 Коэффициент кредитоспособности = Капитал и резервы / общие обязательства4 R3 Коэффициент иммобилизации собственного капитала = капитал и резервы / остаточная стоимость внеоборотных активов; R4 Коэффициент оборачиваемости запасов = стоимость проданных товаров / Запасы; R5 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка / Дебиторская задолженность. Для каждого коэффициента определяют его нормативное значение с учетом специфики отрасли, сравнивают с показателем на предприятии и вычисляют значение функции N: N = 25 х R1 + 25 ХR2 + 10 Х R3 + 20 Х R4 + 20 Х R5, где R – это есть отношение значения коэффициента изучаемого предприятия к нормативному значению коэффициента. Если N = 100, то финансовая ситуация предприятия нормальная, если N >100, то ситуация хорошая, если N <100, ситуация на предприятии вызывает беспокойство.
Z = -0,16 X1 – 0,22 X2 + 0,87 X3 + 0,1 X4 -0,24 X5, Где Х1 = Дебиторская задолженность+ денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / общие активы; Х2 = Постоянный капитал / общие активы; Х3 = Проценты к уплате / Выручка от продаж; Х4 = Расходы на персонал / Добавленная стоимость Добавленная стоимость = Стоимость продукции – Стоимость сырья, энергии, услуг сторонних организаций.; Х5 = прибыль от продаж / Привлеченный капитал. Авторы дифференцировали вероятность задержки платежей в зависимости от значений показателя Z:
Лекция 4. Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятий. Политика антикризисного финансового управления включает диагностику банкротства с помощью проведения финансового анализа для выявления угрозы банкротства и разработки мер, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния. Реализация политики антикризисного управления предприятием предполагает оценку финансового состояния на основе совокупности показателей и критериев. С этой целью в анализе определяется группа показателей, по которым судят о возможной угрозе банкротства. К ним относятся показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Кроме того, для оценки жизнеспособности предприятия в перспективе и его способности уйти от проблемы банкротства за счет внутренних резервов проводится оценка производственных факторов и анализ с использованием факторных моделей (в частности, модели Дюпона). В эту систему включают также оценку влияния внешней среды. Уровень текущей угрозы банкротства определяют с помощью показателей платежеспособности, при помощи которых оценивают перспективы удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязательств по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в соответствии с предусмотренными законодательством о банкротстве сроками нарушения финансовых обязательств. Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает: • осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития; • определение масштабов кризисного состояния предприятия;. исследование основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия;
• формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам; • выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. • выбор эффективных форм санации предприятия; • обеспечение контроля за результатами мероприятии по выводу предприятия из финансового кризиса В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация, инициируемая самим предприятием. Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника учредителями, собственниками имущества, его кредиторами и иными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения долгов. Досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Остановимся подробнее на формах санации, связанных с реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности. Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 57), проводится по решению их учредителей (участников). Решение о реорганизации принимается высшим органом управления юридического лица: • общим собранием акционеров в акционерных обществах; •общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью. Формы финансового оздоровления (санации): 1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга 2. Дотации и субвенции за счет бюджета 3. Государственное льготное кредитование 4. Слияние 5. Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию
6. Присоединение 7. Разделение 8. Преобразование 9. Целевой банковский кредит 10. Выделение 11. Перевод долга на другое юридическое лицо 12. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные 13. Выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию 14. Отсрочка погашения облигаций предприятия 15. Списание кредитором части долга Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации нового юридического лица. В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус. При формах санации, направленных на реорганизацию предприятия, основными санаторами могут быть собственники предприятия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия. Сравнение эффективности различных схем реорганизации предприятия на базе перечисленных нами форм санации позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы, выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией. В отличие от реорганизационных применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Различают принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Цель ликвидационных процедур - удовлетворение обоснованных требований кредиторов к предприятию-должнику. Порядок проведения ликвидации (конкурсного производства) и очередность удовлетворения требований кредиторов определены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Правовая суть реорганизации состоит в том, что, хотя деятельность определенного юридического лица прекращается, во всех случаях реорганизации, кроме выделения, его права и обязанности не прекращаются, а передаются другим юридическим лицам — правопреемникам. В этом заключается принципиальное отличие реорганизации от ликвидации, при которой правопреемника нет.
