Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовое сознание и массовидные общности





Социальные общности и их классификация.

Общество как целостная система состоит из множества составляющих его групп, классов, сословий, слоев и так далее, представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием общность, которое является общим названием всех составляющих общества элементов. Примерно также, как организм состоит из органов, общество состоит из составляющих его общностей, через которые люди включаются в социальную структуру общества. Определений этого понятия достаточно много. Прежде всего, понятие общности обозначает какое-либо объединение людей, начиная от элементарной группы в два-три человека и заканчивая такими сообществами, которые насчитывают миллионы человек (расы, нации, концессии).

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных по­литических и экономических движений. По времени продолжительности существования—от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами— от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма рас­плывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т. д.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и груп­повые общности.

Для общностей характерно:

1. Выделение того или иного ведущего признака (нация, профессия, возраст, статус, род и так далее). Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности. Этот признак должен быть консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот признак может иметь либо природный характер (пол; нация, раса, возраст), либо социальный характер (религиозный признак, принадлежность к социальному статусу, профессия);

2. В социальной общности должны существовать определенные социальные связи между составляющими ее людьми. Эти связи могут быть более прочными, определяя долговременное существование общности, и менее прочными, характерны для случайных общностей (очередь, зрители, пассажиры);

3. Наличие общего признака и социальных связей предполагает также общие признаки поведения и умонастроения, что еще более сплачивает людей в единый коллектив или объединение.



Таким образом, социальная общность - это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, целеполагания и умонастроения. Само общество можно представить как предельно сложную общность, которая как русская матрешку складывается из множества других общностей, вплоть да самых мельчайших групп, включающих два-три человека.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития и совместного характера жизнедеятельности. Разные типы общностей образуются на разной объективной основе.

Одни виды общностей непосредственно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональные группы).

Другие общности образуются на этнической основе (племя, народность, нация).

Социально-демографические, их основой являются естественные демографические факторы (пол, возраст, место жительства).

Имеются и другие типы общностей, которые имеют другую объективную основу. Социологи подразделяют любые общности на два класса:

1) номинальные - это классификационные группы, искусственно выделяемые исследователями, их выделяют для статистического учета населения, поэтом их и называют номинальными или условными. Они необходимы в хозяйственной практике (пассажиры судов, имеющие постоянную или временную прописку и т.д.)

2) реальные общности, они могут быть большими или малыми и называются так потому, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков и относятся к числу социально значимых. Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно, но и осознаются людьми субъективно. К числу признаков, формирующих реальные общности, относятся пол, возраст, родство и брак, национальность, доход, профессия, род занятии и место жительства.

У представителей одной и той же реальной общности схожие стереотипы поведения, образ жизни и ценностные ориентации. В самостоятельный подкласс реальных общностей иногда выделяют три типа и называют их главными:

- стратификационные (классы, сословия, касты);

- этнические (племена, кланы, расы, нации, народности);

- территориальные (выходцы из одной местности: земляки, горожане, селяне).

За реальными общностями находятся агрегаты, так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят радио, ТВ аудиторию, публику, кино, театр, стадион и некоторые разновидности толпы (зеваки, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных общностей и потому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» означает случайное скопление людей, агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Этнические общности.

Исторически первыми видами общностей были возникшие сразу с образованием человеческого общества объединения, которые носят название этнические общности. Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи и роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы.

Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. В настоящее время кланы существуют как пережитки, они сохранились у индейцев Америки, в Японии и в некоторых районах Шотландии. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это более высокая форма организации, охватывающая большое число людей. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те в нации.

Народность - это этническая общность, которая занимает промежуточное место между племенем и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, и их значение не так велико.

Нация - это автономная неограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены к общим ценностям и социальным институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения, но у них обязательно должен быть общий язык и общий менталитет. Чаще всего представители одной нации разделяют и общие религиозные убеждения. Объединяющее начало, консолидирующее нацию, формируется благодаря общей истории и культуре. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. Они более многочисленны, чем народность и насчитывают иногда миллионы человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад, возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические, национально-освободительные движения и межнациональные конфликты являются признаками того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

 

Феномен массового сознания является объектом изучения разных наук: психологии, социологии, культурологии, политологии и социальной философии. Массовое сознание в широком смысле есть сознание больших масс людей, народа.

Массовое сознание представляет собой особую форму группового и общественного сознания. Это неоднородное внутренне противоречивое и многоуровневое образование. Это сознание разных групп людей конкретного общества конкретно исторического периода от целого общества до отдельных общностей, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, в то же время обладая относительной самостоятельностью.

Противоречивость массового сознания состоит в том, что оно может играть креативную роль, то есть роль стабилизирующего фактора, и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества и доведя их до кризиса. Эта противоречивость массового сознания вызвана его двойственной природой. С одной стороны в нем присутствует:

консервативный элемент, который выражается в феномене «сопротивления среды» социальным преобразованиям;

с другой стороны -«радикализм массовых настроений», который характеризуется склонностью к неповиновению и революционным изменениям существующего порядка.

