Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XVII-XVIII веках




 

1.Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. 2.Просветительские реформы начала XVIII века.

3.Организация государственных светских учебных заведений.

4.Деятельность М. В. Ломоносова в области просвещения.

5.Становление системы дворянского воспитания.

6. Идея воспитания «новой породы людей» и ее реализация в закрытых сословных учебных заведениях.

7.Начало женского образования в России.

 

1. 18 век занимает особое место в истории образования и воспитания в России. Именно в этом веке была создана светская школа; сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны в тории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения 18 века выделяют 4 периода:

I период – 1 четверть 18 века. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества.

II период – 1730 – 1765 гг. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьбы М.Ломоносова за общенародное образование и создание Московского университета.

III период – 1766–1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

IV период – школьная реформа 1782–1786 гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Все это нам так или иначе предстоит рассмотреть.

2. Итак, в начале 18 в. были открыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (пушкарская) школа, Медицинская школа, Инженерная школа, две Горные школы (одна – при Оленецких, другая – при Уральских заводах). Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Инженерная школа, высшие классы Артиллерийской школы, Морская академия готовили офицерские кадры из числа дворянских детей.

Навигацкая школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, учителей в другие школы, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников. Не знающие грамоты поступали в 1 класс, называвшийся русской школой, затем переходили в арифметический. Дети разночинцев обычно на этом оканчивали учение и становились писарями, помощниками архитекторов и т.д.

Дети дворян обязаны были учиться дальше и осваивали геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школы, посылались за границу для совершенствования знаний и службы на военных кораблях. В 1915 году в Санкт–Петербург были переведены старшие классы школы под названием Морской академии. Всего в Москве и Санкт–Петербурге в этих школах обучалось 800 человек. Это были первые светские школы. Внутренняя жизнь этих школ была встречена населением недоверчиво. Так, даже помещение Сухареву башню – считали жилищем нечистой силы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу. За неявку в школу могли сослать на галерные работы, били батогами, наказывали денежным штрафом. Бежавших из школы, ловили, брали под караул, порой даже отбирали имение в казну. Кроме того, в каждом классе находился дядька, который при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какие звания, а среди питомцев были дети даже самых знатных семей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. При обучении грамоте следовали старым порядкам: сначала учили азбуку, потом часослов, псалтырь – на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно.

Главный метод обучения – заучивание наизусть учебников. Тем не менее эти школы имели свои результаты. Из навигаторов выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметьев и др. Из этой же школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры. Наконец, оттуда вышли и учителя для других школ.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Вызвано это было следующими причинами: В 30-е годы дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получили. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские, кадетские корпуса: Морской и Сухопутный. В 1752 г. На базе Морской академии учрежден был Морской шляхетский корпус для дворян, а Школа навигационных наук ликвидирована. Дворяне были переведены в Морской корпус, дети же «разночинцев» переведены в различные службы.

В 1701 г. В Москве на пушечном дворе учреждается артиллерийская (пушкарская) школа. Сначала там обучались дети разных сословий; впоследствии – преимущественно дворянские дети. В то же время были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже тоже были слиты в одну. А в Петербурге была основана Артиллерийская школа.Главной задачей этих школ – подготовка к практической деятельности. Ученики жили на «вольных квартирах», порядка в учении было мало, учителя нещадно били своих учеников. Позже артиллерийская и инженерная школы были объединены в одну. Круг дисциплин был расширен за счет введения химии, физики, истории, географии, иностранных языков, танцев, рисования, фейерверочного искусства. Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации. Главный способ наказания – розги в присутствии воспитанников. Способы поощрения – серебряные и позолоченные медали с изображением вензеля Императрицы – Екатерины II. Это в основном было предназначено для отличников.

