Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры производства

 

Организация и планирование управленческой деятельности во многом определяется не только организационной системой управления, но и типом предпринимательского бизнеса.

Поэтому менеджеру в практической деятельности (особенно на этапе создания нового предприятия) необходимо учитывать те типы предпринимательского бизнеса и законодательно установленные организационно-правовые формы предприятий. Учет этих особенностей позволяет оптимизировать часть факторов, влияющих на производство и реализацию продукции (прежде всего, в части налогообложения) уже на стадии организации новых предприятий. Кроме того, по результатам управленческого анализа может быть выработано решение по изменению организационно-правовой формы действующего предприятия. При этом следует учитывать то обстоятельство, что организационные мероприятия отличаясь незначительными дополнительными финансовыми затратами, могут принести дополнительную прибыль, сопоставимую с прибылью от осуществления капитальных вложений (инвестиций в расширение и развитие производства).

 

Отнесение субъектов предпринимательского бизнеса к тем или иным типам зависит от степени обобществления труда и капитала. Специфика сельскохозяйственного производства обусловила практическую неизменность основных типов организационных структур в агропромышленном секторе независимо от уровня развития производительных сил в стране и общественно-политического строя.

По этому признаку все существующие типы сельского предпринимательства можно условно разделить на четыре основные группы:

первая группаединоличное предприятие. Группа характеризуется минимальным или нулевым уровнем обобществления труда и капитала. В рамках группы предполагается либо организация мелкотоварного производства (личное подсобное хозяйство), либо хозяйствующих субъектов с минимальным количеством участников (частное предпринимательство без образования юридического лица, фермерское хозяйство). После аграрной реформы 1861 года эта форма стала приобретать в России все более широкое распространение, особенно в черноземном районе (там, где трудозатраты, произведенные одной крестьянской семьей, могли обеспечить самоокупаемость и образование прибавочного продукта, направляемого на расширенное воспроизводство). После новой реформы в 1908-1910 гг. единоличные хозяйства практически лишились государственной поддержки и эта форма предпринимательства в российских условиях стала постепенно сворачиваться. В советский период единоличное хозяйство было объявлено классово чуждым новым общественным отношениям, и вместо необходимой для таких хозяйствующих субъектов государственной поддержки, практиковалось диаметрально противоположное отношение, проявлявшееся прежде всего в повышенных ставках налогообложения. В результате к 1982 г. (год принятия Продовольственной программы) единоличные хозяйства были практически уничтожены.

Новый импульс развитию такой формы сельского предпринимательства был дан рыночными преобразованиями (которые, кстати, в агропромышленном комплексе начались, как минимум, еще за год до официальной смены общественно-политического строя — в 1990 г.). Несмотря на то, что по состоянию на 1 января 2000 г. количество официально зарегистрированных фермерских хозяйств составляло около 300 тысяч, удельный вес сельскохозяйственной продукции, выпущенной этими субъектами предпринимательской деятельности, остается пока весьма незначительным — за 1997 г. валовая продукция крестьянских (фермерских) хозяйств составила 1,4 процента от общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Для сравнения: оценка валовой продукции, созданной в том же году хозяйствами населения (личными подсобными хозяйствами), составляет 29,2 процента к общему объему.

В единоличных хозяйствах применяется исключительно линейная структура управления. Это обусловлено тем, что количество работников такого предприятия является ограниченным, тем более, что часть наемных работников является сезонными. В этих условиях использование функциональной или функциональной структур будет неэффективным;

вторая группа — по классификации, принятой в мировой практике, носит название товарищества, или партнерства. В российской практике этому виду предпринимательства соответствует организация производителей в виде обществ с ограниченной ответственностью. Основной отличительной особенностью таких предприятий является частичное обобществление имущества производителей и ответственность по обязательствам в пределах стоимости этого имущества. Кроме того, в некоторых странах установлены различные пределы численности, при которых возможно отнесение предприятий к данному типу. В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью российским законодательством этот предел установлен на уровне 50 человек. Такой же предел установлен и для закрытых акционерных обществ (кроме преобразованных из товариществ с ограниченной ответственностью). Однако отнесение ЗАО ко второму типу сельского предпринимательства неправомерно, так как помимо количественных характеристик эта форма организации производства отличается еще и степенью участия членов трудового коллектива в управлении предприятием и в выполнении конкретной деятельности по достижению уставных целей.

