Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенция правительств, их правотворчество

Читайте также:
  1. Бланк по оценке поведенческих установок Инженерная компетенция
  2. Компетенция главы государства
  3. Компетенция главы муниципального образования
  4. Компетенция и финансовая база органов местного управления и самоуправления
  5. Компетенция Конституционного Суда
  6. Компетенция Конституционного Суда РФ
  7. Компетенция местной администрации и её органов
  8. Компетенция органов местного самоуправления
  9. Компетенция органов по предоставлению земельных участков и изъятию земель.
  10. Компетенция парламентов
  11. Компетенция персонала

Реальную роль правительства в государственном механизме можно определить только на основе анализа компетенции. Компетенция правительств в конституциях разных стран определяется по-разному. Однако основные законы многих государств не определяют предметную компетенцию правительств. Для определения реальной компетенции правительств недостаточно проанализировать текст конституции. Для этого необходимо исследовать реальную деятельность правительства, поскольку для большинства стран характерен разрыв между их юридическим и фактическим статусом. Обобщенность и абстрактность конституционной регламентации дает возможность концентрировать именно у органов исполнительной власти основные полномочия при сохранении формальных принципов, установленных конституцией.

Важнейшими вопросами, отнесенными к компетенции правительств, являются следующие:

1. Управление государственным аппаратом.

2. Исполнение законов, принятых парламентом. Однако правительства могут сами активно вмешиваться в деятельность органов законодательной власти.

3. Контроль над законодательной деятельностью парламента, который в ряде стран фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям:

Во-первых, правительство является главным источником законодательной инициативы. В президентских республиках эта сторона деятельности правительства носит более сдержанный характер, что объясняется отсутствием парламентской ответственности и связанным с ней непарламентским способом формирования правительства. В парламентарных странах правительство является практически единственным субъектом законодательной инициативы.

Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. В президентских странах правительство использует для этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями. В парламентарных странах главным средством являются партийные фракции в парламентах.

4. Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальная.

5. Осуществление внешней политики в современных зарубежных государствах также входит, прежде всего, в компетенцию правительства.

6. При определенных условиях правительству могут предоставляться чрезвычайные полномочия.

7. Одним из основных направлений в работе правительства является нормоустанавливающая деятельность. Нормоустанавливающая деятельность правительства может быть подразделена на три основных вида:

- правительство издает различного рода нормативные акты на основе и во исполнение парламентских законов (подзаконные акты);



- правительство издает нормативные акты по прямому или косвенному указанию парламента;

- правительство издает нормативные акты, содержащие в себе общие правила поведения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента, без какого бы то ни было уполномочия со стороны правительства.

Второй и третий виды нормоустанавливающей деятельности правительства – делегированное законодательство,которое в ряде стран являются главными формами его нормоустанавливающей деятельности. При этом в континентальной Европе к актам делегированного законодательства относятся только те, которые имеют силу закона. Само парламентское делегирование нередко осуществляется на основе конституционных положений, хотя достаточно распространена и фактическая передача законодательных полномочий правительству.

Необходимость в делегированном законодательстве обусловлена, прежде всего, тем, что парламентская процедура принятия законов очень громоздкая и растянута во времени, тогда как многие вопросы требуют оперативного решения.

Конституции, которые признают институт делегированного законодательства, по-разному регламентируют порядок передачи парламентом своих полномочий.

По общему правилу, парламент принимает базовый закон, который точно определяет предмет и объем законодательной делегации, принципы и критерии, которых следует придерживаться при ее осуществлении.

Обычно акты делегированного законодательства не могут касаться внесения изменений в конституцию государства, выборов парламента, президента, органов местного самоуправления, вопросов бюджета, прав и свобод человека и гражданина. Они принимаются по конкретному вопросу и на установленный срок. Эти акты не могут изменять нормы базового закона. Они не могут содержать нормы, имеющие обратную силу. Как правило, парламент устанавливает формы дополнительного контроля за их реализацией.

Например, во Франции, где акты делегированного законодательства имеют широкое применение, правительство может обратиться к парламенту с просьбой дать ему разрешение путем принятия специальных актов – ордонансов – осуществлять меры, отнесенные к сфере законодательной власти. На практике их подписывает президент, что подтверждает его связь с правительственной деятельностью. Срок действия ордонансов устанавливается законами, которые санкционируют их принятие.

Таким образом, в большинстве стран правительства занимают доминирующее место в государственном механизме и реализуют важнейшие государственные функции.

 

План семинарского занятия:

1. Глава государства. Понятие, основные признаки и виды.

2. Монарх, его правовое положение. Порядок престолонаследия.

3. Президент, его правовой статус. Основные системы избрания президента. Досрочное освобождение от должности.

4. Компетенция главы государства.

5. Место правительства в системе государственных органов.

6. Порядок формирования и структура правительств зарубежных стран.

7. Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение.

8. Компетенция правительства и его функции.

Контрольные вопросы:

1. Определите место главы государства в системе высших органов государственной власти

2. Проанализируйте содержание систем престолонаследия.

