Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства




 

Форма государственного устройства – это способ организации государственной власти, который определяется характером взаимоотношений государства в целом и его составных частей.

Форма государственного устройства проявляется в особенностях политико-территориальной организации (устройства) государства и его административно-территориального устройства.

В теории и практике современного конституционализма имеются две основные формы государственного устройства – федеративная и унитарная.

Федерация – это государство, территория которого состоит из территорий его субъектов (государственных образований). В настоящее время их насчитывается около 20. За последние десятилетия от федеративной формы устройства отказались Индонезия, Камерун, Ливия, некоторые другие развивающиеся государства.

Среди федераций можно назвать: Австралию, Бразилию, Индию, Малайзию, Мексику, Нигерию, США (субъекты федерации – штаты), Аргентину, Канаду, Пакистан (субъекты – провинции), Швейцарию (субъекты - кантоны), ФРГ (субъекты – земли).

Такое разнообразие не мешает определить общие признаки этой формы государственного устройства.

В зависимости от критериев, принятых за основу, федерации можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от порядка образования федерации подразделяются на созданные на основе союза (договорные) и федерации образованные на основе автономии (конституционные).

Интеграционные (централизованные) и деволюционные (относительно децентрализованные). В первых, при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых, в более полном объеме учитывается специфика различных субъектов, в связи с чем, их положение может быть не совсем одинаковым.

С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации.

Симметричные федерации – все субъекты, входящие в состав федерации – равны (земли в Австрии и ФРГ, эмираты в ОАР).

Асимметричные федерации. Ярким примером такой федерации является Россия. Кроме республик, субъектами федерации здесь являются края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные области, автономные округа. Хотя все субъекты признаются равноправными, их статус определяется по-разному. Статус республик определяется федеральной конституцией и конституциями самих республик; статус других субъектов – федеральной конституцией и их уставами. При этом одни субъекты федерации могут войти в состав других субъектов (автономные округа находятся в составе краев и областей).

Все эти субъекты являются государственными образованиями, но не являются государствами, так как не имеют государственного суверенитета (т.е. по многим вопросам они не могут проводить самостоятельную внутреннюю политику, а также внешнюю политику). С этим связано и то, что за субъектами федерации не признается право сецессии – т.е. выхода из федерации.

Субъекты многих федераций могут принимать собственные конституции, которые должны отвечать федеральным основным законам.

Одновременно общей чертой является наличие у каждого субъекта собственной системы органов власти, в частности – законодательной, исполнительной и судебной.

Принято выделять высшие органы субъектов федераций.

Наличие в федерации двух систем органов власти делает необходимым разграничение компетенции между ними.

Конституции государств устанавливают 5 основных способов разграничения компетенции между федерациями и субъектами федераций:

1. В основных законах установлена сфера исключительной компетенции федерации (Танзания, Эфиопия), а сфера компетенции субъектов федерации создается путем передачи им так называемых остаточных полномочий, то есть тех, которые не отнесены конституциями к исключительно федеральным.

2. Устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться (в чистом виде не применяется, но как частный случай используется, например в США и Швейцарии).

3. Конституция Канады определяет две сферы исключительной компетенции – сферу федерации и сферу субъектов федерации. Для этого установлены два перечня вопросов, отнесенные соответственно к полномочиям федерального парламента и законодательных органов провинций.

4. Основной закон ФРГ также устанавливает две сферы компетенции: исключительную компетенцию федерации и конкурирующую компетенцию. В сфере последней решения могут принимать как федеральные органы, так и органы земель. За субъектами федерации безусловно остается только право законотворчества по тем вопросам, которые включены в оба перечня.

5. В Индии принят иной принцип размежевания компетенции. Там конституция устанавливает три сферы компетенции: исключительную компетенцию федерации, исключительную компетенцию штатов, общую (конкурирующую) компетенцию федерации и штатов. Детально регламентируется содержание соответствующих сфер. К примеру, перечень вопросов, отнесенных к компетенции федерации, насчитывает около 100 пунктов.

В унитарном государстве ни одна из частей его территории не наделена статусом государственного образования. В унитарном государстве действует единая система права и одна система органов власти. Территория даже формально является единой.

По форме унитарные государства делятся на простые и сложные.

В сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, в простом существует только административно-территриальное деление.

Административно-территориальные единицы (АТЕ) – это части территории государства, организационно обособленные для выполнения общих задач государственного механизма. Они являются территориальной базой для осуществления функций такого управления. Однако в пределах административно-территориальных единиц осуществляются не только функции государственного управления в узком значении этого понятия (т.е. административные функции), но и отдельные политические функции.

АТЕ не являются исключительно географическим явлением. Это материальная основа организации публичной власти, которая сложилась на отдельной части государственной территории.

Есть несколько систем административно-территориального деления, однако для развитых стран более характерны 2-х и 3-х ступенчатые системы (во Франции - 4-х ступенчатая).

Автономия в таких условиях рассматривается как средство децентрализации. По своей юридической природе автономия является самоорганизацией населения на части территории государства, что обычно характеризуется предоставлением органам автономии законодательных полномочий по вопросам местного значения. Статус автономных единиц отличается от обычных административно-территориальных единиц. Чаще всего этот статус предоставляется не всем, а только отдельным частям государства. Исключение составляют автономии Испании и Италии.

В отечественной литературе обычно выделяют две формы автономии: национально-территориальную и культурно-национальную.

Национально-территориальная в зависимости от объема полномочий бывает политической и административной.

Политическая имеет признаки государственности (право принимать законы по местным вопросам, наличие парламента, органов исполнительной власти). В отличие от субъектов федерации автономии не обладают собственной судебной системой. В очень редких случаях автономии имеют свою конституцию и гражданство.

Административная автономия не обладает правом издавать законы, только подзаконные нормативные акты в пределах своей компетенции. Имеет представительные органы, может применяться местный язык и т.д.

Культурно-национальная автономия применяется там, где этнические группы, национальности живут разрозненно, вперемешку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации, выборные органы, которые занимаются вопросами языка и культуры. Они могут направлять своих представителей в парламент.

Некоторые авторы (например, В.Е. Чиркин) выделяют новую форму государственного устройства – регионалистское государство, то есть государство, вся территория которого состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италии), строиться на основе этнических, лингвистических, исторических и т.п. особенностей населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), либо по смешанному - этническому и территориальному - признаку (Шри-Ланка). В Испании в более крупные автономные образования входят более мелкие.

Конфедерация – союз суверенных государств, созданный на основе международных соглашений и регулируемый в основном нормами международного права. Конфедерация может иметь свой парламент, правительство, главу государства, но в отличие от федерации акты общих органов конфедерации не действую непосредственно на территориях государств-членов. Они вступают в силу только после ратификации соответствующими органами государств, входящих в состав конфедерации.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были: Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

 

 

3. Политический режим

 

3. Политический (государственный) режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Его характер определяется многими факторами: существующая партийная система; взаимоотношения между органами государства; прямые и обратные связи политических партий, общественных организаций, органов государства с населением; господствующая в обществе идеология; уровень политической культуры, многие другие обстоятельства, включая иногда личность главы государства.

Элементы государственного режима:

1. Государственная власть, которая исходит от народа либо определенной господствующей социальной группы или монарха.

2. Организационно-правовое разделение властей и ролевая автономия различных ветвей государственной власти с одной стороны, или принцип единства государственной власти – с другой. Некоторые авторы трактуют принцип единства государственной власти как ее сосредоточение в руках одной ветви власти.

3. Соревновательность, поиски компромисса в деятельности государственных органов или, напротив, ограничение политической деятельности, ориентация на борьбу с политическими оппонентами и их подавление.

4. Реализация политических свобод граждан или, напротив, их формальное провозглашение.

5. Самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение назначенным сверху чиновникам.

В условиях любого государственного режима используются одинаковые методы (стимулирования, нейтрализма, либерализма и насилия), однако используются они в разной степени и с различной направленностью.

Наиболее распространенной является следующая классификация политических режимов.

Демократический. Он характеризуется следующими чертами:

1. Признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможность самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики, в том числе и свободы деятельности оппозиционных партий.

2. Политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой; юридическое равенство всех объединений граждан.

3. Разделение властей, эффективная система их сдержек и противовесов.

4. Обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа (парламента).

5. Свобода идеологии (не призывы к насилию и т.п.).

Либеральный – был характерен для развитых стран в XIX веке. В настоящее время он сохранился в некоторых развивающихся странах.

Для него характерны:

1. Высокая степень политической свободы, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими институтами могут сравнительно немногие.

2. Государству приходится прибегать к формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка.

3. Демократические институты, включая оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни.

Авторитарный (властный) режим характеризуется следующими признаками:

1. Политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не позволяет им реально участвовать в определении государственной политики, а некоторые оппозиционные партии не могут действовать легально.