В 1759 г.был учрежден Пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из 3-х классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер–пажеского) класса на 16 человек. Важным событием в жизни России было учреждение Академии наук в 1725 году. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университеты и гимназии.Успешно окончившие гимназию должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Основные дисциплины, изучавшиеся в университете, – математика, физика, философия, история, право. Однако процесс преподавания в университете был примитивен. Профессора обычно не читали лекции, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались очень неподготовленными. За грубость студентов секли розгами. Средств на содержание и развитие не хватало. Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 году. При открытии было 100 студентов. 30 лет спустя – 82. В 1765 году значился по спискам один студент на всем юридическом факультете, а год спустя такое же положение на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил диплома, т.к. не выдержал экзамена. Лекции читались европейцами на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет. Один из современников заметил, что там не только нельзя было научиться чему–нибудь, но и можно было утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Ломоносов пытался изменить положение. При жизни ему многое удалось сделать, но после смерти его университет практически перестал существовать, в нем было всего 2 студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру.

Одновременно с университетом были основаны 2 академические гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Разночинцев учили в основном живописи, театральному искусству, пению, музыке. В гимназии для дворян древние классические языки, французский, немецкий, философию, древнюю словесность и многие другие предметы. Уровень преподавания, однако, был очень низким. Как правило, знаниями учащиеся не блистали, но медали получали.

Вот как проходил экзамен по географии: «Товарищ мой спрошен был, куда течет Волга. «В Черное море», – ответил он. Спросили о том же другого. «В Белое», – отвечал он. Сей же вопрос был задан мне. «Не знаю», – ответил я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили». Торжественный акт окончания гимназии без получения медалей был невозможен.

Характер воспитания в гимназиях отличался гуманностью. Педагогам рекомендовалось избегать жестокости и наказаний.

3. М.В.Ломоносов – ученый–энциклопедист, художник, поэт. Жизненный путь Ломоносова хорошо известен. Сын поморского крестьянина, самоучка, скрыв свое происхождение, в 19 лет поступает в Славяно–греко–латинскую академию. В ней он получает широкую общеобразовательную подготовку, учится искусству. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук. Затем учеба за границей – в Германии. С 1741 г. И до самой смерти Ломоносов вел научную, преподавательскую и общественную деятельность в России.

Ломоносов имел свои педагогические убеждения. Цели воспитания он формировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Природу человека он рассматривал иерархически: «нижняя, чувственная, эгоистическая», и «высшая, духовная, патриотическая». Отсюда цель просвещения – научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество. В Петербургской академии наук шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии. Ломоносов выступал против узкой научной замкнутости академиков – немцев, за выдвижение на передний план интересов государства Российского. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которой могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге ему это сделать не удалось, и он начинает эту работу в Москве. Ломоносов создает ряд учебных пособий, охватывавших и гуманитарные, и естественные научные дисциплины: «Краткое руководство к риторике», «Риторика», включающие хрестоматию по русской и зарубежной литературе, «Российская грамматика» (выдержала 11 изданий и переведена была на все европейские языки), учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю – императору Петру Великому», а также учебные книги по химии, физике.

В 1755 г. Императрица издала указ об учреждении в Москве университета и 2-х гимназий: для дворян и разночинцев. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководителем университетских гимназий. Важнейшим документом этого периода был «Регламент академической гимназии».

4. Определенное влияние на организацию, содержание, воспитание и образование детей в 18 веке оказывали педагогические теории, развиваемые либо в специальных произведениях о воспитании, либо высказываемые попутно в других сочинениях, либо вытекавшие из практической деятельности отдельных вызывающихся людей.

Рассмотрим некоторые из них.

Посошков Иван Тихонович «изложил целую систему педагогики» в сочинении «Завещание отеческое». Это сочинение есть «Домострой» 18 века, т.к. в нем содержатся наставления, как и в «Домострое» 16 в., касающиеся нравственно–христианской жизни, выполнения обязанностей семейных, церковных и разных призваний и должностей, которые могут быть поручены человеку или. По обстоятельствам жизни, добровольно взяты им на себя.

Так, попавших в руки правосудия разбойников и воров он советует «пытать жестоко», «пытать смертельно, без милосердия», а потом «немедля вершить», т.е. предавать смерти. Стесняться нечего, так Господом велено «злых зле погублять». Если же какой вор не подлежит смертной казни, того просто не освобождать, но класть ему клейма «иглицами на руках и на лице». Раскольникам, даже только сомнительным, также иглицами на обеих руках полагать знаки.

