КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая психология
Бихевиоризм Психоанализ И интерпретации конфликтов Основные психологические подходы к пониманию С точки зрения психоанализа, человек формируется с раннего детства. При этом, каковы окружающие его взрослые, таково и его становление. Негативные травмы, негативный опыт уходит в бессознательное и со временем начинает “доставать” человека. Детский личностный сценарий становится определяющим, следовательно, сталкиваясь с проблемами, человеку нужно обратиться в детство.
Конфликт – бессознательное, все в прошлом. B = f (P ‚ e), где P – личность, е – ситуация. Бихевиоризм или интроспективный метод, когда человек сам говорит о себе.
Поведение есть результат взаимодействия личности и ситуации. B = f (p, E), где p – личность, E – ситуация. Гуманистическая психология расширяет пространство на здоровых индивидов. Если собрать всю классическую психологию, то можно разбить ее на психологию детства и психологию аномалий. Гуманистическая психология привнесла к этому психологию здоровых взрослых людей. Курт Левин связывает воедино личность и ситуацию и предлагает следующую формулу поведения. B = f (Р, E), где Р – личность, E – ситуация. Таким образом, личность и ситуация – нечто целое. Проблема типологии конфликтов Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как: 1) стороны конфликтов, 2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт, 3) направленность конфликта, 4) временные параметры конфликта, 5) результативность конфликтов. В зависимости от сторон конфликты делятся: • на внутриличностные, • межличностные, • между личностью и группой, • межгрупповые, • международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: • материальные, • статусно – ролевые, • духовные. По направленности конфликты подразделяются на: • горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; • вертикальные — между подчиненными и начальством. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70- 80% от всех остальных. Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии. По временным параметрам конфликты подразделяются на: • кратковременные, • быстротечные, • длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты. И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа: • конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации; • деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. Исходя из понимания сущности конфликта, его объекта и предмета, мы не будем рассматривать типологию «конфликтов» в рамках неживой природы, деление конфликтов на биологические и социальные, на человеческие и природные. Речь пойдет о конфликте в собственном, «узком» смысле слова, т.е. о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности. Однако даже в этом случае, имея в виду только человеческое взаимодействие, дать какую-либо законченную типологию конфликтов не представляется возможным. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов. Однако в целях изложения материала определенную классификацию конфликтов сделать необходимо.
У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов: подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора; случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами; смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами; неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно приписывается не тем сторонам, между которыми он происходит; латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется; ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта: экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта; конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология); силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основными критериями которой являются широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество: частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.); гражданское неповиновение: беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки); внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция); социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам. Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:
Кооперация Соревнование Борьба
Менее интенсивный Более интенсивный
КОНФЛИКТ
Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоисключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов. Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на: 1) внутриличностные, 2) межличностные, 3) между личностью и группой, 4) межгрупповые, 5) межгосударственные (или между коалициями государств).
Внутриличностный конфликт Носитель внутриличностного конфликта – отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями). Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. Например, самооценка студента вуза такова, что ему давно бы уже пора быть кандидатом наук. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания. По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: • противоречие потребностей; • противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; • противоречиемежду различными ролями индивида; • трудность выбора между различными вариантами поведения.
Межличностный конфликт Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической ит.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах. Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении. Конфликт между личностью и группой Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще н причины, обусловленные групповой организацией. Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция. Межгрупповой конфликт Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Малая социальная группа – это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми. Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа — относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления. К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.). Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к труппе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества «мы», в отличие от «они» или «не-мы». «Мы» — это свои, наши, «они» — это другие, отличающиеся от «нас». Таким образом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этом основания социальной идентификации могут быть самые разные: экономические, социокультурные, расовые и т. д. На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при возникновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.
Межгосударственный конфликт Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами. Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли. Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д. Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.