2. Власть переходит от одной партии к другой на основе выборов, но сам выбор партии избирателями ограничен (депутатов часто выбирают на основе этнических и религиозный пристрастий; президент – харизматический лидер, становится по существу бессрочным.

3. Политический плюрализм ограничен, разрешены только некоторые организации и на определенных условиях; решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства; цензура и т.п.

4. Принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически отвергается.

5. Ограничен идеологический плюрализм.

6. Вооруженные силы часто играют политическую роль.

Для тоталитарного режима характерно следующее:

1. В основе режима лежит концепция вождизма, политические права и свободы граждан, возможность их активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются.

2. Переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия; другие если и существуют, то только под ее контролем.

3. Политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; в некоторые конституции включен принцип демократического централизма.

4. Разделение властей отвергается; закрепляется принцип единства власти. Представительные органы распущены. Местное самоуправление лишено всякого реального значения. На местах управляют представители главы государства, органы типа «советов», партийные органы.

5. Единая обязательная идеология.

Данная классификация государственных режимов опирается на классификацию политических режимов, принятую в политологии.

В литературе по конституционному праву предлагается также специальная классификация государственных режимов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентарный. Эти предложения находятся в стадии обсуждения.

 

План семинарского занятия:

 

1. Формы правления в зарубежных странах.

2. Формы государственного устройства.

3. Политические режимы зарубежных стран.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Определите причины разнообразия форм зарубежного государства.

2. Определите, что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

3. Установите различия между парламентарными и дуалистическими формами правления, между парламентаризмом и дуализмом.

4. Определите характерные черты парламентарной республиканской формы правления. Приведите примеры стран, имеющих подобную форму правления.

5. Определите особенности взаимоотношений Президента и правительства в парламентарных республиках.

6. Определите особенности президентской формы правления. Приведите примеры стран, имеющих подобную форму правления.

7. Установите, при какой форме правления существует институту контрасигнатуры? Объясните его сущность.

8. Определите, чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

9. Определите, что представляет собой смешанная форма правления?

10. Установите основные признаки унитарной и федеративной формы государственного устройства.

11. Определите, что лежит в основе деления унитарных государстве на централизованные и децентрализованные?

12. Установите, в чем состоит сущность административной автономии? В каких зарубежных странах она существует?

13. Классифицируйте политические режимы.

14. Проанализируйте основные признаки демократии.

15. Определите признаки авторитарного режима.

 

Практические задания:

 

1. Проанализируйте текст конституции Италии и определите форму правления. Подтвердите Ваше суждение положениями этой конституции.

2. Установите, можно ли на основе текста конституции определить государственный режим соответствующей страны? Попытайтесь это сделать.

3. Составьте развернутую схему разновидностей двух основных форм правления.

4. Объясните значение следующей фразы: «Монарх царствует, но не правит».

5. Президентская форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию. В чем состоит это сходство?

6. Проанализируйте текст конституции зарубежного государства, имеющего смешанную форму правления. Подтвердите это положениями конституции.

7. Определите, какое государство более демократическое - централизованное или децентрализованное, федеративное или унитарное и почему?

8. Определите, чем отличаются термины “федеральный” и “федеративный”? В каких случаях мы говорим о федеративной конституции и в каких о федеральной? Как с этими терминами соотносится термин “союзный”?

9. Сравните конституции Испании и Италии и определите, в чем сходство и различия их территориального устройства как конституционного института?

 

Основные понятия и термины:

 

Форма государства; форма правления; форма государственного устройства; политический режим; республика; монархия; дуализм; парламентаризм; контрассигнация; абсолютизм; унитарное государство; федерация; административная автономия; право сецессии; демократия; авторитаризм; фашизм.

 

Тесты:

 

1. Установите, какой из ответов является правильным: «Право выхода субъектов из состава федерации – это»:

А) интервенция;

Б) интеграция;

В) сецессия;

Г) размежевание;

Д) конфедерация.

2. Найдите верный ответ: «Союз суверенных государств, созданный на основе международных соглашений и регулируемый в основном нормами международного права – это»:

А) регионалистское государство;

Б) федерация;

В) унитарное государство;

Г) конфедерация;

Д) политическая автономия.