Клеймение, попытки, сжигание, бросание тел на съедение псам – вот меры борьбы с отступниками от веры и законов божьих.Общий христианский идеал Посошков изображает такими чертами своему сыну: «От всякого зла удаляйся. Так жить навыкай, чтобы никого ничем не оскорбить, ни старого, ни малого, ни богатого, ни бедного. Особенно не нужно лгать, потому что отец лжи – дьявол. Когда едешь на коне, позаботься никого не теснить и с дороги не стиснуть в грязь, ни богатого, ни убогого, даже позаботься о том, чтобы не забрызгивать никого грязью». «И не токма человека люби, но и скота милуй». Если на дорогое наедешь на курицу, роющуюся в песке, не тесни ее, а объезжай, если наедешь на спящую собаку или просто валяющуюся на солнышке, то также объезжай ее, «дабы и псу досаждения каковы не учинити». Деревьев без толку ломать ни больших, ни малых не нужно, засеянную пашню топтать не следует. Дом свой не расширяй чрезмерно, чтобы не уменьшить света у соседа, не утеснить его. На поклоны непременно всем отвечай, даже детям, да непременно сняв шапку: «не буди шапка твоя пригвождена к главе твоей»; за подарки отдаривай вдвое. Словом всякому человеку нужно делать добро, знакомому и незнакомому, другу и недругу, миловать животных, не истреблять без толку растений. «Богу бо ничто тако не любезно, яко милосердие». «Буди ко всем людям нисходителен».

Делая наставления о том, как себя вести в различных жизненных положениях, Посошков особенно настаивает на необходимости честного посильного труда, работы неустанной, правильной, не за страх, а за совесть. Будет ли то труд простой, физический или духовный, административный, всюду и всегда трудись вовсю, честно, всею христианской правдой работай.

Самое главное в воспитании у Посошкова «учить детей неоплошно и держать их в великой грозе, первое, чтобы пред Богом трепетали, а второе, чтобы и родителей боялись, одного их взгляда». Древние святые повелевали детей своих бить нещадно, поэтому учи их добродетели и строго наказывай. Не только сам не играй с детьми, но и не пускай их на улицу играть с товарищами. Всего больше Посошков боится собственной детской воли, детской свободы и самостоятельности, которые представляются ему своеволием. А потому держи крепко детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, а по воле родительской. Имя для родившихся следует избирать бого святого, в какой день родится. Посошков советует избирать малоупотребительные имена, чтобы святые за неудобство имени не были в пренебрежении (Созонт, Доримедонт, Акила, Урван, Епимах и др.).

С самого начала первыми словами дитяти должны быть не тятя, не мама, но «Бог на небе». Взяв руки дитяти, указуй ему на небо и говори: «Бога бойся, ни с кем не бранися, не дерися. Бог с неба смотрит и, что бы ни сделаешь, видит; и языка своего не выставляй: Бог за то тебя убьет».

Но в педагогических взглядах Посошкова есть некоторые новшества. Так, он предлагает учить славянскому чтению, письму, грамматике, выкладке цифирной до деления, латинской грамоте и языку, или греческому, или польскому, а потом нужно учить художеству, к какому кто способен. Особенно же полезно учить рисовать. Физическое воспитании должно быть построено просто: ни богатых, ни легких одежд не нужно, «пищами сладостными детей своих не весьма питай, но обучай их к ядению суровых ядей, понеже суровых яди приносят человеку здоровие и долголетие». От вина нужно особенно остерегать детей…Таким образом, Посошков есть воплощенное педагогическое противоречие. С одной стороны, он проповедник и защитник гуманности. Не тронь собаку, курицу. Но с другой стороны, он остается верен законам Ветхого завета, Домострою 16 в.: детей бей нещадно, сокрушай им ребра. Древа не ломай, а детскую волю сломи,

Не менее интересны педагогические взгляды Татищева Василия Никитича. Педагогика Татищева – педагогика утилитарная, и все его жизненные воззрения проникнуты грубым петровским началом непосредственной практической пользы и профессионализма.