Другие типы конфликтов Приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям. 1 По сферам жизнедеятельности людей: • бытовые; • семейные; • трудовые; • воинские; • учебно-педагогические и др. 2 По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: • ресурсные; • статусно – ролевые; • социокультурные; • идеологические и др. 3 По направленности воздействия и распределения полномочий: • конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация); • конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами). Помимо этого, различают также конфликты: • явные и латентные; • конструктивные и деструктивные; • кратковременные и длительные; • реалистические и нереалистические; • локальные, региональные и международные и т.д. Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения. Классификация конфликтов
Личностное объяснение конфликтов (так устроен человек) – предполагает выведение терминологии из структуры личности. Неким идеалом является достижение внутренней гармонии. Потребность в защищенности – одна из основных потребностей. Доминирующее чувство одинокого человека – незащищенность. Неодобрение в наш адрес переживается болезненно. Конфликты – моменты разрыва отношений. Социокультурное объяснение конфликтов. Социокультурное объяснение (формула “так устроен этот мир”) – всегда одобряется сплоченность, хорошие отношения. Все социальные структуры держатся на сплоченности и солидарности своих членов. Лучший гражданин предельно интегрирован в структуру общества. Он имеет постоянное место жительства, недвижимость, семью, детей. Он предсказуем, он доволен своей жизнью. Средний класс - это основа стабильности. Любое общество с подозрением относится к любым формам отклонений. Общество оказывает давление в смысле добропорядочности. Конфликты не одобряются обществом. Социальный стандарт – уметь ладить с людьми. Общество навязывает, что одиноким быть плохо. Идеологическое объяснение или привнесение идей. В 30-х гг. советское общество того времени сформулировало теорию бесконфликтности: социалистическое общество ликвидирует все условия возникновения конфликтов. Идеологические ценности проникают во все части общества. Таким образом, получился коллектив, где один - за всех и все - за одного. Счастливая семья – нет конфликтов. Стабильность – умение работать с проблемами. Приняв ложную идею, были вынуждены доказывать всему миру, что это так. Не подготовив себя, детей, страну к проблемам, сделали их беспомощными перед появившимися трудностями. Фактически появилось неподготовленное поколение. При таком отношении к конфликтам их изучение не проводилось. Раздел 4. Основные разновидности конфликтов Лекция № 9. Внутриличностные конфликты
План занятия: 1. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики 2. Сущность внутриличностного конфликта в различных концепциях 1. Причины и последствия внутриличностного конфликта 3.
Понятие и виды внутриличностных конфликтов
Личность является субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа – В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных. Не случайно, рационалистическому антропологизму западноевропейской традиции, тезису Р. Декарта: «мыслю, следовательно, существую», он противопоставляет свой тезис: «стыжусь, следовательно, существую». Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известныхрамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности.Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир. Понятие внутриличностного конфликта Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы. Вспомним Ф. М. Достоевского – гениального представителя и философского и художественного творчества. Каждый, кто знаком с его произведениями, неоднократно сопереживал страданиям их героев, разрывающимся в самоанализе между различными сторонами своих чувств и сознания, и не раз «примерял» на себя тяжкую ситуацию выбора, который стоял перед ними. Да и самому автору постоянно приходилось разгадывать эту «загадку» вечного противоборства двух сущностей одного и того же человека, дуализма мотивов добра и зла. Понятно, что поставив себе цель изобразить «все глубины души человеческой», «найти в человеке человека», автор не мог не заметить и не описать проявления внутриличностного конфликта, который, как оказалось, свойственен любой личности — от «униженных и оскорбленных» до Алеши Карамазова. Великий писатель дает нам ярчайшие картины высшего выражения внутриличностного конфликта вплоть до раздвоения личности; конфликта, пожирающего саму личность и обрекающего ее на невыносимые страдания.
Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 — 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали К. Юнг, К. Хорни и др.
Три типа конфликтной ситуации К. Левина Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации. 1 Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода. Схематично эту конфликтную ситуацию можно представить на следующем рисунке: где Л — личность, — сила 1, — сила 2.
Буриданов осел – парадокс абсолютного детерминизма (причиной обусловлености всех явлений) в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен умереть от голода, ибо его воляне получит импульса, побуждающею ею избрать ту или иную связку. Этот парадокс приписывался французскому философу XIV в. Ж. Буридану, хотя в его сочинениях этот образ не встречается. 2 Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример – ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой – ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить таким образом:
3 На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одноми том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. Эту конфликтную ситуацию можно представить так: «Я-концепция» К. Роджерса Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления – американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является «Я -концепция» - представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека. Но «Я-концепция»часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.
