Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальная экономика: результаты и их измерение




Национальное счетоводство: основные показатели экономического развития
В статистике развитых стран важное место занимает формирование единой схемы, отражающей основные взаимосвязи и народном хозяйстве, наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Эта схема строится на основе экономической информации, характеризующей производство, потребление, накопление, внешнюю торговлю страны. Подобная система взаимосвязанных статистических потоков, основанная на балансовом методе, являющаяся по сути национальном счетоводством, получила название Системы национальных счетов (СНС). Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального дохода и национального продукта. Основным макроэкономическим показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП представляет собой валовую стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории данной страны в течение определенного срока за вычетом стоимости их промежуточного потребления. ВВП является суммой условно чистой продукции всех производителей-резидентов. ВВП представляет собой валовую стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны. Сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта и добавлением стоимости экспорта также дает стоимостную оценку ВВП.
Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, характеризует стоимостной объем конечной продукции и услуг, созданных гражданами данной страны, как в пределах национальной территории, так и за границей. В количественном отношении различие между обоими показателями невелико: для развитых стран не более 1%.

Способы исчисления ВНП:
1) по потоку расходов, к которым относятся: личные потребительские расходы, валовые внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт;
2) по потоку доходов, к которым относятся: амортизация, косвенные налоги, заработная плата, прибыль, банковский процент, рента.

 

ВНП, измеренный в ценах текущего периода, называется номинальным ВНП. Он может измениться либо вследствие изменения цен, либо потому, что меняется физический объем произведенных товаров. Реальный ВНП, который измеряет стоимость всей продукции в ценах базового года, является основным показателем физического объема производства. Использование показателя реального ВНП, при расчете которого для измерения выпуска продукции в разные годы применяются одни и та же цены, не позволяет колебаниями цен влиять на оценку величины выпуска. Таким образом, реальный ВНП - это показатель выпуска продукции, учитывающий инфляцию. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП, выраженное в виде индекса, называется дефлятором ВНП. Дефлятор ВНП - наиболее широко используемый показатель инфляции. Для характеристики среднего уровня жизни в стране широко используется показатель реального ВНП на душу населения. Он равен реальному выпуску продукции, приходящемуся на одного человека. ВНП за вычетом амортизационных отчислений даёт Чистый национальный продукт (ЧНП). Еще одним макроэкономическим показателем является национальный доход, который представляет собой доход, приносимый факторами производства. Это общая сумма доходов, заработанных факторами производства в экономике. Чтобы получить показатель национального дохода (НД), следует из показателя ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес, в частности, налоги на продажи, которыми облагаются многие товары. При расчете национального дохода следует также учитывать, что производство некоторых товаров субсидируется государством. Поэтому, из ЧНП следует исключать не просто косвенные налоги, а чистые косвенные налоги, т.е. величину косвенных налогов за вычетом субсидий. Кроме того, в системе национальных счетов используются также такие показатели, как личный доход (ЛД), он определяется по формуле: национальный доход - взносы на социальное страхование - налоги на прибыль фирм - нераспределенная прибыль фирм + трансфертные платежи, а также располагаемый доход (РД), рассчитываемый как личный доход минус налоги с граждан. Система национальна счетов и используемых в них макроэкономических показателей указывает на наличие широкого спектра ключевых параметров, от которых зависит "жизнеспособность" национальной экономики. В связи с ним очень важным является вопрос об обеспечении макроэкономического равновесия.
Экономический рост и его факторы
Под экономическим ростом принято понимать увеличение объема созданных за определенный период товаров и услуг. Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния. Мировая экономическая история знает два основных типа экономического роста: во-первых, это экстенсивный тип, когда увеличение национального продукта осуществляется за счет привлечения дополнительных факторов производства, во-вторых, интенсивный экономический рост, который осуществляется за счет привлечения более совершенных факторов производства и технологий, т.е. за счет НТП. Важной является проблема темпов экономического роста. В условиях нормального развития экономики страны встает вопрос об оптимальных темпах экономического роста. Они не могут быть слишком высокими, т.к. излишне высокие темпы неизбежно ведут к инфляции. Оптимальные темпы экономического роста должны базироваться на сложившемся макроэкономическом равновесии и одновременно выступать важнейшим средством его обеспечения. К основным факторам экономического роста относятся:
1. Количество и качество природных ресурсов
2. Количество и качество трудовых ресурсов.
3. Объемы основного капитала.
4. Технология.
5. Уровень совокупных расходов.
6. Распределение ресурсов таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции.

Первые 4 фактора можно объединить под названием факторов предложения. 5-ый фактор относится к фактору спроса, 6-ой - к фактору распределения.