В «Разговоре о пользе науки и училищ» Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, каковое возможно только при помощи науки. Познание себя необходимо для нашего будущего и настоящего благополучия, а следовательно наука полезна всем. А т.к. науку в то время уважали мало, Татищев считает нужным доказать ее пользу для государства вообще и для отдельных сословий в частности.Татищев разъясняет пользу науки для правильного понимания веры, что не знавшие науки, искажали веру. Истинная философия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку. Наука полезна для управления государством, для правящего класса, а также для простого люда прежде всего для укрепления в нем добрых нравов. Незнание или же глупость вредит успеху и личности, и общества. Самая же сущность науки заключается в ее практической полезности. Поэтому науки Татищев разделяет на полезные, нужные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки: домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие. Полезные науки: письмо, грамматика, красноречие, изучение иностранных языков, история, генеология, география, ботаника, анатомия, физика, химия. Щегольские: стихотворство, музыка, танцевание, знаменование (живопись). Любопытные: астрономия, физиономика, хиромантия, алхимия.Вредные: гадание, волшебства разного рода, некромантия (вещание через мертвых), гидромантия (вещание через воду), аеромантия (вещание через воздух), пиромантия (вещание через огонь).

Педагогика Татищева была не только узко утилитарной, но и резко сословной. Главные заботы его были об образовании дворянства. Кроме того, в указании состава образовательного курса Татищев оказывается двойственным: с одной стороны, он допетровский педагог, судя по обилию указываемых им занятий религиозно–церковного характера, а с другой – новатор: он вводит в курс неслыханные до Петра предметы: артиллерия, фортификация, воинские законы.Что касается народных масс, то по его мнению, крестьянских детей обоего пола следует учить от 5 до 10 лет грамоте и письму, а от 10 до 15 лет – ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужчин и женских семинариях; за ними должны следовать школы для «предуготовления к высоким наукам и, наконец, две академии или университеты, предназначенные для произведения в совершенство знания, а еще, корпус кадетов».

5.Иван Иванович Бецкой был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, под влиянием идей французских просветителей. Он полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.

Бецкой был внебрачным сыном князя Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Именно ему Екатерина II поручила создание в России системы воспитательных учреждений для дворянских детей. В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру», оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.Оптимальная форма организации воспитания и обучения – закрытое воспитательное учреждение, куда должны будут приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в учреждении они должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от влияния родственников. Таким образом предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», которые воспитывали бы своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности. Как воплощались эти идеи? Были созданы: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, воспитательное общество благородных девиц в Петербург и коммерческое училище. Каждое учебное заведение имело свой Устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивание детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащихся. Однако отсутствие учителей, способных воплотить все это на практике, свело все благие намерения Бецкого на нет.Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившего начало женскому образованию в России. Ученицы–дворянки (обучались на Николаевской половине) были объединены в «возрастные» группы – классы, имевшие свою форму как знак отличия. Девочки (5 – 9 лет) носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами», девочки – подростки (9 – 12л.) одевались в голубые платья, с 12 – 15 л. – серые, в 15 – 18 л. – зеленые, а на балы – белые. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать своих детей домой. Учили их русскому и иностранному языкам, арифметике, географии, истории, стихосложению, музыцированию, рисованию. Приучали к чтению, труду. Мещанское отделение (Александровская половина) при Смольном институте готовило учительские кадры. Здесь готовили преподавательниц как для самого института, так и домашних учительниц, воспитательниц. Подготовка «дам – преподавательниц» была очень важным делом, т.к. в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподаватели – иностранки обучали лишь языку, манерам, танцам, не имея никакого педагогического образования.

 

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века

 

1.Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И.Г. Песталоцци.

2. Дидактические взгляды И.Ф. Гербарта.

3.Педагогические взгляды А. Дистервега.

 

1. XIX век весьма значителен в истории как развитие школ, так и для становления педагогической науки во всех странах Западной Европы. Почему?

1) этому способствовали серьезные изменения в жизни общества, связанные с переходом от феодальных отношений к капиталистическим, что обусловило бурное развитие промышленности, потребовавшей нового уровня образованности от людей.

на протяжении всего XIX века шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом и лишь к концу столетия, да и то не везде, преимущество оказалось на стороне государства.

практически во всех развитых странах Западной Европы был принят закон об обязательном начальном образовании.