Теории потребностей А. Маслоу Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации. Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.
Теория В. Франкла Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию (от гр. logos — мысль, разум и гр. therapeia — лечение). По его определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла». Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos — смысл). По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.
Теория А.Н. Леонтьева Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А. Р. Лурию, В. Н. Мясишева, B. C. Мерлина и др. Но прежде всего следует обратить внимание на деятелъностный подход А. Н. Леонтьева (1903—1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта. Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт. Таким образом, внутриличностный конфликт, присущий внутренней структуре личности,— нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.
Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики Таковы основания внутриличностного конфликта. Теперь дадим определение внутриличностному конфликту: внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них. Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта: 1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности; 2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания; 3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ – большее, а наказанию предпочитает награду; 4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями; 5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: • противоречивыми позициями сторон; • противоположными мотивами, целями и интересами сторон; • противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»); • отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения. Следует также добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.
Виды внутриличностных конфликтов Подобно тому как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов Так, авторы работы «Психология индивида и группы» различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов: 1 Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать. 2 Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной. Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью. 3 Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм. В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.
Классификация на основе ценностно – мотивационной сферы личности Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды1: 1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательнымистремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла). 2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. 3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными. 4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать. 5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими). 6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы. 7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности. Другие типы внутриличностных конфликтов Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них: 1 Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский). 2 Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3.Фрейд ). 3 Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин). 4 Конфликт между «Я-концепдией» и идеальным «Я» (К. Роджерс). 5 Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). 6 Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В, Франкл). 7 Конфликт между элементами внутренней структуры личности. между ее мотивами (А. Леонтьев).
Причины и последствия внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.
Причины внутриличностного конфликта Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир. Многообразные отношения, — писал в этой связи А.Н. Леонтьев, — в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности1. При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: 1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; 2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.
Внутренние причины Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие: • противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом; • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться); • противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять); • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя. Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ — большее. И никакого конфликта не возникает. Внешние причины Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе. 1 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе «Психология индивида и группы» выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт1: 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место; 2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось); 3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме); 4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов). Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группыоказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам. 2 На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как: 1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними); 2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается); 3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании); 4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг «план любой ценой»); 5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. — такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям); 6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт); 7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие); 8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. ( Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию). 3 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни. Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма. Социальная среда и личность. К. Хорни Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885—1952). Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества. В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господстве рыночных отношений характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь. В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от тою, какими средствами он достигнут, с другой, — общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма. В своих работах Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам1. 1 Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми. 2 Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в рыночной культуре потребности постоянно стимулируются рекламой, демонстрацией образцов потребительства, идеалом быть на одном уровне с кем-то. Однако для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением. 3 Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом — на выбор работы, друга, отдыха, В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности. Эти противоречия, заложенные в нашей культуре,— делает вывод К. Хорни, — представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать: чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить: стремление к самовозвеличиванию и ощущению личной беспомощности1. Конфликт между сущностью и существованием личности. Э. Фромм Значительный вклад в разработку вопроса о влияния рыночных отношений на внутриличностный конфликт внес известный американский психолог и философ Эрих Фромм (1900— 1980), считавший современное западное общество, характеризующееся «рыночным характером», — «больным обществом». Основная болезнь его — всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитою капитализма»: общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами. Они проникают даже в семью, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности. Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок — «рынок личностей». Сегодня на него выходят все: чиновники, коммерсанты, администраторы, врачи, ученые, юристы, артисты и т.д. И все они вступают между собой в отношения в качестве товаров. При этом принцип оценки является одинаковым как для рынка товаров, так и для рынка личностей, — в обоих случаях потребительная ценность не является главной. Основное — это меновая ценность товара. Другими словами, цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса на нею. Поэтому человек на «рынке личностей» вынужден действовать по принципу маркетинга — главное состоит в умении «подать себя» и подороже продать, главное чтобы на тебя был спрос, не важно кто ты на самом деле, по своей сущности — врач, ученый, маклер и т. д. Поэтому личность в системе всеобщего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она ощущает себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом и товаром. Человек озабочен прежде всего тем, чтобы не утратить способность продаваться и только после этого будет собственная жизнь и собственное счастье. Человек рынка ощущает, что его самоуважение зависит от условий рынка, которые он однако не может контролировать. Он чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости. Все это, по словам Э. Фромма, приводит также к потере своей собственной независимости и утрате самоидентичности личности. Если вообще у зрелых, здоровых и творческих личностей чувство самоидентичности возникает в результате понимания того, что человек - сам источник своих сил и своей судьбы и это самочувствие кратко можно выразить словами: «Я есть то, что я делаю», то в условиях рынка человек рассматривает свои возможности и способности как товар, отчужденный от него. Личность и ее способности и силы не составляют более единого целого. Теперь состояние человека выражается словами: «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Вот этот разрыв между тем, кем человек ощущает себя, его способностями и возможностями, с одной стороны, и тем, что от него требуется на рынке,— с другой, и лежит в основе постоянного внутриличностного конфликта1. Эта внутренняя конфликтность личности общества «рыночного характера» постоянно поддерживается и стимулируется социальной средой, принятыми ценностями и стандартами, когда главным считается не «быть», а «иметь». Здесь главное состоит не в том, кем человек является по своей деятельной сущности, а в том, каким капиталом он обладает. Но в этой ситуации, если человек теряет капитал, терпит фиаско на рынке, то он теряет все, его жизнь превращается в драму, а часто и в трагедию. Поэтому не только неудачники, но и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги перед будущим, в условиях постоянного внутриличностного конфликта.
Факторы социальной жизни и неврозы Следует отметить, что причиной увеличения внутриличностных конфликтов в стране служат не только непосредственно рыночные отношения, но и другие факторы социальной жизни, являющиеся новыми для нашего общества и связанными с началом его реформирования- Именно с этого времени у нас резко возросло количество неврозов во всех слоях населения. Большую роль в этом сыграла быстрая переоценка ценностей. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в которые верило на протяжении десятков лет, никому не нужны, стали не актуальными. И эта ситуация не могла не вызвать чувства разочаровании, апатии и никчемности. Увеличению числа стрессов способствовали и более «прозаические» причины. Так, мощную волну пациентов и даже суицида вызвало реформирование и ликвидация союзных министерств и ведомств и прежде всего таких, как МВД и КГБ. Тысячи и тысячи здоровых и работоспособных людей, большинство из которых не имело другой профессии, кроме военной, оказались на улице. Многие офицеры пополняют ряды больных неврозом и сегодня, ибо их часто увольняют со службы в 40—50 лет, не предоставляя жилплощадь, не заботясь о том, что они не имеют возможности прокормить свои семьи. Одна из наиболее уязвимых для неврозов категорий людей — бюджетники. Высококвалифицированные специалисты — врачи, инженеры, учителя, ученые и другие работники бюджетной сферы — весьма частые пациенты клиник. И не мудрено, не каждый инженер, врач, учитель может без психической травмы сменить свою профессию, чтобы занять место продавца в рыночном ряду или дворника. Но заболеванию неврозом оказались подвержены не только представители бедных и нищих. Неврозы стали широко распространены и среди «новых русских», для которых бизнес — часто не только профессия, но и дело всей жизни. И если рушатся планы, наступает банкротство, теряются миллионы долларов, то и человек испытывает сильнейший стресс. Да и сам образ жизни таких людей — это существование в перманентной стрессовой ситуации: постоянная тревога, забота, переутомление, необходимость «крутиться» и «вертеться». Зачастую у них и личная жизнь не ладится. Многие из них любовь и брак также рассматривают сквозь призму товарно-денежных отношений, «покупая» себе жену и любовниц и конкурируя в этом с себе подобными на рынке товаров и услуг. Как отмечают специалисты, у такого человека часто происходит сублимация сексуальности, замещение этой функции работой, которая длится с ут
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |