Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века

1.Характеристика основных звеньев системы народного образования в России.

2.Типология российских гимназий середины XIX века.

3.Особенности проведения реформы образования в Беларуси в начале XIX века.

1. В самом начале XIX века появилось министерство народного просвещения – народное образование присоединили к государству, как присоединяют новые области после успешной войны. Учителя обрели начальство. Теперь они получали жалованье не из пожертвований, а от казны и становились такими же чиновниками, как и служащие других министерств и департаментов.

18 век в наследство оставил 3 гимназии (в Москве, в Петербурге, в Казани). В первое десятилетие нового века их стало 32. В 1804 г. разработали новый школьный Устав, который предлагал следующую систему образования:

университет гимназия уездное училище приходская школа

Гимназии открывались торжественно, с церковными песнопениями, с пышными банкетами. Открыли университеты в Харькове, Казани. При этом были объявлены прекрасные цели. Так, например, одногодичные приходские училища должны были «доставлять детям…сведения приличные, сделать их в физических и нравственных отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истреблять в них суеверия и предрассудки». План утопический. За год по ним временам и грамоте еле могли научить. Обучение было объявлено бесплатным; в училища и гимназии принимали решительно всех. Университеты получали самоуправление. В 1809 г. был издан Указ, по которому для получения чина надо было выдержать экзамен, чтобы доказать свою образованность. «Стон и плач распространялся по целой империи, – пишет один из современников этих событий, – не преданность начальству, а знание вдруг было объявлено движением карьеры.

Уставом 1828 г. была создана широкая сеть приходских и уездных училищ; срок обучения в гимназиях увеличили с 4-х лет до 7, в 2,5 раза повысили жалованье гимназическим учителям, в них преподают естественную историю, химию, психологию, механику, бухгалтерию. Появляются институты: технологический, Институт гражданских инженеров, реорганизуют горный и лесной институты.

Все было неплохо. Но когда стали созревать первые плоды просвещения, власти задумались, что делать с образованием? Не приведет ли оно к бунту? А признаки бунта были налицо. Еще в 1793 г. застрелился ярославский помещик Опочинин. Перед смертью он отпустил своих крепостных, раздал все. Осталась библиотека. Книги. Кому их завещать? Кому они нужны? Опочинин находит единственный выход: «Прошу покорно моих наследников предать их огню». «Сам он этого сделать не мог. На себя рука поднялась, а на книги – нет».

Человек образованный оказался лишним в обществе, не зная, что делать ему со своим образованием. Через 30 лет после смерти Опочинина образованные люди нашли применение своим знаниям: они повели войска на Сенатскую площадь.

И Николай I сразу установил, что между воспитанием декабристов и развитием просвещения есть определенная связь. Образование пока имело только дворянство. А если выучить весь народ? Что тогда будет? И этот вопрос волновал всех самодержцев. Николай I был самым основательным. Он старался довести надзор за образованием до самых его истоков. Один из самых первых рескриптов Николая таков: «Воспретить всякие произвольные преподавания по произвольным книгам и тетрадям!». Николай I мечтал о системе, которая придавила бы свободолюбивую мысль в ее зародыше. Принимается новый реакционный Устав 1828 г. По этому Уставу устанавливалась сословность в образовании (для крестьян – церковно-приходские школы, для горожан – уездное училище, для дворян – гимназия). Получились своеобразные ножницы: гимназия церковно - приходская, университет, школа, уездное училище.

Изменения произошли в содержании образования. Гимназии становились классическими. Физика, химия преподавались в описательном виде, современная литература не представлялась, западно-европейская история почти не преподавалась. Главная цель образования: «Нужно выламывать душу ребенка, как тело гимнастикой».

В гимназиях царил полицейский сыск, широко применялись меры наказания от порки до карцера.

В 1835 г. университеты были отторжены от школы. В каждом округе вводился штатный смотритель за школьным делом. Основной метод обучения – механическая зубрежка.

Естественно, что такое положение в образовании не могло удовлетворить прогрессивно мыслящих образованных людей. В среде учителей появляется недовольство. Появляются попытки внедрить в практику и другие методы обучения. Так, Одоевский создает таблицу складов, где обучение грамоте ведется путем звукового обучения, пишет книгу «О боге, о природе, о человеке», где доступно даются наиболее важные элементарные научные знания. Книга получает неофициально большое распространение. Математик Гурьев разрабатывает методику обучения детей нумерации, устному счету. Гугель впервые вводит методику объяснительного чтения, практикует методику пересказа. Огромный вклад в развитие педагогики, практики обучения вносят революционеры-демократы Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский. Они очень много сделали в подведении под педагогику материалистического базиса. Учебную познавательную деятельность они обосновали с позиций материалистической теории познания, т.е. говорили о необходимости и рациональности, и чувственного познания. Они считали, что и рациональное, и чувственное познание – 2 момента в целом познавательном процессе. Правильно они решают вопрос о роли наследственности и среды в формировании человека.

«Создает человека природа, но развивает общество» (Белинский)

«Воспитание великое дело, им решается участь человека» (Белинский).