Существенные изменения произошли и в области среднего образования: увеличилась сеть средних учебных заведений; наряду с классическими школами (гимназия – в Германии, лицей – во Франции, грамматические школы – в Англии), появляются школы, ориентированные на практические потребности времени. Так называемые реальные школы, где особое внимание уделялось предметам практического значения (естественнонаучные предметы, новые языки, география, новая история и т.д.)

в ведении церкви, как правило, оказывались школы для простого народа. Обучение в них ограничивалось чтением, письмом, элементами арифметики, центральное место занимало обучение религии.

Образцом школьного дела в этот период является Германия. Вопросам воспитания, образования уделяют большое внимание выдающиеся немецкие мыслители И.Кант, Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, Ф.А.Дистервег и мн. др.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)

Его дети любили до слез, друзья считали сумасшедшим, а короли и философы почтительно слушали. Так ли это? Нам предстоит разобраться.

В 1766 году 20-летний юноша полюбил девушку и решил предложить ей руку. Юноша был беден, девушка – из семьи богатого купца; надежд на брак было мало. Но все же юноша написал ей письмо, в котором рассказал, что ее ожидает, если она решится принять его предложение. «О моей внешней неприглядности я не хочу даже говорить: всякий знает, какой я красавец, какой ловкий человек». Слова «красавец» и «ловкий» имели иронический смысл. Далее он говорил, что ей «придется переживать жизнь, полную горя и трудов, потому что на беды отечества и на несчастья друзей я буду смотреть, как на свои собственные, и когда зашла бы речь о спасении отечества, конечно, я забыл бы и жену, и детей». Далее он подробно перечислял свои недостатки. Несмотря на то, что он беден, некрасив, нездоров, с дурным характером и может легко забыть жену и детей – он все же предлагал руку девушке, известной своим богатством, красотой, грациозностью, умом и находчивостью. Впрочем, заключал он, «если Вы признаете за лучшее отказать, то и откажите: надеюсь, что во мне найдется достаточно силы, чтобы отнестись к этому как следует разумному человеку и христианину».

Это было, пожалуй, самое страшное предложение из всех, которые когда-либо делал какой-нибудь возлюбленный юноша в мире. Но девушка приняла его. Брак был заключен, и оказалось, что юноша ни в чем не обманул свою невесту: все случилось так, как он предсказал, только еще быстрее. В два года из-за его непрактичности исчезло и его крохотное наследство, и ее приданое, и они оказались нищими и почти всю жизнь – тридцать лет – прожили в невероятной бедноте, такой, что хоть иди побирайся. Но тем не менее Анна (так звали жену Песталоцци) не ошиблась, выйдя замуж за него, ибо после 30 лет бедности, отчаянья и разочарований ее муж стал известен на весь мир, и великие философы, политические деятели и даже императоры приезжали к нему на поклон и принимали его. Его труды для просвещения имели огромное значение во всем мире.

Родился Песталоцци в Цюрихе в январе 1746 г. и за всю жизнь ни разу из Швейцарии не уезжал, если не считать его неудачной поездки в Париж к Наполеону. Отец его был хирург; он умер, когда Генриху было 5 лет, оставив жену и 3-х детей почти без средств. Семья жила очень бедно, но дружно: великодушие, самопожертвование, нежность и участие Генрих Песталоцци видел в семье с детства. Здесь формировался его характер, здесь он научился любить людей. В школе Генриху пришлось туго. Школьные предметы его не интересовали, учителя ругали за невнимательность и лень и считали тупицей. За все годы обучения он так и не научился писать грамотно. Товарищи по школе дразнили и травили его: во-первых, он был «мужик», из деревни, а во-вторых, он имел привычку вмешиваться не в свои дела, заступаясь за слабых, так что ему попадало больше всех. Его биограф отмечает: «Он был добр до самозабвения, впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления –горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке.»Однажды нищий попросил у него милостыню: денег у него не было. Генрих нагнулся и снял серебряные пряжки с ботинок. Мальчишки бегали за ним и кричали: «Вот чудак из чудаков из страны дураков». Окончив городскую школу, коллегию, получив среднее образование, Песталоцци занялся политической деятельностью. В то время в Швейцарии положение бедняков было тяжелым, часто вспыхивали крестьянские восстания. Песталоцци мечтал пожертвовать жизнью ради крестьян. Он вошел в кружок людей, пытавшихся возродить в обществе правила строгой нравственной жизни. Ему было уже 18, когда он стал ходить в самой бедной одежде, спать на голых досках и даже питаться одной травой, отчего едва не умер. А друг его, принявший такой образ жизни, действительно умер. Кстати, у постели умирающего Генрих познакомился со своей будущей женой. К этому времени ему в руки попадает книга Руссо «Эмиль, или о воспитании». Прочитав ее, Песталоцци решает, что его долг – жить в деревне, поближе к природе, среди простых людей. Он должен стать земледельцем, ибо, как говорил Руссо, что всякий праздный человек – плут. Так было и сделано: проработав с год на чужой ферме батраком и отыскав компаньона со средствами, Песталоцци покупает участок в деревне Нейгоф, нанимает рабочих и строит огромный дом в итальянском стиле. Этот дом уничтожил все его сбережения. Хозяйствовать Песталоцци не умел: на полях его ничего не росло, батраки разбежались, компаньон забрал свою часть дома (на что ушло приданное жены), и он остался с женою, ребенком, домом, землею – и без гроша в кармане. И тут ему пришла в голову другая идея, которая и привела его к славе.