К этой же категории можно отнести и производственные кооперативы, которые отличаются от обществ с ограниченной ответственностью некоторыми формальными организационными признаками и степенью ответственности. Для условий российского сельского хозяйства этот тип предпринимательства — товарищество или партнерство — явился наиболее характерным и наиболее жизнеспособным.

После реформы 1861 г. был кратковременный всплеск активности единоличных хозяйств, который, однако, весьма скоро — примерно через 40—45 лет сменился тенденцией к минимально необходимому обобществлению труда и капитала (чаще всего в виде так называемых общин). С одной стороны, здесь определенную роль сыграло отношение государства, которое, обеспокоенное сбором налогов и устойчивостью крестьянских хозяйств, было вынуждено взять курс на всемерную поддержку именно общинной формы организации.

Однако определяющим фактором при этом явилось именно низкое плодородие земель и относительно неблагоприятные природно-климатические условия. В условиях нечерноземья ведение единоличного хозяйства не могло обеспечить даже простого воспроизводства на протяжении более или менее длительного промежутка времени — один засушливый или чрезмерно дождливый год мог окончательно разорить такое хозяйство без всяких перспектив на возрождение. Те же крестьяне, которые направились на освоение новых земель в Восточной Сибири, уже спустя два-три года столкнулись с проблемой резкого упадка плодородия земель и, обусловленным этим, снижением урожайности основных культур. Эта специфика сибирских почв своевременно учтена не была. Для того чтобы выжить во вновь создавшихся условиях, крестьяне были вынуждены вновь объединяться для совместной обработки земли. Да и климат в Сибири является более континентальным, чем в Центральной России. А это еще более увеличивает риск любой земледельческой деятельности.

Таким образом, к началу 20-х гг. сельское хозяйство России было готово к обобществлению производства в любых предложенных и поддерживаемых государством формах. На первых порах не обошлось без крайностей — обобществление в ряде случаев либо было чрезмерным (коммуны), либо недостаточным — товарищества по обработке земли. Наконец, к началу 30-х гг. была найдена оптимальная форма — коллективные хозяйства,— которая и просуществовала до настоящего времени. Однако, вследствие того, что с середины 50-х гг. был взят курс на укрупнение колхозов, фактически эта форма трансформировалась в другой тип, более отвечающий признакам корпорации. В результате эффективность хозяйствования снизилась. В начале 90-х гг. новая попытка максимально разукрупнить сельскохозяйственные предприятия привела к тому, что вновь создаваемые структуры (прежде всего крестьянские фермерские хозяйства) не оправдали тех надежд, которые на них возлагались. В результате в настоящее время наиболее перспективным представляется следующий тип организации сельского предпринимательства: обобществление труда и капитала в рамках сравнительно небольшого коллектива собственников.

Так как количество членов товарищества (общества с ограниченной ответственностью) законодательно ограничено, то в данном случае выработка управленческих решений осуществляется, как правило одним менеджером. Что же касается организационных структур управления, то в товариществах наиболее распространенной является функциональная схема. Для организации смешанных структур управления количество работников и структурных подразделений товарищества или партнерства недостаточно;

третья группаакционерное общество, или корпорация, для российских условий не является чем-то абсолютно новым. Аналогичные структуры существовали и на рубеже XIX—XX вв., и в течение непродолжительного периода НЭПа. Относительно новой явилась попытка использования данного типа предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Акционерное общество, или корпорация, отличается от товарищества или партнерства, характером объединения капитала и участием членов корпорации в осуществлении производственной и управленческой деятельности. Уставный капитал акционерного общества формируется за счет взносов участников, вносимых в качестве оплаты акций, эмитированных обществом. В дальнейшем вклады участников, вне зависимости от формы, в которой они были внесены, обезличиваются и расчеты с участниками общества (как по распределению прибыли, так и по возмещению обязательств) производятся исключительно посредством акций. Сам акционер вовсе не обязан участвовать в производственном процессе. Более того, он может не только не являться участником трудового коллектива, но и вообще проживать в другой местности.