Особенности массового сознания.

- Сложность и противоречивость. В массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды, прогрессивные и негативные реакции.

- Его размытость, фрагментарность, аморфность.

- Эмоциональность.

- Упрощенное отражение действительности.

- Инерционность, консерватизм и стереотипность.

Стереотипы - это стандартизированные, устойчивые представления, понятия и формы поведения. Они отличаются большой устойчивостью и консерватизмом. Стереотипы сознания, привычки, традиции тесно связаны с образом жизни масс и сохраняются до тех пор, пока существуют эти формы жизни и их носители.

Классификация массовидных общностей.

Массовидные общности различаются по:

- способу образования: искусственная естественная масса;

- степени сплоченности: изменяющаяся, текучая, постоянная;

- степени организации: примитивные и организованные, возглавляемые вождем, лидером;

- цели: агрессивные, индифферентные, революционные;

- виду: толпа, аудитория, публика, социальные движения.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разры­вают классовые, групповые, этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных еди­ниц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, про­тив ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.).

Массовидные общности соединяют очень разных, ничем не связанных незнакомых людей. Их объединение продиктовано не разумом, а чувствами, то есть не осознанием общности целей, а ощущением общности эмоций. Толпа определяется как группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Масса, члены которой ведут себя сходным образом, отличается от толпы опосредованным контактом в группе. Толпа - это любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. У члена толпы возникает чувство анонимной, бесконтрольности, а поэтому вседозволенности.

Становясь членом ( частью) толпы, даже культурный человек начинает действовать бессознательно. Он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное, иррациональное. Типичные признаки человека в толпе:

Обезличенность, преобладание чувств над разумом, импульсивность, утрата интеллекта и личной ответственности.

Французский социолог Густав Лебона видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия.

Отличительные качества толпы: анонимность, психологическое «заражение», внушаемость и подражание.

Ход мыслей в толпе направляется общими настроениями и очень часто пробуждает в человеке низменные инстинкты, так как чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль. Другая особенность - физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем и физический дискомфорт.

Различают 4 основных типа толпы:

Случайную; Конвенциальную; Экспрессивную; Активную;

Случайным называется такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели (очередь, зеваки, пассажиры транспорта).

Конвенциальная состоит из людей, собравшихся в данное время и в данном месте не случайно, а с заранее поставленной целью (болельщики, театральные зрители). Члены конвенциальной толпы соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Такое неформальное соглашение о приличествующем поведении в конкретной ситуации ставшее обычаем называется конвенцией.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями или впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои эмоции, чувства и интересы (карнавал, дискотека, праздничные гулянья).

Активная толпа - это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выразить свои чувства.

Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике является французский социолог Габриэль де Тард. В книге «Мнение и толпа» он сравнивал два социальных образования: толпу и публику. В отличие от толпы, психологическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность. Индивиды физически рассосредоточены, но духовно связаны друг с другом, поскольку в основе лежит сходство мнений. По мнению де Тарда публика - это продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах 18 века, однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже- радио и телевидения. Технические средства массовой информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях и выражать свое мнение. По мнению современных социологов в настоящее время создается новая разновидность публики - это пользователи системы Интернет.

 

Воздействие на массовое сознание

Воздействие и даже манипулирование массовым сознанием возможно путем использования специальных языковых формул, технических средств, искусственно создаваемых «имиджей», специальных приемов воздействия на сознание и подсознание с целью пропаганды, рекламы, бизнеса, политики. Существуют следующие принципы воздействия:

1) Принцип «наклеивания ярлыков» - наделение личности или идеи
оскорбительной кличкой для подрыва авторитета.

2) Принцип «рекомендации» (МИНЗДРАВ рекомендует)

3) Использование в целях усиления эффекта внушения популярных
спортсменов, певцов, актеров, которые должны своей популярностью привлечь внимание к какому-либо лицу или идее

4) Принцип «переноса» - идентификация качеств какого-либо известного объекта с качествами малоизвестного, то есть оценка по ассоциации

5) Принцип «простых людей» - идентификация интересов самого информатора или передаваемой им информации с интересами простых людей, большинства населения страны (имидж «Свой парень» и т.д.)

6) Принцип «подтасовки карт» - это откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, незаметных для массовой аудитории

7) Принцип «блестящей посредственности» - это оперирование привычными, хорошо знакомыми, но достаточно абстрактными понятиями, над содержанием которых обычно не задумываются (закон, порядок, права человека, гуманность)

8) Принцип «общего вагона» - это стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о том, что она общепринята по принципу «Так все делают, так все думают». Экономический, политический и духовный виды манипуляций способны достаточно сильно изменить массовое сознание людей.

Формы массового поведения:

Массовая истерия, Слухи, Паника, Погром, Бунт

Формы организованного протеста:

Открытый пассивный протест, Скрытый пассивный протест, Открытый активный протест, Скрытый активный протест, Демонстрация

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.