В то время по дорогам Швейцарии бродили сотни бездомных, нищих детей, не имевших ни дома, ни хлеба. В городах дети бедняков работали на ткацких фабриках по 12-14 часов. Он решает облегчить их участь, показав, что детей можно обучать специальностям и единовременно давать образование и воспитание. Для этого он собрал в своем доме несколько десятков нищих детей и устроил приют. Воспитателей в приюте было 2: он и его жена. Они кормили детей, одевали, обували, обучали в мастерских, но денег не хватало. Пожертвований поступало мало. Песталоцци продал и заложил все, что было можно «Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески», – писал Песталоцци. Содержать детей было не на что, и наступил момент, когда всех их, неузнаваемо изменившихся, приветливых, опрятных пришлось выпустить опять в бродяжничество. Это нанесло Песталоцци большой удар, он едва перенес его. Он поседел, лицо его покрылось глубокими морщинами, спина согнулась. Он казался безумным. Друзья были уверены, что дело кончится сумасшествием. Дети бегали за ним, как за юродивым, дразнили, показывали пальцами. Нищета стояла у порога. Надо было как-то жить, и Песталоцци решает заняться литературным трудом. В короткий срок он пишет 6 повестей, но все уничтожает, ибо они кажутся ему слабыми. И лишь 7-ую нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда» он несет к издателю. Тот печатает книгу – и автор становится знаменитым. Книгу переводят на многие языки, Песталоцци присуждают премию, его приглашают в разные страны, чтобы осуществлять свои педагогические идеи. Почти 20 лет подряд Песталоцци пишет одну книгу за другой, его издатели разбогатели на нем, а сам он получал гроши и был нищим, как и прежде. Золотую медаль, полученную за первую книгу, пришлось тут же продать: в доме нечего было есть. Песталоцци 50 лет, а он такой же угрюмый, застенчивый, неловкий. В это время ему предлагают создать колонию в Станце – городке, сожженном дотла французами. Для приюта он получил заброшенный женский монастырь и очень скудные средства. Песталоцци был там и директором, и экономом, и учителем, и воспитателем, и поваром, и ночным сторожем. Но то, что он делал, Песталоцци воспринимал как «осуществление величайшей мысли эпохи». Детей собралось около 80. И через полгода этих грязных, больных, худых, измученных детей было не узнать. Это были «чистоплотные, скромные, трудолюбивые ребята, души не чаявшие в своем «отце». Свой метод Песталоцци объяснял так: «С утра до вечера я был среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». Воспитанники Песталоцци много работали, полностью обслуживая свой приют. И их труд был не воспитательным, а был необходимостью. Ребенок стремится к добру, но «не для тебя, учитель…, а именно для самого себя… – писал Песталоцци. Он не внушал правила морали, не читал нотаций. Никогда ничего не требовал от детей и не приказывал им. Нравоучения, с точки зрения Песталоцци, – это простая болтливость. Истина должна сама вытекать из положения вещей, которое видит ребенок, иначе она покажется ему «непонятною и утомительной игрушкой». Случилось так, что по соседству со Станцем французы сожгли село Альтдорф. Песталоцци собрал своих воспитанников и сказал:

– Альтдорф сгорел. Может быть в эту минуту по пожарищу бродят сотни детей без крова, без пищи, без одежды. Хотите ли Вы им помочь? Но для этого каждому из вас придется больше работать, получать меньше еды и поделиться своей одеждой с новичками.