3. Установите отличия в роли монарха в парламентарных, дуалистических и абсолютных монархиях

4. Охарактеризуйте основные способы избрания президента.

5. Определите, какие случаи досрочного освобождения президента от должности предусматриваются в конституционном законодательстве зарубежных стран?

6. Определите роль главы государства в формировании правительства в парламентарной монархии.

7. Определите компетенцию главы государства в области законодательства.

8. Какие виды права вето Вы знаете?

9. Раскройте содержание понятия контрасигнатура. При какой форме правления она применяется?

10. Проанализируйте внешнеполитические полномочия главы государства.

11. Определите, каковы полномочия президента в сфере так называемого «личного статуса»?

12. Охарактеризуйте чрезвычайные полномочия главы государства.

13. Определите, какова фактическая роль главы государства и ее зависимость от формы правления?

14. Объясните, что такое исполнительная власть? Как это понятие соотносится с понятиями «административная власть», «исполнительно-распорядительная деятельность», а также «государственное управление»?

15. Объясните, что такое правительство? Что имеется в виду под данным термином применительно к США и другим президентским республикам?

16. Объясните, что такое кабинет? Какие значения этого термина и его разновидности Вам известны?

17. Проанализируйте, что делает и за что отвечает правительство?

18. Установите, чем обусловлен различный порядок формирования правительства в разных странах?

19. Проанализируйте, каковы взаимоотношения правительства с законодательной и судебной властями?

20. Определите, в чем заключается иммунитет членов правительства? Каково его соотношение с депутатским иммунитетом?

21. Определите, как соотносится ответственность правительства с ответственностью главы государства, какие здесь различия и какое сходство?

22. Охарактеризуйте внутреннюю структуру правительства.

23. Охарактеризуйте основные функции правительства.

24. Определите, какова предметная компетенция правительства? Почему она, как правило, не определяется в Конституциях зарубежных стран?

25. Определите, что представляет собой нормоустанавливающая деятельность правительства?

13. Объясните, что такое делегированное законодательство, каковы здесь функции парламента и правительства? Сопоставьте статьи конституций Франции, Италии и ФРГ, предоставляющие парламентам право делегировать свои полномочия.

Практические задания:

1. Изучите тексты Конституций США, Франции и Индии. Определите, как избираются президенты данных государств?

2. Сравните механизм применения импичмента в отношении президентов США и Украины.

3. Объясните, почему в президентских республиках глава государства не имеет права роспуска парламента?

4. Проведите сравнительный анализ внешнеполитических полномочий президента в парламентарных и президентских республиках.

5. Изучите текст Конституции Франции и определите особый характер нормоустанавливающей деятельности главы государства.

6. Сравните соответствующие разделы конституций Украины и ФРГ и выявите особенности института контрасигнатуры, функционирующие в этих государствах.

7. Изучите конституции США, России и Италии. Определите, каково соотношение правового статуса президента и формы правления?

8. Сравните систему конституционных взаимоотношений главы государства с правительством в Украине и Франции.

9. Проанализируйте структуру Исполнительного аппарата при президенте США. Каковы функции данного органа?

10. Сравните конституционное закрепление функций правительства в Российской Федерации, ФРГ и Испании.

11. Отличается ли порядок формирования правительства в Японии и Великобритании?

12. Определите общие и специфические черты правового положения главы правительства ФРГ, Италии и Франции.

Основные понятия и термины:

Глава государства; монарх; президент; престолонаследие; регентство; цивильный лист; государственные регалии; правовой статус главы государства; импичмент, вето, промульгация, послание.

Исполнительная власть, правительство, кабинет, коалиционное правительство, парламентская модель, субделегация, глава правительства, ответственность правительства, функции правительства; делегированное законодательство.

 

Тесты:

1. Найдите верный ответ: «Система престолонаследия в монархических государствах, при которой престол наследуют только мужчины, а женщины исключаются из числа наследников, называется»:

А) салическая;

Б) кастильская;

В) австрийская;

Г) шведская;

Д) мусульманская.

2. Определите, какой из предложенных ответов на вопрос является правильным: «Отдельная статья в государственном бюджете, предусмотренная для содержания монарха и его семьи – это»:

А) привилегия;

Б) цивильный лист;

В) монарший бюджет;

Г) дотация;

Д) субвенция.

3. Определите наиболее правильный ответ: «Наследование престола осуществляется преимущественно на основе принципа»:

А) первородства;

Б) родства;

В) назначения;

Г) выборности;

Д) другое.

4. Определите правильный вариант ответа: «Система престолонаследия в монархических государствах, при которой дочери наследуют престол, если нет сыновей, называется»:

А) салическая;

Б) кастильская;

В) австрийская;

Г) шведская;

Д) мусульманская.

5. Совет из нескольких лиц или один из ближайших родственников, осуществляющих временное правление в случае временной недееспособности монарха либо вместо малолетнего монарха – это регентство.

А) да;

Б) нет.