Ни традиционно, ни практически эту форму обобществления производства нельзя назвать достаточно приемлемой для российского сельского предпринимательства. Отчуждение производителя от процесса производства и от результатов своего труда резко снижает мотивацию и негативно влияет как на производительность труда, так и на качество принимаемых управленческих решений. В середине 60-х гг., после широкомасштабного укрупнения колхозов и совхозов, акционерные общества не появились, но именно отчуждение крестьян от результатов труда спровоцировало снижение эффективности сельскохозяйственного производства и массовый отток квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в различные отрасли промышленности. Единственным позитивным фактором образования на базе бывших колхозов и совхозов акционерных обществ явилась возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов неограниченного числа юридических и физических лиц.

Вместе с тем необходимо отметить, что вложение капитала в акции других предприятий и организаций имеет смысл только тогда, когда существует определенная доля уверенности в получении дивидендов на вложенные суммы. В отношении сельского хозяйства (не только российского) вероятность систематического получения таких доходов крайне мала вследствие возможного негативного влияния объективных факторов. В экономической практике, для того чтобы скомпенсировать повышенный риск вложения капитала, используется простой метод — выпуск привилегированных акций с уровнем дивидендов, существенно превышающим средний уровень по другим отраслям народного хозяйства. Но для этого необходимо обеспечить достаточно высокую рентабельность производства, что для отечественного аграрного сектора пока недостижимо. Таким образом, реализация единственного позитивного фактора — привлечение временно свободных финансовых средств для обеспечения воспроизводственного процесса — для российского сельского хозяйства практически неосуществима. Кстати, по данным Информационно-консультационного центра при Минсельхозпроде РФ, по состоянию на 1 января 2000 г. только 17% акционеров акционерных обществ в сельском хозяйстве выкупили свои акции. Заметим, что причина здесь чисто психологическая — выкуп акций в большинстве случаев сводился к формальному переоформлению стоимости пая (имущественного и земельного) участника реформируемого колхоза или совхоза в стоимость акций. То есть практика показала исключительную чужеродность этого типа предпринимательства для российского сельского хозяйства.

В отношении закрытых акционерных обществ справедливо сказанное о товариществах (партнерствах).Количество участников открытых акционерных обществ не ограничено, что позволяет создавать сложные организационные структуры. Разумеется, при этом чаще всего используются линейно-функциональные структуры управления. В акционерных обществах, представляющих собой комбинированное производство с большим ассортиментом выпускаемой продукции и обилием разнообразных управленческих функций. Весьма перспективной может стать матричная структура управления;

четвертуя группу — предпринимательской деятельности составляют государственные и муниципальные предприятия. В мировой практике к числу таких предприятий иногда относят и корпорации, если контрольный пакет акций принадлежит государственному или муниципальному органу. В отечественных условиях определяющим является не участие государства или местных органов самоуправления в уставном капитале организации, а происхождение и характер собственности на имущество, посредством которого осуществляется предпринимательская деятельность. Гражданским кодексом РФ предусматривается возможность создания двух видов унитарных предприятий — на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения. В агропромышленном секторе опыт создания государственных предприятий широко использовался в советский период. Более того, политика государства заключалась в том, чтобы удельный вес совхозов в общей численности сельскохозяйственных предприятий неуклонно повышался. Следует подчеркнуть, что это была лишь объявленная политика, которая в финансово-экономическом смысле поддерживалась весьма слабо. Тот факт, что преобладающий удельный вес совхозов так и не был достигнут, не вызвал принятия каких-либо чрезвычайных мер в этом направлении советским правительством.

