Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы

 

Социально-психологические ме­тоды, впервые появились в 20-х годах XX столетия (с развитием неоклассической школы управления и внесения в нее элементов бихевиоризма). Они сводятся к двум основным направлениям: во-первых, к формированию бла­гоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и разви­тию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обес­печить максимальную самореализацию личности в производст­венном процессе.

 

Разработка и применение социально-психологических методов управления является наиболее сложным, так как требует от менеджера наличия некоторых специальных знаний, а сами эти методы трудно унифицируются.

Объектами социально-психологического управления являются такие процессы, как:

психофизиологические и личностные особенности работников;

эргономические особенности организации рабочих мест;

система стимулирования работников;

морально-психологический климат в коллективе;

социально-бытовые условия работников.

 

Особенностями выработки решений по социально-психологическому управлению является учет социально-психологических процессов, происходящих как в органе управления, так и в объекте управления.

 

В настоящее время наиболее широко применяются следующие методы социально-психологического управления:

Социальное планирование и прогнозирование. Сбор и обработка специальной информации в целях разработки планов социального развития производственных коллективов.

Стимулирование коллективной инициативы. Разработка схем производственных отношений, при которых широко практикуется коллективная и бригадная ответственность за результаты деятельности, а также система поощрения за повышение количественных и качественных показателей.

Стимулирование личной инициативы. Разработка нематериальных стимулов к повышению количества и качества труда отдельных исполнителей, максимального вовлечения наиболее перспективных работников в процесс принятия управленческих решений, повышению самооценки работников, выделению таких работников из общего числа.

Стимулирование интереса к труду. Выработка мероприятий по поощрению усовершенствований в работе, поиску нешаблонных решений, приводящих к повышению эффективности труда; рационализаторства и изобретательства.

Стимулирование повышения социального статуса. Разработка системы выделения наиболее перспективных работников и повышения их квалификации или образования с целью дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Методы формирования производственного коллектива обычно выделяются в обособленную группу социально-психологических методов управления. К ним относится регулирование внутриколлективных взаимоотношений, прогнозирование и предотвращение возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.

К методам регулирования межличностных отношений относятся:

наблюдение;

психологическое изучение профессий;

опрос, интервью, беседа;

анкетирование;

тестирование;

изучение личности;

изучение коллектива;

документальный анализ.

 

Еще раз следует подчеркнуть, что все методы управления должны применяться только в комплексе. Особенно это касается социально-психологических методов управления. В условиях рыночных отношений и определенной смены приоритетов эти методы могут выступать только в качестве вспомогательных инструментов, дополняющих действие экономических и административных методов.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое методы управления

2. Какие факторы влияют на выбор метода управления в конкретной ситуации?

3. Дайте определение экономических методов управления:

4. Каким образом менеджер может использовать экономические методы управления, применяемые государственными и муниципальными органами?

5. Назовите и охарактеризуйте основные административные методы управления?

6. Какое основное отличие социально-психологических методов управления от других групп?

7. Что является объектом регулирования социально-психологическими методами управления?


Глава 6. Организация работы менеджера

 

ЦЕЛЬ: Помочь студентам изучить требования, предъявляемые к личности менеджера, уяснить понятия лидерства, освоить различные стили управления, изучить подходы к эффективности работы менеджера, усвоить требования к организации информационных систем.

 

ЗАДАЧИ:

1. Изучить требования к личности менеджера

2. Научиться определять склонность отдельных людей к лидерству

3. Изучить основные качества лидера

4. Понять разницу в стилях управления и критерии выбора стиля в конкретной ситуации

5. Узнать, какие критерии применяются для оценки управленческого труда

6. Изучить требования по организации информационных систем, обеспечивающих управленческие процессы

7. Оценить инновационный потенциал менеджмента

8. Уяснить необходимость профессионализации менеджмента

ВВЕДЕНИЕ:

Из этой главы читатель сможет узнать:

чем российский менеджер отличается от менеджера в странах с развитой рыночной экономикой;

какие качества необходимы для того, чтобы стать менеджером;

как определить способность к лидерству;

чем авторитарный стиль управления отличается от либерального и демократического;

из каких элементов состоит информационная система, обеспечивающая менеджмент;

как реализовать инновационный потенциал менеджмента;

какие условия необходимы для профессионализации менеджмента.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административные (организационно-распорядительные) методы управления | Личность менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.