Впервые вопросы народного образования они поставили на уровень большой политической проблемы. Борьба за образование должна сливаться с борьбой против самодержавия и крепостничества. Важный вопрос, который они пытались разрешить, это вопрос о цели воспитания.

«Цель воспитания – это подготовка революционного борца за счастье народа» Герцен призывает молодежь не жалеть жизни для этой борьбы. Чернышевский наглядно создает образ такого революционера-профессионала. На вопрос, каким должен быть этот человек, хорошо отвечает Белинский: «Должен обладать умением мыслить, умением чувствовать, умением действовать».

Они разрешают вопрос о содержании образования, однозначно высказываясь против введения в школы религии. Герцен писал: «Честный союз науки с религией не возможен». В школе должны преподаваться предметы естественно-научного, гуманитарного циклов.

Белинский: «Обучение должно давать истинно научные знания ученику, а также способствовать развитию самостоятельной мысли». Они высоко ценили использование в преподавании наглядности. Много говорили, особенно Белинский, об эстетическом воспитании. Когда у человека вырабатываются эстетические идеалы, он будет ненавидеть все уродливое. Они ратовали за связь школы с жизнью, за реальные знания.

Кроме того, жизнь каждого из них – это яркая страница в отечественной истории. Их преданность делу просто потрясает, как и признание со стороны всех, кого они так или иначе учили. Достаточно вспомнить гражданскую казнь Чернышевского. Его привязали к позорному столбу, палач переломил над его головой заранее надпиленную шпагу. А далее вместо камней к его ногам полетел букет цветов. Его бросила студентка по имени Маша Михаэлис. Цветы были перехвачены переодетыми полицейскими. Чернышевского увезли, Машу арестовали. В полицейском участке ей задали вопрос:

– Он Вам родственник? Нет? Зачем эти цветы вы бросили?

– Я в него влюблена! – отвечала девушка, впервые видевшая Чернышевского, но хорошо знавшая его деятельность.

2. К началу 19 века под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений царское правительство России вынуждено было пойти на уступки общественному демократическому мнению (правил Александр первый 1777-1825, царь либеральный). Была проведена и реформа просвещения. Среди многих министерств организованных царской властью в 1802 году было создано и первое министерство народного просвещения.

В 1803 г. были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения", а затем, в 1804 г. – "Устав учебных заведений, подведомых университетам". К их разработке были привлечены и передовые деятели русской культуры. Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет. Она более соответствовала начавшемуся процессу развития капиталистических отношений.

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский (Дерпт с 1721 перешел к России, а в 1625 был швейцарским городом, с 1893 по 1919 г Юрьевск, в буржуазной Эстонии г Тарту, г. Тарту с 1940 в советской Эстонии). Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно-педагогические функции. Они должны были управлять всеми учебными заведениями своего округа, в связи, с чем при советах университетов создавались училищные комитеты, и профессора университетов должны были выполнять функции методистов и инспекторов ("визитаторов"). Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные – директору гимназии, гимназии – ректору университета, университет – попечителю учебного округа.

Приходские училища – одногодичный курс обучения, цель подготовки учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались. В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий, нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики и некоторые отделы книги "О должностях человека и гражданина", который с 1786 года применялась в народных училищах как официальное пособие, рассчитанное на воспитание чувства преданности самодержавию. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств и в больше числе. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а, во-вторых, сообщить детям неприливигированных свободных сословий "необходимые познания для работы в промышленности". Учебный план включал 15 учебных предметов: закон божий, "Книга о должностях чел и гражд.", российская грамматика, география, история, начальные правила геометрии, физики, естествен наук, технология промышленности, хозяйства относящееся к краю, где находилось училище. Это создавало непосильную нагрузку для учащихся. Предметы преподавались двумя учителями, их недельная нагрузка равнялась 28 часам, каждый учитель вел 7-8 предметов. Уездные училища финансировались лучше, чем малые (малые за счет пожертвований, а уездные частично за счет государственного бюджета.

Гимназии – учеба продолжалась 4 года. Цель гимназий предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а, во-вторых, преподавание наук тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека". Учебный план был крайне обширным, энциклопедичным. В него входили иностранные языки: лат, нем, франц, статистика, философия, логика, метофизика, нравоучение, словесность, теория поэзии, эстетика, математика, физика, естественные науки, теория коммерции, технология, рисование. В гимназии предлагалось иметь восемь учителей. В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий. Это явилось результатом влияния передовых русских людей на устав 1804 года. В гимназии не преподается русский язык. Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными, государство полностью содержало гимназии. Юноши дворянского происхождения, окончившие гимназии, имели широкие права на занятие различных государственных должностей. Дети низших сословий могли по окончанию гимназии быть утверждены учителями (начальных и средних школ) только по решению сената.

Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Царское правительство дало университетам некоторую автономию. Университеты управлялись выборными советами, профессора выбирали ректоров и деканов. Профессорам рекомендовалось употреблять по отношению к студентам гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения.