Организация сельскохозяйственного предприятия в виде государственного или муниципального учреждения имеет две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, государственная собственность на средства производства обеспечивает возможность более эффективного ее использования в масштабах административно-территориального образования или государства в целом, облегчает планирование производства сельскохозяйственной продукции, в том числе и по ее видам, способствует централизации снабженческо-сбытовых процессов. То, что унитарные предприятия принадлежат единственно государству, обусловливает необходимость создания для их приоритетной финансовой и технической поддержки эффективной системы контроля за продвижением этой поддержки до конечного адресата.

Представляется естественным, что государственные предприятия будут первыми пользоваться плодами научно-технического прогресса, полученными в результате фундаментальных разработок, включая высокотехнологичное сельскохозяйственное оборудование и продукцию элитного семеноводства.

С другой стороны, здесь наличествуют и два негативных фактора:

во-первых, территориальная разбросанность сельскохозяйственных предприятий существенно усложняет управленческие процессы и делает практически невозможной выработку единых рекомендаций по организации сельскохозяйственного производства;

во-вторых, как уже отмечалось выше, гарантированный уровень оплаты труда работников государственных сельскохозяйственных предприятий резко снижает заинтересованность персонала в количественных показателях конечных финансовых результатов. Последнее усугубляется тем, что при получении прибыли в распоряжении предприятия остаются только сформированные по установленным нормативам фонды экономического стимулирования, свободный же остаток прибыли изымается собственником для дальнейшего перераспределения.

Несмотря на то, что количественно перечень преимуществ такого типа предпринимательства существенно шире, чем список его недостатков, на практике преобладают негативные тенденции — производство, осуществляемое на государственных сельскохозяйственных предприятиях, менее эффективно, чем производство на предприятиях, расположенных в аналогичных условиях, но основанных на коллективной форме собственности.

 

Таким образом, резюмируя сказанное, следует отметить, что из всех возможных типов предпринимательства наиболее перспективным представляется развитие предприятий в форме товариществ (обществ с ограниченной ответственностью, колхозов и производственных кооперативов), то есть обобществление труда и капитала в коллективах с ограниченным числом участников и при условии обязательного их участия в процессе производства и реализации продукции.

Для унитарных предприятий рассуждения о выборе организационной структуры управления не имеют смысла - структура определяется вышестоящим органом (как правило, учредителем государственного или муниципального предприятия). Задача менеджера в этой ситуации сводится к повышению эффективности функционирования действующей структуры управления.

 

Как отмечалось выше, для организации работы менеджера существенное значение имеет не только тип предпринимательской деятельности, но и организационно-правовая форма предприятия, которая определяется, прежде всего, формой собственности.

 

В период, который принято называть периодом плановой экономики, существовало две основных формы собственности — государственная и кооперативно-колхозная. Соответственно и организационно-правовые формы предприятий представляли собой либо государственное предприятие, либо предприятие, организованное на коллективной форме собственности.

Теоретически выдвигалось и обосновывалось утверждение о том, что в отраслях промышленности наиболее эффективной является форма государственных предприятий, а коллективным формам собственности отводились сельское хозяйство, сфера торговли и обслуживания. Конкретные формы предприятий были весьма разнообразны — от хозрасчетных участков до многофункциональных комбинатов в промышленности и от артелей до колхозов и потребительских обществ — в сфере коллективной собственности. Существование различных форм было обусловлено либо спецификой деятельности, либо ограниченным сроком существования, либо особенностями технологии производства отдельных видов продукции. Внутри одной отрасли или крупного промышленного объединения могли создаваться предприятия, формы которых обусловливались требованиями концентрации или специализации производства.

 

В обществе с рыночной экономикой существующие формы собственности также можно разделить на две основных — государственную и частную (причем, на наш взгляд, понятие частной собственности довольно условно — большая часть действующих в настоящее время предприятий относится к акционерным обществам или обществам с ограниченной ответственностью, то есть олицетворяет коллективную собственность). Различия между формами определяются вариантом объединения капитала участников и степенью ответственности каждого из них.

После вступления в законную силу Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) экономическим субъектам предоставилась возможность широкого выбора организационной формы. В ГК РФ проведено разделение на коммерческие и некоммерческие организации. К числу коммерческих отнесены:

 

1. Хозяйственные общества и товарищества:

1.1. Полное товарищество.

