КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп
Марксистское учение о классах, как основном элементе социальной структуры общества В социологии существует множество концепций социальной стратификации. Исторически одним из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Таким образом, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксисткий социально-классовый анализ стратификационной структуры общества базируется на одном важнейшем критерии — отношении к собственности на средства производства. Поэтому марксистская стратификационная система фактически сводилась к двум уровням: - класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и - класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии, или имеющие весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить некоторые социальные группы в качестве промежуточных слоев (интеллигенцию) или ранжировать какой-то класс на разные слои (крупная буржуазия, мелкая буржуазия) оставляют впечатление недостаточной продуманности общей схемы социальной иерархии в обществе. Уже в начале XX века узость такого подхода стала очевидной. В западной немарксистской социологии было отмечено, что не только экономические критерии — относящие к собственности и уровень доходов, но и принадлежность к определенным политическим кругам, социальный престиж и другие факторы определяют место индивидов и групп в социальной иерархии.
3. Социальная стратификация: основания, шкала и профиль социальной стратификации. Cсторонники теории социальной стратификации утверждают, что существующая в том или ином обществе система стратификации теснейшим образом связана с господствующей в ней системой ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания». Американский социолог Т.Парсонс увязывал шкалу стратификации того или иного общества с господствующей в нем системой ценностей. Поэтому в основу ранжирования он положил шесть основных социально-значимых признаков, которые, по его мнению, выступают в качестве важнейших ценностей для индивида и общества: 1) принадлежность к родственной ячейке (рождение, брак по личному выбору); 2) личные качественные особенности индивида, которые служат основанием для отличия его от других людей (пол, возраст и т.д.); 3) достижения, рассматриваемые как ценность, в результате деятельности индивидов. Они могут воплощаться в материальных объектах, за которые он несет материальную ответственность; 4) собственность, т.е. материальное, интеллектуальное и духовное достояние, принадлежащее индивиду, которое можно передать; 5) авторитет — институционально признанное право влиять на действия людей, независимо от непосредственно личного отношения этих других к направлению такого влияния (официальная должность и другой социально определенный статус — врач, родитель и т.д.); 6) власть — способность влиять на людей и достигать своих целей либо сохранять то, чем владеет вне зависимости от того, санкционировано или не санкционировано это официально. Большой популярностью при построении стратификационных систем в современной западной социологии пользуется «индекс социальной позиции», объединяющий такие важные социальные показатели, как доход, власть, образование и престиж. Ранжирование общества по этому совокупному критерию позволяет создать многоплановую картину общества. Однако и эта картина не охватывает всего богатства социального ранжирования. Поэтому в современной социологии все больше укрепляется мнение, что стратификационная структура общества многопланова. Большую значимость субъективного показателя для построения шкалы стратификации была продемонстрирована У.Л. Уорнером в его исследованиях, проведенных в 40-е годы в ряде американских городов. У.Л. Уорнер провел исследования социальной стратификации на основе субъективных оценок ролей друг другом относительно их социальной репутации или престижа по четырем параметрам (доход, профессия, образование, этническая принадлежность) и выделил 6 основных слоев или, как он называл, «классов»: 1) высший — высший класс включал богатых людей. Но главным критерием их выделения было «знатное происхождение»; 2) в нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, драгоценности и шикарные автомобили; 3) высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, юристов, владельцев капитала; 4) низший средний класс представляли, главным образом, канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, бановские кассиры, делопроизводители); 5) высший слой низшего класса составляли «синие воротнички» — заводские рабочие и прочие работники физического труда; 6) наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общества. Исследования У.Л. Уорнера убедительно показали, что рационально или интуитивно люди осознают иерархию общества, чувствуют основные параметры, определяющие положение человека в обществе и способны дать оценку своего места в нем. Выделение оснований и уровней социальной иерархии, позволяющее построить шкалу социальной иерархии того или иного общества, имеет весьма важное значение для понимания происходящих в нем процессов. Однако не меньшее значение в этом деле имеет и знание профиля социальной стратификации, определяемого соотношением и удельным весом различных социальных слоев в том или ином обществе. Стабильность иерархической структуры общества в значительной мере зависит от удельного веса и роли среднего слоя или среднего класса. «Средний класс» — значительный по объему слой общества, занимающий промежуточное положение между двумя полюсами социальной иерархии. Это понятие использовалось представителем «философии жизни» Г. Зиммелем, значительное внимание среднему классу уделял и М. Вебер. Средний класс в современных развитых обществах — это самая многочисленная (60-70% всего населения), но весьма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлежности к среднему классу, между различными группами, входящими " в средний класс, нет четких границ. Каковы критерии выделения среднего класса? Это и уровень доходов, и стандарты потребления, и определенный уровень образования, и способность к квалифицированному труду. Средний класс — это и мелкие предприниматели, и фермеры, и высоко квалифицированные рабочие, и специалисты сферы обслуживания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри среднего класса также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и «синие воротнички». Средний класс — это основной потребитель товаров и услуг благодаря своей многочисленности, финансовым возможностям и развитой системе потребностей. Средний класс является также опорой политических институтов, он — ядро массы избирателей. Средний класс — основной объект манипуляций масс-медиа. Он — основной читатель, зритель, слушатель. Одновременно средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к которой стремятся приблизиться низшие слои населения и отойти от нее — высшие. Средний класс — это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий. Чем разнообразнее, динамичнее средний класс, тем больше возможностей само его существование открывает для тех. кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революционные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего. Средний класс, следовательно, указывает направление социального продвижения для низшего класса и сам является источником обновления высшего класса.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группа, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д. Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индустриализации резко возросло значение научно-технического знания и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-технической интеллигенции, исследователи отмечают рост социального престижа профессиональной группы инженеров в России в начале XX столетия. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с политической и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак. Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями. Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной — неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию. Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе называется социальной клаузолой. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переходных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Работы Р. Мильса убедительно показали, что даже в «образцовых» демократических обществах США, Франции, Англии и т.д. правящая элита неизменна и состоит из представителей одних и тех же семейств. Социальные перемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удается пройти социокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни и т.д. делает его здесь «чужаком». Индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами. Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностыо (от лат. «merginelis» — находящийся на краю, на границе). Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из деревни в город. В результате миграции человек покидает привычную социальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинализация индивидов—неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле становятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальное не только индивидов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в современной России, где в результате захвата собственности, обогащения, овладения рычагами власти сформировалась социальная группа «новых русских», которая пока не выработала определенные стереотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной, российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |