Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп





Марксистское учение о классах, как основном элементе социальной структуры общества

В социологии существует множество концепций социальной стра­тификации. Исторически одним из первых является марксистское учение.

В марксистской социологии ведущее место отводится соци­ально-классовой структуре общества. Социально-классовая струк­тура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры явля­ются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали француз­ские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские полит­экономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного раз­деления труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в раб­ство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадав­ших в долговую кабалу.

Таким образом, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господству­ющие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксисткий социально-классовый анализ стратификационной структуры общества базируется на одном важнейшем критерии — отношении к собственности на средства производства. Поэтому марк­систская стратификационная система фактически сводилась к двум уровням:

- класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуа­зия) и

- класс, лишенный собственности на средства производства (ра­бы, пролетарии, или имеющие весьма ограниченные права на собст­венность (крестьяне). Попытки представить некоторые социальные группы в качестве промежуточных слоев (интеллигенцию) или ранжировать какой-то класс на разные слои (крупная буржуазия, мел­кая буржуазия) оставляют впечатление недостаточной продуманно­сти общей схемы социальной иерархии в обществе. Уже в начале XX века узость такого подхода стала очевидной. В западной немарк­систской социологии было отмечено, что не только экономические критерии — относящие к собственности и уровень доходов, но и при­надлежность к определенным политическим кругам, социальный престиж и другие факторы определяют место индивидов и групп в социальной иерархии.



 

3. Социальная стратификация: основания, шкала и профиль социальной стратификации.

Cсторонники теории социальной стратификации утверждают, что существующая в том или ином обществе система стратификации теснейшим образом связана с господствующей в ней системой ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания».

Американский социолог Т.Парсонс увязывал шкалу стратифи­кации того или иного общества с господствующей в нем системой цен­ностей. Поэтому в основу ранжирования он положил шесть основных социально-значимых признаков, которые, по его мнению, выступают в качестве важнейших ценностей для индивида и общества:

1) при­надлежность к родственной ячейке (рождение, брак по личному выбо­ру);

2) личные качественные особенности индивида, которые служат основанием для отличия его от других людей (пол, возраст и т.д.);

3) до­стижения, рассматриваемые как ценность, в результате деятельнос­ти индивидов. Они могут воплощаться в материальных объектах, за которые он несет материальную ответственность;

4) собственность, т.е. материальное, интеллектуальное и духовное достояние, принад­лежащее индивиду, которое можно передать;

5) авторитет — инсти­туционально признанное право влиять на действия людей, независи­мо от непосредственно личного отношения этих других к направле­нию такого влияния (официальная должность и другой социально определенный статус — врач, родитель и т.д.);

6) власть — способ­ность влиять на людей и достигать своих целей либо сохранять то, чем владеет вне зависимости от того, санкционировано или не санкциони­ровано это официально.

Большой популярностью при построении стратификацион­ных систем в современной западной социологии пользуется «индекс социальной позиции», объединяющий такие важные социальные по­казатели, как доход, власть, образование и престиж. Ранжирование общества по этому совокупному критерию позволяет создать много­плановую картину общества. Однако и эта картина не охватывает всего богатства социального ранжирования. Поэтому в современной социологии все больше укрепляется мнение, что стратификационная структура общества многопланова.

Большую значимость субъектив­ного показателя для построения шкалы стратификации была проде­монстрирована У.Л. Уорнером в его исследованиях, проведенных в 40-е годы в ряде американских городов. У.Л. Уорнер провел исследо­вания социальной стратификации на основе субъективных оценок ролей друг другом относительно их социальной репутации или пре­стижа по четырем параметрам (доход, профессия, образование, эт­ническая принадлежность) и выделил 6 основных слоев или, как он называл, «классов»:

1) высший — высший класс включал богатых людей. Но главным критерием их выделения было «знатное происхождение»;

2) в нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, драгоценности и ши­карные автомобили;

3) высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, юристов, владельцев капитала;

4) низший средний класс представляли, главным образом, канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, бановские кассиры, делопроизводители);

5) высший слой низшего класса составляли «синие воротнички» — заводские рабочие и прочие работники физического труда;

6) наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общества.