Приют Песталоцци просуществовал всего полгода. Французы вошли в Станц, в монастыре устроили госпиталь, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Седовласый старик, больной, измученный, потрясенный несправедливостью, а вокруг него несколько десятков ребят, которым некуда деться. Песталоцци ушел от них, и ребята разбрелись. Долгое время Песталоцци был в состоянии «онемения». Но прошло время и он становится помощником учителя в школе грамотности. Затем новая школа и опять он учит детей грамоте. Очень успешно, несмотря на недоброжелателей и нескончаемые споры. Назначенная большая комиссия признала труд Песталоцци. Он смог доказать, что каждый ребенок, без исключения, может получить образование, и выработал методы, с помощью которых это возможно. Песталоцци поверили. Ему отдали бургдорфский замок для устройства школы. К нему явились толпы помощников, приходили ученики – все хотели у него учиться. За полгода он учил детей всему необходимому. В то время как обычные учителя делали это за 3 года. День и ночь он с детьми. Он не оставляет школу ни на один день. Даже к умирающему сыну он не поехал. Но проработал там Песталоцци всего 4 года. Правительству не нравилось это учебное заведение, так как оно считалось «рассадником демократии». Песталоцци – 60 лет и он опять ищет работу. Вся Швейцария возмутилась преследованиями педагога, его приглашают в другие места и даже в Россию. Но он едет в Ивердон, где организует институт. Он просуществовал 20 лет. 200 воспитанников из разных стран, каждый день посетители. Все они учатся искусству Песталоцци. Работал в эти годы Песталоцци по 20 часов в сутки. Ложился в 10 вечера, а в 2 ночи уже начинал диктовать свои заметки одному из учеников. И так до утра. А когда поднимался институт, уходил к детям на весь день. Далеко не каждый способен был выдержать такую нагрузку. Учителя даже стали строить себе шалаши в лесу, чтобы хоть ненадолго уединиться. В этот же период он основывает еще одно заведение, нечто вроде учительской семинарии для бедных. За 6 лет эта семинария съела все скудные сбережения Песталоцци. В институте начались разборы, помощники ушли и стали сочинять на него пасквили. И вскоре оба учебных заведения были закрыты. Последнее детище Песталоцци погибло. Умер сын, скончалась многострадальная жена. Песталоцци вернулся в Нейгоф – туда, где начинал. Вернулся умирать. Но судьба отпустила ему еще 3 года, и он написал несколько книг, и среди них знаменитую «Лебединую песнь».

Умер Песталоцци в 1827 году. На памятнике его в Ивердоне среди других строчек написано: «Все для других, ничего для себя».

В чем суть педагогических взглядов Песталоцци?

1). Песталоцци считал, что воспитание – это развитие природных способностей человека в направлении их постоянного совершенствования, сообразно с естественным ходом развития.

2). Он на основе своего принципа природосообразности выдвинул идею развивающего обучения. Цель воспитания – развить человека. Полный человек – это умственное развитие плюс добродетель. Она должна быть действенной.

3). Песталоцци впервые выдвинул идею соединения обучения с производительным трудом. В своем романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци описывает это таким образом. Гертруда учит чтению ребят, рассказывает им истории, сказки и вместе с ней дети прядут, работают в огороде. Эта идея была новой, но до конца Песталоцци ее не развил. У Песталоцци получилось механическое соединение, а не внутренне логическим.

4). Под элементарным образованием Песталоцци понимал разложение процесса обучения на простейшие элементы, которые лежат в основе всякого образования (элемент формы, числа, слова и т.д.) Для этого вводятся такие предметы, например, как рисование, черчение, геометрия. Они позволяют углубить естественные потребности в форме; изучение чтения, географии – потребности в слове.

