Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.4. Стандартизация и сертификация туристических услуг




Деятельность туристического предприятия

Лицензирование

Выбор названия

Государственная регистрация

Туристическое бюро необходимо зарегистрировать в местном исполкоме, а также поставить его на учет в местной налоговой инспекции и фонде социальной защиты населения для последующего отчисления налогов от осуществляемой деятельности, а также денежных отчислений в пенсионный и страховой фонды.

Название туристического предприятия должно быть уникальным, не повторяющими названия других бюро. Желательно, чтобы основная идея, миссия предприятия нашла свое отражение в названии, что сразу позволит будущему клиенту выделить турбюро из ряда подобных фирм. Название предприятия также подлежит регистрации. Позже оно проставляется на фирменных бланках, печатях, штампах, сайтах, различной рекламной продукции туристического предприятия.

До 1.01.2011 года кроме государственной регистрации для оказания туристических услуг предприятию необходимо было получить лицензию (специальное разрешение) в Министерстве спорта и туризма РБ. Разрешение выдавалось в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 13 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями (далее – Декрет №17).

Туристическое предприятие создается с целью предоставления туристических услуг. Их основной чертой является стремление к заработку, доход предприятия получают от оказания туристических услуг. Деятельность туристического предприятия носит организованный характер, поскольку она связана с выбором определенной организационно-правовой деятельности (туроператор, турагент, агротуризм и пр.), индивидуальное предпринимательство или частное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью и т.п.

Прекращение деятельности предприятия может быть связано либо с его ликвидацией (добровольной, принудительной), либо с реорганизацией. Реорганизация предприятия осуществляется как правило с целью слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. (Более подробно: Организация туризма / Под ред. А.П. Дуровича, Мн. – 2006. – с. 178-180)

 

 

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на качественные услуги за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфорт труда.

Цель стандартизации заключается в достижении упорядочения в той или иной области деятельности.

Широкие цели стандартизации отражают общие цели, связанные с повышением качества оказываемых туристических услуг и конкретизируются в разработках норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, в то время, как узкие цели связываются конкретно с туризмом и имеют отношение как к туристической отрасли в целом, так и к конкретному предприятию.

Стандарты туристической деятельности заключаются, согласно ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания», в установлении номенклатуры показателей качества услуг и методов их контроля, установлении требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туруслуг, требований, направленных на обеспечение жизни и здоровья туристов, а также требований, направленных на совершенствование сертифицирования и координации деятельности смежных предприятий.

Объектом стандартизации являются услуги, процессы облуживания, правила и т.п.

Областью стандартизации является совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации, например, гостиницы, оказывающие широкий комплекс разнообразных туристических, рекреационных и увесилительно-развлекательных услуг.

Cтандартизация может осуществляться на международном, региональном и национальном уровне. Причем стандартизация на национальном уровне может осуществляться на государственном уровне, а также на уровне отрасли, ассоциаций, предприятия или предприятий (ГОСТ, ОСТ, СТП).

Стандарт – это нормативный документ, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной сфере жизни.

Сертификация также является важным элементом системы государственного регулирования деятельности рынка туристических услуг. Она создает возможность дать независимую оценку (подтверждение) соответствия этих услуг нормам и требованиям, оговоренным в документах стандартизации.

Сертификация осуществляется с целью создания оптимальных условий для деятельности предприятий, содействия потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, защиты прав потребителя, подтверждения качества реализуемых предложений.

УП «Национальное агентство по туризму» аккредитованное в Национальной системе аккредитации РБ в качестве органа по сертификации туристических и гостиничных услуг осуществляет сертификацию «Туристические услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов»

Основные цели сертификации заключаются в объективной оценке качества туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания туристов, а также обеспечении защиты интересов потребителей услуг в части безопасности жизни, здоровья, сохранности их имущества, охраны окружающей среды.

Отдел осуществляет также инспекционный контроль сертифицированных услуг, проводит работу по информированию о порядке сертификации туристических услуг.

Нормативно-правовая база:

• ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания Основные положения.

• СТБ 1353-2005. Средства размещения туристов. Общие требования.
• СТБ ИСО 9004-2-2000 Система качества. Управление качеством и элементы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам.

- Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г. № 90-3 (в ред. от 20.07.06 г.)

- Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10.05.2007 г. №225-3

- Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999 г. №326-З (в ред. от 09.01.2007 г.)

