Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная роль





Ролевая концепция личности

Она возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX века и получила широкое распространение в различных социальных течениях. Категория роль впервые была использована американским социологом Дж. Мидом в 1934 году, а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Т. Парсонс и его последователи рассматривали личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. В реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и социальные отношения и вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивы. Возникает необходимость в таком механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своей личности, целостность своего «Я», то есть остаться самим собой и находить свое место не только в отдельной группе, но и в жизни в целом. Личность может использовать ролевое поведение как инструмент приспособления, адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня:

1) периферийные атрибуты роли, то есть такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружающими, ни на ее эффективность; пример – гражданское состояние учителя или инженера не влияет на восприятие его окружающими.

2) такие атрибуты роли, которые влияют как на ее восприятие, так и на ее эффективность; (слабое здоровье спортсмена, длинные волосы хиппи – атрибут хиппи).

3) атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Личность формируется на основе многих взаимодействий людей с окружающим
миром. В результате люди создают свое зеркальное «Я», составленное из трех элементов:

- того, как нас воспринимают другие;

- того, как люди реагируют на то, что они видят в нас;

- того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Это теория Чарльза Кули, важное значение придается нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная « социальной позиций» личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - это то, что согласно «правилам игры» ждут от той или иной социальной роли и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.



Всякий раз, беря на себя ту или иную социальную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось согласно правам и обязанностям роли. Для этого существует целая система социального контроля от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая им система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их использование может привести к нарушению равновесия всех социальных систем.

Роль задает общую направленность и цель действия, а стиль их выполнения - это фактор вариативный. Например, роль директора предполагает выполнение функции руководства, управления, но осуществить это руководство можно различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими. В этом плане ограничения не накладываются. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Помимо ролей, несущих общественную нагрузку и имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним, выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные, межличностные роли также могут быть различными и совершенно противоположными в разных малых группах. Поэтому человек очень часто в своем поведении вынужден учитывать эту разнообразную палитру ожиданий, предъявленных к нему и ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Т..Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основ­ными характеристиками:

1) способом получения — одни предписы­ваются, другие — завоевываются;

2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;

3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;

4) формализацией — действия в строго установ­ленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией—на общее благо, на личную прибыль и т.д.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Морено предложил наиболее общую классификацию ролей, в соответствии с которой роли подразделяются на три группы:

1) психосоматические, которые исходят из биологических потребностей, адаптированных к культуре и носят бессознательный характер;

2) психодраматические - это такие, в которых поведение личности определяется ее социальным окружением;

3) социальные - это такие роли, которые связаны с поведением, соответствующим определенному социальному статусу.

Для того чтобы пользоваться понятием социальная роль, необходимо иметь представление о типичном или эталонном поведении в соответствии с определенным статусом.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус пре­подавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии заче­тов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена нефор­мальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. «СОЦИАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ» АЛЬФРЕДА ШЮЦА
  2. В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований
  3. Гастро-дуоденальные язвы: этиология, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, лечебная тактика. Медико-социальная экспертиза и реабилитация.
  4. Государственная социальная помощь и поддержка населения в РФ в 1990-е гг.
  5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ. МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ. НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ
  6. Гражданство и социальная стратификация
  7. Европейская социальная хартия
  8. Легочное сердце: этиология, патогенез, основные клинические проявления, диагностика, принципы лечения. Медико-социальная экспертиза.
  9. Лекция 2. Социальная структура общества. Основные подходы.
  10. Лекция 4. Общество и его социальная структура
  11. Лекция 7. Социальная политика как инструмент социального менеджмента
  12. Лекция № 16. Социальная адаптация программы развития

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.