3. Выберите правильный ответ: «Дуалистическая монархия характеризуется тем, что»:

А) власть монарха неограниченна;

Б) власть осуществляет монарх и его придворные;

В) власть осуществляет монарх и его супруга;

Г) власть монарха ограничена конституцией и парламентом, но он наделен исполнительной властью, которую осуществляет непосредственно или через назначаемое им правительство;

Д) власть монарха ограничена конституцией, и монарх выполняет только представительские функции.

4. Исключите признак, который не действует в президентских республиках:

А) выдерживается требование жесткого разделения властей;

Б) президент исполняет полномочия главы государства и главы правительства;

В) президент имеет право распустить парламент или его нижнюю палату;

Г) отсутствие института контрасигнатуры;

Д) отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

5. Исключите признак, который не действует в парламентских республиках:

А) политическая ответственность правительства перед парламентом;

Б) правительство формируется парламентом;

В) наличие института контрасигнатуры;

Г) отсутствует право президента распускать парламент или его нижнюю палату;

Д) осуществление полномочий главы государства и главы правительства разными лицами.

6. Определенный способ организации и осуществления государственной власти, характеризующийся единством структуры, территориальной организации и методов осуществления государственной власти – это форма государства.

А) да;

Б) нет.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: «Дуалистическая монархия характеризуется тем, что»:

А) власть монарха неограниченна;

Б) власть осуществляет монарх и его придворные;

В) власть осуществляет монарх и его супруга;

Г) власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую осуществляет непосредственно или через назначаемое им правительство;

Д) власть монарха ограничена конституцией и монарх выполняет только представительские функции.

8. Способ организации государственной власти, обусловленный принципами взаимоотношений высших органов государства: главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти – это форма правления.

А) да;

Б) нет.

9. Способ организации государственной власти, который определяется характером взаимоотношений государства в целом и его составных частей – это форма государственного устройства.

А) да;

Б) нет.

10. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Способ организации государственной власти, обусловленный принципами взаимоотношений высших органов государства: главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти – это форма государственного устройства».

А) да;

Б) нет.

11. Обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране – это политический режим.

А) да;

Б) нет.

Список литературы:

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. - 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г.Н. Андреева; Междунар. акад. предпринимательства. - М.: Элит, 2007. - 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И.А. Андреева, А.Ш. Будагова, С.Ю. Кашкин и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 895 с.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А. Ковачев; [Л.Л. Алексеева, Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, ред. Д.А. Ковачев и др.]; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М.: Приор, 2001. - 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М.В. и др.; Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст]: навч. посіб. / В.М. Бечастний та ін.; за ред. В.М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ: Знання, 2008. - 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн: навч. посіб. / [М.С. Горшеньова, О.В. Журавка, К.О. Закоморна та ін.]; за заг. ред. В.О. Ріяки. - 2-ге вид. - К.: Юрінком Інтер, 2007. - 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А. А. Мишин. - 10-е изд. - М.: Юстицинформ, 2003. - 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН; Академический правов. ун-т (ин-т).-5-е изд. - М.:Юристъ, 2007 - 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст]: підручник / В.М. Шаповал. - К.:Юрінком Інтер, 2008. - 476 с.

 

Дополнительная литература:

1. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: Понятие, сущность, тенденции развития. - М., 1993.

2. Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М., 1995.

3. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М., 1984.

4. Козаева Г.А. Суверенитет Квебека и канадский федерализм // Федерализм: система государственных органов. - М., 1996.

5. Разделение властей: история и современность. - М., 1996.

6. Федерализм: Система государственных органов. - М., 1996.

7. Разделенная демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Под общ. ред. Дж. Тарбера. - М., 1994.

8. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

9. Аринин А.Н. Российский федерализм и гражданское общество: К парламентским слушаниям. – М.: Изд-ние Государственной Думы, 1999. – 56с.
10. Заяць І. Порівняльно-правовий аналіз статусу області: світовий досвід // Вісник ЛНУ. Серія юридична. 2004. Вип.. С.
11. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. – М.: ИМ-Инфра, 1998. – 320 с.
12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 1997. – 372 с.
13. Пернталер П. Проблемы федеральных отношений // Государство и право. –1994. – №3. – С.120-133.
14. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. – М.: Щит-М, 2000. – 264 с.
15. Фатеева Т.М. Европейский федерализм: современные тенденции. – М.: ИНИОН, 2000. – 84 с.
16. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): [США, Германия, Канада, Австралия, Индия]: Учеб. пособие / Под ред. Марченко М.Н. – М.: Юристъ, 2000. – 344 с.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Зерцало, 1998. – С.271-337.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.