- Указ Президента Республики Беларусь "О страховой деятельности" от 25.08.2006 N 530 (в ред. от 31.01.2008 г.)

- Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 № 371

- Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 2.06.2006 № 372 (в ред. от 01.03.2007 г.)

- Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» от 06.07.2005 г. №314 (в ред. от 01.03.2007 г.)

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса и туристической деятельности» от 20.10.03 №1377 (в ред. от 29.12.2007 г.)

- Постановление Министерства спорта и туризма РБ «О туристическом ваучере» от 13.08.2007 г. № 18

- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и учета туристического ваучера» от 13.07.2007 № 18

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристических походах и экскурсиях» от 17.07.2007 г. №35а

- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь «Об утверждении Правил проведения туристических походов» от 15.08.2006 № 26 г.

- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь "Об утверждении Положения о системе туристической ориентирующей информации" от 23.01.2007 г. №1

- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста" от 10.07.2007 г. №17

 

Сертификация туристических услуг включает следующие этапы:

Оценку исполнителя услуг

• оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям;

• оценку материально-технического обеспечения процесса;

• анализ организационной структуры предприятия;

• анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации

Оценку процесса предоставления услуг

— проверку наличия нормативно-правовых документов, регулирующих туристическую деятельность;

— проверку правильности оформления технологических документов по турам (технологические карты, информационные листки, памятки туристов, схемы, описания маршрутов путешествий и т. д.), в соответствии с требованиями стандартов;

— анализ договоров с клиентами, с партнерами;
— проверка наличия рекламно-информационных материалов.

Оценку результата предоставления услуг

— изучение документов, отражающих качество предоставляемых услуг (результаты проверок контролирующими органами, обращения граждан, результаты анкетирования туристов);

— проверку процедуры реагирования туристической фирмы на жалобы клиентов, относящиеся к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.

Сертификация услуг средств размещения включает следующие этапы:

• анализ административной и организационной структуры предприятия;

• анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг;

• проверка материально-технической базы для предоставления услуг, ее соответствия требованиям НД;

• проверка необходимой нормативной и технологической документации;

• проверка номенклатуры заявленных услуг;

• проверка выполнения требований к персоналу, определенных в стандартах;

• проверка результата материальной услуги (питание, постельные принадлежности, белье, ковры и ковровые покрытия, посуда в номерах идр.) путем испытания образцов результата услуги в аккредитованной лаборатории;

• проверка соответствия санитарно-гигиенического и санитарно-технического— состояния помещений и всех служб требованиям НД;

• проверка соблюдения требований пожарной безопасности (наличие лицензий на право эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей, соблюдение требований НД);

• соблюдение требований Проматомнадзора (наличие лицензий на эксплуатацию лифтов, отопительных котлов и т. п. и соблюдение требований НД по эксплуатации этого оборудования);

• проверка результата социально-культурной услуги путем социологической оценки; анализ договоров;

• проверка наличия информационных материалов, инструкций.

Специалисты Органа оказывают квалифицированную помощь на этапах подготовки туристической фирмы и средства размещения к сертификации:

• консультируют о порядке проведения сертификационных работ;

• оказывают помощь в подготовке к сертификационным работам;

• знакомят с нормативными документами, в соответствии с которыми предприятие должно осуществлять свою деятельность;

• обеспечивают заявителя комплектом документов, необходимых для подачи заявки на сертификацию.

Орган по сертификации обеспечивает конфиденциальность в отношении любой информации, полученной от заявителя при проведении сертификационных работ.

Оплата работ по сертификации заявленных услуг зависит от сложности и специфики сертифицируемого объекта, качества документов, на основании которых осуществляется его деятельность, организационной структуры предприятия, объема проверки и других факторов.

Стоимость работ по сертификации — договорная.


Тема 2.5. Основные подразделения и отделы туристического предприятия

Количество отделов и направления их деятельности на туристических предприятиях определяются характером оказываемых туристических услуг, формой организации предприятия, его позицией на рынке. В основном турфирмы имеют в своем штате до 6 человек и каждый из них, за исключением бухгалтера, является универсалом. Но если фирма состоит из 20-30 работников, является туроператором, оказывающим широкий спектр услуг, то такая фирма состоит из ряда отделов.

Важнейшим из них является отдел маркетинга. ВТО выделяет три главные функции маркетинга в туризме: установление контактов с клиентами; развитие; контроль.

Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.

Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.

Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.

Однако маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.