После принятия решения о реорганизации учредители должны в письменной форме уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия. В уведомлении необходимо указать, какая организация будет рассчитываться с кредитором после реорганизации предприятия-должника. Сообщение о реорганизации публикуется также в печатном органе, который издает данные о государственной регистрации юридических лиц. В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бухгалтерские документы, позволяющие точно установить, кому конкретно и какое имущество передано, но это также документы, имеющие большое правовое значение. В них определяется, на кого возложено выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоров поставки, оплата определенной продукции и т. п.), кто получил соответствующие права (например, право требовать уплату задолженности, арендной платы, расходов по доставке товара и т. п.). При слиянии, присоединении или преобразовании юридических лиц права и обязанности реорганизованных предприятий переходят к вновь созданным организациям на основании передаточного акта, при выделении и разделении — на основании разделительного баланса. Передаточный акт или разделительный баланс вместе с учредительными документами предоставляются для государственной регистрации вновь созданных юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Перед составлением передаточного акта или разделительного баланса на предприятии проводится полная и сплошная инвентаризация. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. В ходе инвентаризации проверяются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором и кредитором. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах. Затем проводится оценка передаваемого правопреемнику имущества и обязательств реорганизуемого предприятия. Если основные средства и нематериальные активы оцениваются по остаточной стоимости, материально-производственные запасы - по фактической стоимости, финансовые вложения - по первоначальной стоимости, то стоимость имущества, указанная в передаточном акте или разделительном балансе, будет совпадать с данными бухгалтерского учета. Учредители могут оценить имущество и по рыночной стоимости, тогда его стоимость в передаточном акте или разделительном балансе не совпадет с данными бухгалтерского учета. Но при этом никаких дополнительных записей на счетах бухгалтерского учета не делают. Расходы, связанные с оценкой имущества по рыночной стоимости (например, услуги оценщика), признаются организациями, участвующими в реорганизации, прочими операционными расходами периода. Они отражаются в бухгалтерском учете осуществляющей их организации и оформляются записью: Дебет 91-2 Кредит 76 Основанием для составления передаточного акта или разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность, сформированная на последнюю дату перед составлением указанных документов. Кроме того, по решению учредителей обычно прилагаются следующие документы: • акты инвентаризации имущества и обязательств; • первичные учетные документы по передаваемым материальным ценностям (накладные по материально-производственным запасам, акты приемки-передачи основных средств и нематериальных активов и т. п.); • расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого предприятия. Преобразованная организация должна составить заключительную бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дню государственной регистрации вновь создаваемой организации. При этом закрываются счета учета прибылей и убытков, а сумма чистой прибыли распределяется по решению учредителей. Бухгалтерская отчетность правопреемника формируется на основе данных передаточных актов и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющихся организаций, за исключением: • числовых показателей, отражающих взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми предприятиями, включая расчеты по дивидендам; • финансовых вложений одних реорганизуемых предприятий в уставные капиталы других реорганизуемых предприятий; • иных активов и обязательств, характеризующих взаимные расчеты реорганизуемых предприятий, включая прибыли и убытки в результате взаимных операций. Один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки — предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным пред приятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем: - текущий спрос на продукцию предприятий; - основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий; - состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, проводится в несколько этапов: I этап — распределение предприятий по группам; II этап — анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия; III этап — оценка экономического состояния предприятия; IV этап — анализ представленного плана финансового оздоровления. Оказание государственной финансовой поддержки ориентировано в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей: • в сжатые сроки провести реконструкцию производства и его диверсификацию; • обеспечить увеличение производства продукции, пользующейся спросом на соответствующем товарном рынке; • значительно улучшить качество выпускаемой продукции; • создать условия для эффективного осуществления своей хозяйственной деятельности. Решение об оказании государственной поддержки или санации принимается на основании анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и предложений по его оздоровлению. При отборе предприятий, подлежащих решению об оказании государственной поддержки, необходимо учитывать критерии по направлениям деятельности и принадлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев. Исходя из принятых приоритетов, целесообразно оказывать государственную поддержку предприятиям: • продукция которых может быть реализована на потребительском рынке, в первую очередь изготавливающим продовольственные и непродовольственные товары народного потребления, лекарственные средства; • обеспечивающим поддержание обороноспособности и безопасности государства. Особенно предприятиям и производствам, связанным с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии, например ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производства радиоактивных материалов и их хранения, производства боеприпасов и др.; • деятельность которых регулируется, в том числе лицензируется, государством и работающим по регулируемым ценам. Кроме того, государственная поддержка может оказываться следующим группам предприятий: • перспективным предприятиям, которые смогут активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационных систем на базе электронизации, современных транспортных систем) • выпускающим конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных «прорывных» технологий; • производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей; • обеспечивающим выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих экологию производства; • с широкими кооперационными межотраслевыми и межрегиональными связями. При отборе предприятий для оказания государственной поддержки необходима оценка социальных последствий остановки отдельных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся: - высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства; - узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для диверсификации производства из-за удаленности поселений, слабой транспортной и социальной инфраструктур; - спецификой демографической ситуации некоторых территорий. Особое внимание при отборе предприятий для государственной поддержки уделяется тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных производств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия — единственный источник существования. Лекция 5. Бухгалтерский учет в условиях банкротства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |