Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели платежеспособности Конана и Гольдера




Метод credit – men, разработанный Ж.Депаляном (Франция).

Финансовая ситуация на предприятии может быть охарактеризо­вана с помощью пяти показателей:

R1 Коэффициент быстрой ликвидности = дебиторская задолженность + денежные средства +Краткосрочные финансовые вложения / краткосрочные обязательства;

R2 Коэффициент кредитоспособности = Капитал и резервы / общие обязательства4

R3 Коэффициент иммобилизации собственного капитала = капитал и резервы / остаточная стоимость внеоборотных активов;

R4 Коэффициент оборачиваемости запасов = стоимость проданных товаров / Запасы;

R5 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка / Дебиторская задолженность.

Для каждого коэффициента определяют его нормативное значение с учетом специфики отрасли, сравнивают с показателем на предприятии и вычисляют значение функции N:

N = 25 х R1 + 25 ХR2 + 10 Х R3 + 20 Х R4 + 20 Х R5,

где R – это есть отношение значения коэффициента изучаемого предприятия к нормативному значению коэффициента. Если N = 100, то финансовая ситуация предприятия нормальная, если N >100, то ситуация хорошая, если N <100, ситуация на предприятии вызывает беспокойство.

 

 

Z = -0,16 X1 – 0,22 X2 + 0,87 X3 + 0,1 X4 -0,24 X5,

Где Х1 = Дебиторская задолженность+ денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / общие активы;

Х2 = Постоянный капитал / общие активы;

Х3 = Проценты к уплате / Выручка от продаж;

Х4 = Расходы на персонал / Добавленная стоимость

Добавленная стоимость = Стоимость продукции – Стоимость сырья, энергии, услуг сторонних организаций.;

Х5 = прибыль от продаж / Привлеченный капитал.

Авторы дифференцировали вероятность задержки платежей в зависимости от значений показателя Z:

Значение Z Вероятность платежа, %
+0,21  
+0,048  
+0,002  
-0,02  
-0,068  
-0,087  
-0,107  
-0,131  
-0,164  

 

 

Лекция 4. Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятий.

Политика антикризисного финансового управления включает диагностику банкротства с помощью проведения финансового ана­лиза для выявления угрозы банкротства и разработки мер, обеспе­чивающих выход предприятия из кризисного состояния. Реализа­ция политики антикризисного управления предприятием предпо­лагает оценку финансового состояния на основе совокупности показателей и критериев. С этой целью в анализе определяется группа показателей, по которым судят о возможной угрозе банк­ротства. К ним относятся показатели платежеспособности, финан­совой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Кроме того, для оценки жизнеспособности предприятия в перспективе и его способности уйти от проблемы банкротства за счет внутренних резервов проводится оценка производственных факторов и анализ с использованием факторных моделей (в частности, модели Дюпона). В эту систему включают также оценку влияния внешней среды.

Уровень текущей угрозы банкротства определяют с помощью показателей платежеспособности, при помощи которых оценивают перспективы удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязательств по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в соответствии с предусмотренными законодательством о банкротстве сроками нарушения финансовых обязательств.

Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:

• осуществление постоянного мониторинга финансового со­стояния предприятия с целью раннего обнаружения призна­ков его кризисного развития;

• определение масштабов кризисного состояния предприятия;. исследование основных факторов, обусловливающих кри­зисное развитие предприятия;

• формирование системы целей выхода предприятия из кри­зисного состояния, адекватных его масштабам;

• выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния.

• выбор эффективных форм санации предприятия;

• обеспечение контроля за результатами мероприятии по выводу предприятия из финансового кризиса

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод пред­приятия из кризисного финансового состояния, важная роль отво­дится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее ши­рокий диапазон форм имеет досудебная санация, инициируемая самим предприятием.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника учредителями, собственниками имущества, его кредиторами и иными лицами в форме предостав­ления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения долгов.

Досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена зада­чам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Остановимся подробнее на формах санации, связанных с реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганиза­ционных процедур состоит в том, что они направлены на обеспе­чение нормального функционирования предприятия и восстанов­ление его платежеспособности.

Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодек­су РФ (ст. 57), проводится по решению их учредителей (участников). Решение о реорганизации принимается высшим органом управле­ния юридического лица:

• общим собранием акционеров в акционерных обществах;

•общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью.

Формы финансового оздоровления (санации):

1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга

2. Дотации и субвенции за счет бюджета

3. Государственное льготное кредитование

4. Слияние

5. Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию

6. Присоединение

7. Разделение

8. Преобразование

9. Целевой банковский кредит

10. Выделение

11. Перевод долга на другое юридическое лицо

12. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные

13. Выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию

14. Отсрочка погашения облигаций предприятия

15. Списание кредитором части долга

Реорганизация считается завер­шенной с момента государственной регистрации нового юридиче­ского лица. В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус.

При формах санации, направленных на реорганизацию предпри­ятия, основными санаторами могут быть собственники предприя­тия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия.

Сравнение эффективности различных схем реорганизации предприятия на базе перечисленных нами форм санации позволя­ет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы, выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизацион­ных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия и избежать объявления предприятия-должника банк­ротом с последующей его ликвидацией.

В отличие от реорганизационных применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Разли­чают принудительную ликвидацию предприятия-должника по ре­шению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоя­тельного предприятия под контролем кредиторов. Цель ликвида­ционных процедур - удовлетворение обоснованных требований кредиторов к предприятию-должнику. Порядок проведения ликви­дации (конкурсного производства) и очередность удовлетворе­ния требований кредиторов определены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовая суть реорганизации состоит в том, что, хотя деятель­ность определенного юридического лица прекращается, во всех случаях реорганизации, кроме выделения, его права и обязанно­сти не прекращаются, а передаются другим юридическим лицам — правопреемникам. В этом заключается принципиальное отли­чие реорганизации от ликвидации, при которой правопреемни­ка нет.

После принятия решения о реорганизации учредители должны в письменной форме уведомить об этом кредиторов реорганизуе­мого предприятия. В уведомлении необходимо указать, какая орга­низация будет рассчитываться с кредитором после реорганизации предприятия-должника. Сообщение о реорганизации публикуется также в печатном органе, который издает данные о государствен­ной регистрации юридических лиц.

В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бух­галтерские документы, позволяющие точно установить, кому кон­кретно и какое имущество передано, но это также документы, име­ющие большое правовое значение. В них определяется, на кого возложено выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоров поставки, оплата определенной продукции и т. п.), кто получил соответствующие права (например, право тре­бовать уплату задолженности, арендной платы, расходов по достав­ке товара и т. п.).

При слиянии, присоединении или преобразовании юридических лиц права и обязанности реорганизованных предприятий переходят к вновь созданным организациям на основании передаточного акта, при выделении и разделении — на основании разделительного баланса.

Передаточный акт или разделительный баланс вместе с учреди­тельными документами предоставляются для государственной реги­страции вновь созданных юридических лиц или внесения измене­ний в учредительные документы существующих юридических лиц.

Перед составлением передаточного акта или разделительного ба­ланса на предприятии проводится полная и сплошная инвентариза­ция. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. В ходе инвентаризации проверяются наличие, состояние и оцен­ка имущества и обязательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором и кредитором. Выявленные при инвентариза­ции расхождения между фактическим наличием имущества и дан­ными бухгалтерского учета отражаются на счетах.

Затем проводится оценка передаваемого правопреемнику имуще­ства и обязательств реорганизуемого предприятия. Если основные средства и нематериальные активы оцениваются по остаточной сто­имости, материально-производственные запасы - по фактической стоимости, финансовые вложения - по первоначальной стоимости, то стоимость имущества, указанная в передаточном акте или раздели­тельном балансе, будет совпадать с данными бухгалтерского учета.

Учредители могут оценить имущество и по рыночной стоимо­сти, тогда его стоимость в передаточном акте или разделительном балансе не совпадет с данными бухгалтерского учета. Но при этом никаких дополнительных записей на счетах бухгалтерского учета не делают.

Расходы, связанные с оценкой имущества по рыночной стоимо­сти (например, услуги оценщика), признаются организациями, участвующими в реорганизации, прочими операционными расходами периода. Они отражаются в бухгалтерском учете осуществляющей их организации и оформляются записью:

Дебет 91-2 Кредит 76

Основанием для составления передаточного акта или раздели­тельного баланса служит бухгалтерская отчетность, сформирован­ная на последнюю дату перед составлением указанных документов. Кроме того, по решению учредителей обычно прилагаются следу­ющие документы:

• акты инвентаризации имущества и обязательств;

• первичные учетные документы по передаваемым материаль­ным ценностям (накладные по материально-производствен­ным запасам, акты приемки-передачи основных средств и нематериальных активов и т. п.);

• расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого предприятия.

Преобразованная организация должна составить заключитель­ную бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дню госу­дарственной регистрации вновь создаваемой организации. При этом закрываются счета учета прибылей и убытков, а сумма чистой прибыли распределяется по решению учредителей.

Бухгалтерская отчетность правопреемника формируется на основе данных передаточных актов и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющихся организаций, за исключением:

• числовых показателей, отражающих взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми предприятиями, включая расчеты по дивидендам;

• финансовых вложений одних реорганизуемых предприятий в уставные капиталы других реорганизуемых предприятий;

• иных активов и обязательств, характеризующих взаимные расчеты реорганизуемых предприятий, включая прибыли и убытки в результате взаимных операций.

Один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки — предоставление пред­приятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, госу­дарственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным пред приятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом долж­на стать ликвидация неэффективных предприятий.

Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих вы­воду из числа действующих в связи с их неэффективностью, бази­руется на селективном подходе, учитывающем:

- текущий спрос на продукцию предприятий;

- основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий;

- состояние основных производст­венных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, прово­дится в несколько этапов:

I этап — распределение предприятий по группам;

II этап — анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия;

III этап — оценка экономического состояния предприятия;

IV этап — анализ представленного плана финансового оздоровления.

Оказание государственной финансовой поддержки ориентиро­вано в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей:

• в сжатые сроки провести реконструкцию производства и его диверсификацию;

• обеспечить увеличение производства продукции, пользу­ющейся спросом на соответствующем товарном рынке;

• значительно улучшить качество выпускаемой продукции;

• создать условия для эффективного осуществления своей хо­зяйственной деятельности.

Решение об оказании государственной поддержки или санации принимается на основании анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и предложе­ний по его оздоровлению. При отборе предприятий, подлежащих решению об оказании государственной поддержки, необходимо учитывать критерии по направлениям деятельности и принадлежно­сти к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев. Исходя из принятых приоритетов, целесообразно оказывать государ­ственную поддержку предприятиям:

• продукция которых может быть реализована на потреби­тельском рынке, в первую очередь изготавливающим про­довольственные и непродовольственные товары народного потребления, лекарственные средства;

• обеспечивающим поддержание обороноспособности и безо­пасности государства. Особенно предприятиям и производ­ствам, связанным с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии, например ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производства радиоактивных материалов и их хранения, про­изводства боеприпасов и др.;

• деятельность которых регулируется, в том числе лицензиру­ется, государством и работающим по регулируемым ценам. Кроме того, государственная поддержка может оказываться сле­дующим группам предприятий:

• перспективным предприятиям, которые смогут активизи­ровать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения техно­логической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационных систем на базе электрониза­ции, современных транспортных систем)

• выпускающим конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных «прорывных» технологий;

• производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее вре­мя отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограни­ченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;

• обеспечивающим выпуск энергосберегающей техники и освое­ние новых прогрессивных технологий, увеличивающих про­изводительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, авто­матизацию производства и повышающих экологию произ­водства;

• с широкими кооперационными межотраслевыми и межреги­ональными связями.

При отборе предприятий для оказания государственной поддерж­ки необходима оценка социальных последствий остановки отдель­ных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся:

- высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства;

- узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для диверсификации производства из-за удаленности посе­лений, слабой транспортной и социальной инфраструктур; - спецификой демографической ситуации некоторых территорий. Особое внимание при отборе предприятий для государственной поддержки уделяется тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных производств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия — единственный источник существо­вания.

Лекция 5. Бухгалтерский учет в условиях банкротства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.