Туристический продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристический маркетинг представляет собой последовательные действия туристических предприятий, направленных на достижение такой цели.
Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристического маркетинга:

Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристическое предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делаю конкуренты.

Как любое экономическое явление, маркетинг в туризме требует для своего применения и эффективного развития ряд условий:

1. глубокое насыщение рынка услугами, т.е. существование рынка покупателя;

2. острая конкурентная борьба туристических фирма предпочтения потребителей;

3. свободные рыночные отношения, т.е. возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу и т.д.;

4. свободная деятельность администрации внутри туристического предприятия по определению целей фирмы, стратегии, управленческих структур, распределению средств по статьям бюджета и т.д.;

Из сущности маркетинга туризма как системы вытекают основные принципы, обстоятельства, требования, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы предложения туристических услуг в обязательном порядке ориентировалось на потребителя и постоянное согласование возможностей предприятия с требованиями рынка. Исходя из этого, для маркетинга в туризме характерны следующие основополагающие принципы:

· Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей.
Рынок образуют потребители с определенными потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны приобрести туристический продукт. Именно идентификация запросов потребителей в маркетинге придается особое значение. Предлагаемые на рынок продукты должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь в решении их проблем.

· Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что для фирмы, в конечном счете, сводится к овладению намеченной долей рынка соответственно ее долговременным целям. Сформулировав эти цели, определяют три главных компонента маркетинговой деятельности: сроки, ресурсы, ответственность. Отсюда ориентация на долгосрочное прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей населения и заканчивая собственными возможностями в этой перспективе.

· Комплексный подход к достижению поставленный целей, поскольку успех обеспечивается только всей совокупностью средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности. Комплексность означает, что определенные маркетинговые действия (анализ потребностей, изучение туристического продукта, реклама и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применения маркетинга как системы.

· Активность, наступательность, предприимчивость, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменения внешней по отношению к фирме среде. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.

Визовый отдел, тесно сотрудничающий с консульствами и консульскими отделами посольств, оказывает услуги, связанные с открытием виз в отдельные государства или зоны (ЕС).

Отдел планирования и формирования туров занимается организацией туров, начиная от их проектирования, установления контактов с перевозчиками (авиа и прочими предприятиями), принимающей стороной (гостиницами и турбюро места и страны пребывания), составлением калькуляции будущего тура, заключения договоров с контрагентами (перевозчиками, гостиницами, турбюро), взаиморасчетами после окончания сроков заезда.

Отдел обслуживания занимается внутренним туризмом, т.е. организацией приема туристов, прибывающих как из-за рубежа, т.к. и из-за границы, которым следует заказать гостиничные номера, питание, экскурсионное обслуживание, возможно, транспортные услуги.

Отдел продаж занимается реализацией собственных туров и туров других фирм, продажей железнодорожных, авиабилетов, билетов на международные автобусные рейсы, продажей путевок для выезжающих туристов, а также туристов, прибывающих на обслуживание в данном бюро, продажей билетов на различного рода концерты, фестивали, спортивные соревнование, страховок и т.д.

Экскурсионный отдел занимаетсяразработкой туристических маршрутов, подготовкой и переподготовкой, повышением качества работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, осуществляет контроль качества экскурсионных услуг, подготовку групповодов.

Отделы инкаминга и ауткаминга, занимаются приемом иностранных туристов: встречей, расселением, организацией питания, ночлегов, экскурсионной и анимационной программами, организацией деловых встреч и т.п. Ауткаминг занимается выездным туризмом, т.е. отправкой за рубеж. Отдел сотрудничает с заграничными контрагентами, обслуживающими туристов в местах пребывания.

Рекламный отдел занимается подготовкой и выпуском брошюр, календарей, письменных приборов с логотипом фирмы, организацией рекламных продаж через Интернет, пиаром турфирмы в СМИ, организацией представления фирмы на различного уровня туристических ярмарках.

Кадровая служба осуществляет прием и увольнение сотрудников, их профессиональную переподготовку, следит за карьерным ростом, отражает всю служебную деятельность в соответствующей документации.

Бухгалтерско-расчетная служба ведет взаиморасчеты с контрагентами фирмы, поставщиками различных услуг, связанных с содержанием офиса фирмы, расчеты с налоговыми службами и ФСЗН, осуществляет начисление и выплату зарплат штатным и внештатным сотрудникам турбюро.

 


Раздел III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.