Исследования У.Л. Уорнера убедительно показали, что рацио­нально или интуитивно люди осознают иерархию общества, чувству­ют основные параметры, определяющие положение человека в об­ществе и способны дать оценку своего места в нем.

Выделение оснований и уровней социальной иерархии, позво­ляющее построить шкалу социальной иерархии того или иного обще­ства, имеет весьма важное значение для понимания происходящих в нем процессов. Однако не меньшее значение в этом деле имеет и зна­ние профиля социальной стратификации, определяемого соотноше­нием и удельным весом различных социальных слоев в том или ином обществе.

Стабильность иерархической структуры общества в значительной мере зависит от удельного веса и роли среднего слоя или среднего класса.

«Средний класс» — значительный по объему слой общества, зани­мающий промежуточное положение между двумя полюсами социаль­ной иерархии. Это понятие использовалось представителем «филосо­фии жизни» Г. Зиммелем, значительное внимание среднему классу уделял и М. Вебер. Средний класс в современных развитых обще­ствах — это самая многочисленная (60-70% всего населения), но весь­ма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлеж­ности к среднему классу, между различными группами, входящими " в средний класс, нет четких границ. Каковы критерии выделения сред­него класса? Это и уровень доходов, и стандарты потребления, и определенный уровень образования, и способность к квалифициро­ванному труду.

Средний класс — это и мелкие предприниматели, и фермеры, и высоко квалифицированные рабочие, и специалисты сферы обслу­живания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри среднего класса также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и «синие воротнички». Сред­ний класс — это основной потребитель товаров и услуг благодаря сво­ей многочисленности, финансовым возможностям и развитой систе­ме потребностей. Средний класс является также опорой политических институтов, он — ядро массы избирателей. Средний класс — основ­ной объект манипуляций масс-медиа. Он — основной читатель, зри­тель, слушатель. Одновременно средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к ко­торой стремятся приблизиться низшие слои населения и отойти от нее — высшие. Средний класс — это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий. Чем разнообразнее, динамичнее средний класс, тем больше возможностей само его существование открывает для тех. кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революцион­ные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего. Средний класс, следова­тельно, указывает направление социального продвижения для низ­шего класса и сам является источником обновления высшего класса.

 

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные кри­терии деления общества на социальные слои, группа, служит мето­дологической основой для формирования теории социальной мо­бильности или социального передвижения.

Социальной мобильностью называется совокупность социаль­ных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой со­циального статуса, места, занимаемого в стратификационной струк­туре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направ­ления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в дру­гой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической ре­волюцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индус­триализации резко возросло значение научно-технического зна­ния и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-тех­нической интеллигенции, исследователи отмечают рост социаль­ного престижа профессиональной группы инженеров в России в начале XX столетия.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно-профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с политической и предпринимательской деятельностью, служ­бой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколен­ная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной — неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе называ­ется социальной клаузолой. Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам. Работы Р. Мильса убе­дительно показали, что даже в «образцовых» демократических обще­ствах США, Франции, Англии и т.д. правящая элита неизменна и состоит из представителей одних и тех же семейств.

Социальные перемещения индивидов имеют объективные по­казатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобре­тение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их со­циальное положение.

Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удается пройти социокультурный селективный контроль и комфорт­но освоиться в новой страте. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни и т.д. делает его здесь «чужа­ком». Индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.

Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в резуль­тате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окру­жению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностыо (от лат. «merginelis» — находящийся на краю, на границе).

Часто маргинализация индивидов возникает в результате го­ризонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из дерев­ни в город. В результате миграции человек покидает привычную со­циальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.

Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэт­нические и межрасовые браки.

Маргинализация индивидов—неизбежный элемент социаль­ной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот про­цесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, про­цесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле ста­новятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальное не только инди­видов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в совре­менной России, где в результате захвата собственности, обогаще­ния, овладения рычагами власти сформировалась социальная груп­па «новых русских», которая пока не выработала определенные сте­реотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной, российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.