1.2. Товарищество на вере.

1.3. Общество с ограниченной ответственностью.

1.4. Общество с дополнительной ответственностью.

1.5. Акционерное общество.

1.6. Производственный кооператив.

2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

2.1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

2.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

 

К числу некоммерческих относятся:

 

1. Потребительский кооператив.

2. Общественные организации и объединения.

3. Религиозные организации и объединения.

4 Фонды.

5. Учреждения.

6. Ассоциации.

7. Союзы.

 

Иные наименования предприятий и организаций отражают особенности их экономического положения или особенности формирования организационных структур и распределения дохода и не являются самостоятельными. К числу таких форм можно отнести дочерние и зависимые общества, простое товарищество (совместная деятельность) и т.п.

Кроме того, в сельском хозяйстве большое количество сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах, которые следует считать организационно-правовой формой организации, занимающейся выпуском определенных видов продукции. Однако к предпринимательской деятельности личные подсобные хозяйства отношения не имеют, так как не выполняются два из четырех условий, обязательных для такой деятельности — производство не направлено на систематическое получение прибыли (излишки произведенной продукции могут реализовываться, но речь может идти только об излишках — основной целью личного подсобного хозяйства является удовлетворение потребностей участников этого хозяйства в отдельных видах сельскохозяйственной продукции). Кроме того, такие хозяйства не подлежат обязательной государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательства. В силу перечисленных причин говорить о менеджменте личных подсобных хозяйств не имеет смысла.

Основной трудностью, которая возникает на современном этапе при формировании и организации деятельности организаций различных организационно-правовых форм, является недостаточная законодательная урегулированность их деятельности. По состоянию на конец 2000 г. среди коммерческих организаций в достаточной степени урегулирована лишь деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. Государственные и муниципальные предприятия в своей деятельности продолжают руководствоваться требованиями отдельных положений законодательных актов, принятых в советский период (разумеется, эти требования уже не могут в полной мере отвечать социально-экономической ситуации в стране).

 

Вместе с тем в сельском хозяйстве продолжают функционировать (причем зачастую весьма успешно) и те хозяйства, которые не были своевременно преобразованы — колхозы и совхозы. Их деятельность регулируется ранее принятыми законодательными актами, но в части, не противоречащей требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обособленной формой сельского предпринимательства являются крестьянские (фермерские) хозяйства. В настоящее время статус фермерских хозяйств законодательством установлен недостаточно определенно. Правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в настоящее время осуществляется Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г. и 24 декабря 1993 г.). Нетрудно убедиться, что и сам закон разработан, и последние изменения в него внесены до введение в действие Гражданского кодекса Российской Федерации. Это обстоятельство обусловило то, что ряд положений Закона № 348-1 вошли в противоречие с гражданским законодательством и фактически применяться не могут.

Так, например, в соответствии со статьей 1 Закона № 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. А согласно ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

В ГК РФ нет отдельного параграфа, который бы устанавливал основные принципы создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления им предпринимательской деятельности. Поэтому в настоящее время безусловными являются только следующие положения ГК РФ, касающиеся деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств:

в соответствии со статьей 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. То есть, как уже отмечалось, крестьянское хозяйство не может иметь статуса юридического лица, но его глава должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель;

в соответствии со статьей 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. То есть ни уставный, ни складочный капитал не формируются, а отношения, возникающие по поводу управления имуществом, регулируются статьями ГК РФ, регулирующими такие отношения между физическими лицами.

 

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся:

предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок;

насаждения;

хозяйственные и иные постройки;

мелиоративные и другие сооружения;

продуктивный и рабочий скот, птица;

сельскохозяйственная и иная техника и оборудование;

транспортные средства;

инвентарь;

другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

 

В крестьянском (фермерском) хозяйстве функции менеджера выполняет, как правило, сам глава этого хозяйства. Как уже отмечалось выше, в фермерском хозяйстве возможно использование только линейной управленческой структуры.