5). Песталоцци разрабатывает ряд частных методик. В арифметике он предлагает начать с 1 и ввести ее в логику получения других чисел.

В обучение грамоте –ввести звуковой метод. Учить грамоте не на отвлеченных текстах, а на близких по содержанию возрасту.

6). Песталоцци много говорит о принципе наглядности. Считает его основным в развитии мышления.

7). Песталоцци основным путем обучения считает индуктивный (от простого к сложному, от факта к обобщению).

8). Главным в обучении Песталоцци считал научить воспитанников учиться, развить их разум, а не наполнить их определенным объемом знаний.

 

2. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в семье юриста в г. Ольденбург. Получил прекрасную общеобразовательную подготовку с домашним учителем, затем поступил в предпоследний класс местной гимназии, где проявил склонность к занятиям философией. В 1794 – 1797 гг. учится в Иенском университете, где уже серьезно занимается философией. В 1797 – 1800 гг. Гербарт работает домашним учителем в семье бернского аристократа Штейгера. Первоначальные педагогические взгляды его получили отражение в Отчетах г.фон Штейгеру. Последующая жизнь Гербарта была связана с Гёттингенским университетом. Здесь он завершил свое образование, защитил докторскую диссертацию по философии, читал лекции по философии, педагогике, психологии.

Из опубликованных работ в эти годы заслуживают особого упоминания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Последняя работа стала первым опытом построения педагогической теории. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности, имя Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И.Кант. Почти четверть века Гербарт проработал в Кенигсбергском университете. Его деятельность там была очень разнообразной. Помимо чтения лекций, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой. Семинария должна была готовить учителей и служить одновременно лабораторией для разработки общих вопросов педагогики. В этот период им были написаны такие работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др.

В 1833 г. Гербарт возвращается в Геттингенский университет, где работает последние годы жизни. Итоговым трудом Гербарта были «очерки лекций по педагогике», которые приобрели широкую популярность.

Педагогические идеи Гербарта.

1) Гербарт одним из первых подошел к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Центральной педагогической проблемой является проблема о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия.

2) Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.

3. Целью же воспитания должен быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. В вопросе нравственного воспитания Гербарт отрицал кантовский принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Гербарт понимал, что в жизни индивид вынужден учитывать моральные требования, предъявляемые обществом. Надо, чтобы всеобщность нравственного закона «во вне» стала внутренним законом для самого индивида. Гербарт связывал волю с нравственным суждением, в котором соединяются, по его мнению, прекрасное и целесообразное. Над обеими сферами царит идея прекрасного, совершенства идеальной личности. Опираясь на эстетические представления ребенка о мире, воспитатель может развить у него «свободную твердость духа», способствуя тому, чтобы тот сам выработал себе нравственный закон и следовал ему, потому что не может поступить иначе.

4) Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.

5) Таким образом, Гербарт выделил три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.

б) Центральным вопросом обучения Гербарт считал вопрос о роли интереса в процессе познания. Функция интереса, по Гербарту, состоит в том, чтобы возбуждать желание к дальнейшим занятиям, к дальнейшему обучению. По содержанию интересы Гербарт делил на 2 группы, включавшие 6 разновидностей. 1 группа – интересы, направленные на внешнюю природу. Это познавательно-опытные интересы. Их разновидности: эмпирический, умозрительный, эстетический интерес. 2 группа – интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение. Их разновидности – симпатический, социальный и религиозный интерес. Кроме того, Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение» Он считал, что преподавание должно вести в 2-х направлениях: «ввысь», открывал воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, направлении действительности – с ее недостатками и нуждами, чтобы подготовить ребенка к встрече с ними.

в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:

1 – «память воли» (выработка твердого характера по отношению к внешним условиям);

2 – «выбор» (осмысление положительных и отрицательных сторон, к чему стремится ребенок, учет условий, необходимых для достижения желаемого);

3 – «принцип» (связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения).

4 – «борьба» (складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании).

6) В организации процесса обучения Гербарт выделял несколько ступеней: «Ясность», «ассоциация», «Система», «метод». Эти ступени должны строго следовать одна за другой.

7) В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.

Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.

Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.

Описательное (изобразительное) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.