6. Определите систему престолонаследия в монархических государствах, при которой женщины наследуют престол только в том случае, если во всех поколениях правящей династии нет мужчин:

А) салическая;

Б) кастильская;

В) австрийская;

Г) шведская;

Д) мусульманская.

7. Скипетр, корона, держава, трон, мантия – это государственные регалии.

А) да;

Б) нет.

8. Определите систему престолонаследия в монархических государствах, при которой женщины наследуют престол наравне с мужчинами:

А) салическая;

Б) кастильская;

В) австрийская;

Г) шведская;

Д) мусульманская.

9. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: “Коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране называется правительство”.

А) да;

Б) нет.

10. Используя общепринятую классификацию, установите правильный ответ: «С точки зрения политического состава правительство бывает»:

А) с ограниченными полномочиями;

Б) с неограниченными полномочиями;

В) коалиционное;

Г) коллегиальное;

Д) подчиненное президенту.

11. Определите наиболее правильный ответ: «Правительство с широким представительством разных партий, принимающих на себя ответственность за руководство государством в период кризисных ситуаций называется»:

А) коалиционное правительство;

Б) правительство национального единства;

В) служебное правительство;

Г) беспартийное правительство;

Д) правительство парламентского меньшинства.

12. Используя общепринятую классификацию установите правильный ответ: «С точки зрения политического состава правительство бывает”:

А) однопартийное;

Б) с ограниченными полномочиями;

В) с неограниченными полномочиями;

Г) коллегиальное;

Д) подчиненное президенту.

13. Используя общепринятую классификацию установите пункт, согласно которому с точки зрения политического состава правительство бывает:

А) с ограниченными полномочиями;

Б) беспартийное;

В) с неограниченными полномочиями;

Г) коллегиальное;

Д) подчиненное президенту.

14. Найдите верный вариант ответа: «Модель формирования правительства бывает”:

А) однопартийная;

Б) беспартийная;

В) коалиционная;

Г) коллегиальная;

Д) парламентская.

15. Найдите правильный ответ: “Модель формирования правительства бывает”:

А) однопартийная;

Б) беспартийная;

В) коалиционная;

Г) коллегиальная;

Д) внепарламентская.

16. Правительство с широким представительством разных партий, принимающее на себя ответственность за руководство государством в период кризиса, особенно в условиях войны называется правительство национального единства.

А) да;

Б) нет.

17. Правительство, которое нередко создается в результате военных и революционных переворотов называется временное правительство.

А) да;

Б) нет.

18. Если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создается служебное правительство, состоящее из специалистов.

А) да;

Б) нет.

19. Форма ответственности правительства перед парламентом, при которой в отставку уходит все правительство, даже если недоверие выражено одному из его членов называется солидарной.

А) да;

Б) нет.

 

Список литературы:

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А.С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. - 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г.Н. Андреева; Междунар. акад. предпринимательства. - М.: Элит, 2007. - 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И.А. Андреева, А.Ш. Будагова, С.Ю. Кашкин и др.] ; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 895 с.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А. Ковачев ; [Л.Л. Алексеева, Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, ред. Д.А. Ковачев и др.]; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М.: Приор, 2001. - 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М.В. и др.; Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст]: навч. посіб. / В.М. Бечастний та ін.; за ред. В.М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ Знання, 2008. - 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн: навч. посіб. / [М.С. Горшеньова, О.В. Журавка, К.О. Закоморна та ін.]; за заг. ред. В.О. Ріяки. - 2-ге вид. - К.: Юрінком Інтер, 2007. - 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.А. Мишин. - 10-е изд. - М.: Юстицинформ, 2003. - 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН; Академический правов. ун-т (ин-т). - 5-е изд. - М.: Юристъ, 2007. - 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст]: підручник / В.М. Шаповал. - К.: Юрінком Інтер, 2008. - 476 с.

Дополнительная литература:

1. Шаповал В.П. Британская Конституция: Политико-правовой анализ. - Киев, 1991.

2. Матвеев В. Страсть власти и власть страсти. Историческое исследование о нравах королевского двора Англии. - М., 1997.

3. Исаев М.А., Чёканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. - М., 2000.

4. Исполнительная власть: сравнительно-правовые исследования: Сборник статей и обзоров / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М., 1995.

5. Огородников А.А. Конституционные основы института президенства. Ч.1-3 Конституционные основы института президенства стран Европейского Союза. - М.: Современный мир, 2001. - 160 с.
6. Огородников А.А. Конституционные органы и должностные лица. Страны ЕС, СНГ и Балтии. - М.: Современный мир, 2001. - 110 с.
7. Огородников А.А. Конституционные основы института президенства США и Россия. Конституционные органы и должностные лица США и России. - М.: Современный мир, 2001. - 54 с.
8. Огородников А.А. Конституционные основы института президенства. Страны ЕС, СНГ и Балтии. - М.: Современный мир, 2001. - 147 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Компетенция правительств, их правотворчество

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.014 сек.