Преимущества главы хозяйства, как менеджера, заключаются в том, что он в совершенстве знает технологию сельскохозяйственного производства и непосредственно заинтересован в результатах деятельности фермерского хозяйства. Недостатки такого менеджмента в недостаточном уровне специальных (управленческих) знаний, а также то, что отвлечение главы хозяйства на выполнение других видов работ (в том числе и неквалифицированных) не всегда позволяет полноценно организовать работу по анализу имеющихся данных и выработке научно обоснованных управленческих решений.

 

Структура сельскохозяйственных предприятий по формам хозяйствования по состоянию на 1 января 2000 г. характеризуется следующими данными (в %).

 

Открытые акционерные общества 2,8
Закрытые акционерные общества 15,3
Товарищества (общества) с ограниченной ответственностью 19,5
Товарищества на вере (коммандитные) 0,8
Ассоциации крестьянских хозяйств 5,0
Сельскохозяйственные кооперативы 24,1
Колхозы 13,6
Коллективные предприятия 6,1
Совхозы 4,0
Государственные предприятия 4,8
Другие (сортсемучастки, семеноводческие станции, пчелопитомники и др.) 4,0
Всего: 100,0

 

Таким образом, подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий использует коллективные формы объединения труда и капитала — колхозы, производственные кооперативы и иные коллективные предприятия составляют в общем числе сельхозпредприятий 43,8%.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите основные принципы управления

2. В чем заключается принцип научности?

3. Что такое мотивация персонала и как она используется при организации управленческих процессов?

4. Дайте определение функций управления

5. Какая из управленческих функций является доминирующей?

6. Каковы типы управленческих структур

7. В какой сфере наиболее эффективно применение той или иной структуры

8. Когда применяется матричная система управления?

9. Назовите основные типы предпринимательского бизнеса

10. Какими организационно-правовыми формами представлены корпорации в сельском хозяйстве России

11. Какая организационно-правовая форма предприятия наиболее распространена в аграрном секторе России?

12. Назовите основные особенности фермерского хозяйства, как хозяйствующего субъекта.

 

 

Тесты:

 

1. Принцип соответствия прав и обязанностей применяется:

а) в управляющей системе

б) в управляемой системе

в) в управляющей и управляемой системах

 

2. Не относится к функциям управления:

а) планирование

б) оценка

в) контроль

 

3. К коммерческим организациям не относится:

а) акционерное общество

б) потребительский кооператив

в) производственный кооператив

г) общество с ограниченной ответственностью

 

4. Наиболее распространенным типом управления в сельском хозяйстве является:

а) линейный

б) функциональный

в) линейно-функциональный

г) дивизиональный

 

5. Транспортные средства фермерского хозяйства являются:

а) собственностью главы хозяйства

б) долевой собственностью членов хозяйства

в) совместной собственностью членов хозяйства

г) собственностью того члена хозяйства, на имя которого они зарегистрированы.


Глава 4. Процессы управления

 

ЦЕЛЬ: Помочь студентам изучить теорию принятия управленческих решений, усвоить последовательность выработки и принятия управленческих решений.

 

ЗАДАЧИ:

1. Уяснить процессы, составляющие выработку управленческого решения

2. Изучить классификацию управленческих решений

3. Понять порядок действий менеджера в случае, когда задача поставлена неопределенно

4. Научиться вырабатывать несколько проектов управленческих решений.

5. Изучить порядок и правила оценки управленческих решений.

6. Научиться обосновывать выбор наиболее эффективного решения

7. Изучить порядок документирования и фиксации принятого решения

8. Понять, для чего нужен контроль исполнения принятых решений

ВВЕДЕНИЕ:

Из этой главы читатель сможет узнать:

что такое управленческое решение и по каким признаками можно классифицировать различные виды управленческих решений;

какие этапы принятия решения являются обязательными;

как правильно рассчитать показатели экономической эффективности сравниваемых вариантов предлагаемых решений;

как довести принятое решение до исполнителя и организовать контроль за его действиями;

как вносить изменения в принятое решение в случае, когда в процессе его исполнения возникают дополнительные факторы.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационные структуры управления | Сущность и виды управленческих решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.