В учебные заведения вводился "способ учения", разработанный в 80-х годах 18 века комиссией народных училищ. Всем учителям предписывалось применять ту организацию и методы обучения, которые были рекомендованы в книге "Руководство учителям народных училищ". По-прежнему не разрешалось никаких отступлений от правил официальной дидактики. В уставе 1804 года, как в уставе 1786 года, учителя рассматривались как чиновники. Царская власть не признавала за ними права на педагогическое творчество.

Несмотря на многие трудности, существование сословно-крепостнического строя, школьное дело в стране неуклонно развивалось. Этому способствовало развитие капиталистических отношений, рост населения, особенно городского, потребность в грамотности, деятельность передовых ученых и учителей.

К началу Отечественной войны 1812 года в России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии, уездные и приходские училища. К началу Отечественной войны (правление Александра 1) правительство все больше отходило от либеральных положений 1804 года и принимало меры к тому, чтобы использовать систему народного образования для распространения в народе самодержавной крепостнической идеологии. С 1811 г был введен закон божий во всех учебных заведениях.

После Отечественной войны 1812 г свободолюбивые настроения в стране стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы.

В учебных заведениях распространяется запрещенная литература: стих Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского и др., в которых воспевалось высокое гражданское, патриотическое чувство, желание посвятить себя служению Родине, борьбе с тиранами. В отдельных школах передовые учителя рассказывали уч-ся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.

В ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнение среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих царское правительство установило аракчеевский режим (приняло ответные меры).

В царских указах было в то время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того, чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.

В целях усиления религиозного воспитания в школах министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 г в министерство духовных дел и народного просвещения. Мероприятия нового министерства были направлены на усиление религиозного воспитания. в 1819 году были изменены учебные планы всех школ, введено "чтение из священного писания", запрещено преподавание естествознания.

Из гимназического курса исключались предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся "вольнолюбивых настроений, как-то философия, политическая экономия, естественное право, эстетика.

Особенно рьяно обрушилась реакция на университеты.

 

3. В конце 18 века Белоруссия вошла в состав России. Это воссоединение положило начало новому периоду в истории культуры белорусского народа, а значит, и в развитии просвещения и педагогической мысли. Воссоединение с Россией создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся довольно широко известными благодаря тому, что в школах Белоруссии начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги.

В учебных заведениях вводилось обучение на русском языке. Важными радикальными в области просвещения явились школьные реформы 1773г. в Речи Посполитой и в 1786г. в России. Юридическое оформление первой реформы было связано с образованием Эдукационной комиссии, а второй –с созданием комиссии по организации народных училищ. Обе реформы ставили прогрессивные цели, но небыли результативными, т. к. многое из этих реформ было не выполнено. Особенности первой реформы. Устав первой реформы предусматривал:

- постепенное изгнание из школ схоластики, зубрежки, применение таких методов обучения, которые содействовали бы развитию мышления;

- введение в обучение наук естественного цикла;

- постепенное освобождение школы от влияния церкви (священник должен выполнять свои функции в церкви и только в выходные и праздничные дни);

- обучать детей в учебных заведениях независимо от сословий.

Этот Устав действовал более 20 лет, в целом носил прогрессивный характер, но многое из Устава не удалось реализовать (бессословное образование, из-за нехватки средств на содержание многие школы опять перешли в руки священников). Не хватало учителей, учебников, наглядных пособий. Такое положение влияло на качество и сроки обучения. Многие школы прекратили свое существование.

К этому периоду в России назревает необходимость реформирования школы. Российская реформа способствовала и развитию образования в Беларуси. Утверждается "Устав народных училищ", который предусматривает:

- открытие главных училищ (с 5-летним сроком обучения) во всех губернских городах и малых (2-х. летним сроком обучения в земских, поветских городах (Полоцк, Могилев, Витебск и др.) В училищах учились дети всех слоев населения, мальчики и девочки.

- учебные заведения стали лучше снабжаться учебниками, пособиями (гербарии коллекции, карты);

- по-новому подошли к подготовке педагогических кадров (готовили учителей уроженцев тех мест, где нуждались в кадрах);

В конце 90-х. 18 ст. в русских светских училищах училось 10,9% - детей крестьян (началась ликвидация сословности обучения), 11% в училищах были девочки. Значительное место в системе школьного образования продолжали занимать униатские, католические учебные заведения с преподаванием на польском языке. Католическая церковь оказывала сопротивление новой реформе в Беларуси. Русский царизм особо не пресекал эти явления, не противился католической церкви, т. к. использовал униатов, иезуитов для того чтобы привлечь на свою сторону местную шляхту и вести борьбу против " идей о переворотах и революциях".

К1804г. к началу следующей русской реформы в области образования в Беларуси сложилась запутанная сеть учебных заведений, лишенная единого руководства, отсутствовала последовательность в школьных программах и в принципах обучения. Изменению ситуации поспособствовал Устав 1804г. принятый в России (перестройка образования в Беларуси проходила в соответствии с политикой правительства России в области образования. По указу русского императора (Алексанр 1) Виленский университет стал центром просвещения в Западном крае (Беларусь, Литва) и оказывал сильное влияние на просвещение. Это был центр культуры и науки, по многим вопросам занимавший в то время передовые позиции в Европе.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) | Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.