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАВНОВЕСИЕ
Понятие макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием, факторами производства и результатами их использования, производством и потреблением, предложением и спросом, материально-вещественными и финансовыми потоками. Макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование экономической способности индивидов, оптимальную реализацию их интересов во всех сферах национальной экономики.
Такое равновесие - это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но знание теоретических моделей макроэкономического равновесия, позволяет определить конкретные факторы отклонения реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;
Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
В. Леонтьев - модель "затраты - выпуск";
Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия.
Совокупный спрос и совокупное предложение
Для раскрытия закономерностей макроэкономического равновесия необходимо, прежде всего, рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение, ибо все изменения в национальной рыночной экономике связаны с их изменениями.
Совокупный спрос - это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Он состоит из потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и расходов на чистый объем экспорта. В макроэкономике на уровень совокупного спроса влияют два основных фактора - предложение денег и скорость их оборота. Влияние всех других факторов (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители), определяющих спрос на отдельный товар, сводится, в конечном счете, к изменениям предложения денег и скорости их оборота. Вместе с тем, следует четко определить основные факторы совокупного спроса. К ценовым факторам совокупного спроса относятся:
1)эффект процентной ставки;
2)эффект материальных ценностей;
3)эффект импортных закупок.
К неценовым -:
1)изменение в потребительских расходах;
2)изменение в инвестиционных расходах;
3)изменение в государственных расходах;
4)изменение в расходах на чистый объем экспорта.
Совокупное предложение - это сумма всех индивидуальных предложений. Совокупное предложение представляет денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже. Оно состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли. На совокупное предложение оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки производства), которые вызывают изменение на рынке отдельного товара.

Более четко следует выделить следующие факторы предложения:
1)изменение цен на ресурсы;
2)изменение в производительности;
3)изменение правовых норм.
Макроэкономическое равновесие предполагает равенство объема совокупного спроса и совокупного предложения. Так, рост совокупного спроса сопровождается увеличением цен, объема производства и национального дохода. Падение совокупного спроса вызывает снижение цен, объема производства и национального дохода. Рост совокупного предложения сопровождается ростом объема производства и вызывает падение цен. Падение совокупного предложения и соответственно падение объема производства вызывают увеличение цен. Так как цены и объем производства изменяются в различных направлениях, то изменения национального дохода в этих случаях неопределенны. Следовательно, равновесие на макроуровне достигается очень редко в результате постоянных колебаний совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие и его обеспечение
Равенство между совокупным спросом и предложением обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Совокупный спрос обычно представляется как агрегированный денежный спрос на элементы реального ВНП при соответствующем уровне инфляции. Из концепции национальных счетов мы знаем, что спрос на товары в экономике предъявляется четырьмя секторами. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары, фирмы - на инвестиционные. Источником спроса также являются государство и зарубежные страны. На рисунке изображена функция потребления, которая представляет собой уровень потребления, соответствующей каждому из уровней дохода. Потребление прямо пропорционально доходам.


Угол наклона функции потребления - это предельная склонность к потреблению. Она характеризует долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.
При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, с точки зрения соответствия состоянию общего экономического равновесия будет ситуация, когда все сбережения полностью аккумулируются и мобилизуются соответствующими финансовыми институтами, т.е. возникает ситуация, при которой S=I. Товарный рынок находится в равновесии, если при данном уровне цен выпуск равен совокупными расходам или совокупному спросу (Y=C+I). Анализ инвестиционных процессов показывает, что увеличение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВНП. Совокупный спрос на национальный продукт тем выше, чем выше скорость обращения денег в движении доходов, и чем выше денежная масса, находящаяся в обращении. В свою очередь, размеры денежного оборота тесно связаны с динамикой нормы процента r и величиной реальных кассовых остатков у потребителя. Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемая на ВНП. Совокупный спрос также сократится, если снизится реальная стоимость кассовых остатков на счетах рыночных контрагентов под влиянием инфляции. Сокращению совокупного спроса способствует также либеральный режим импорта, ожидания потребителя, существующая налогово-инвестиционная система. Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала, то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса. Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики: снижение налогов, увеличение денежной массы, рост государственных расходов.

ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Цикличность рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы
Цикличность экономического развития - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.
Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности - началом преимущественно интенсивного развития. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики.
Экономический цикл - это форма движения и развития рыночной экономики.
Основу экономического цикла составляют периодически возникающие экономические кризисы. Движение производства от одного экономического кризиса до начало другого и называется экономическим циклом.
Экономический цикл включает 4 фазы:
- кризис;
- депрессия;
- оживление;
- подъем.
Главную фазу экономического цикла составляет кризис. С ним кончается один период развития и начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.
Механизм циклического движения. Каждый кризис созревает в фазах оживления и подъема. Это фазы устойчивости расширения производства. Рост потребительского спроса побуждает предпринимателей расширять производственные мощности и увеличивать капиталовложения.
Увеличение общего совокупного спроса начинает опережать темпы роста общественного производства. Воспроизводство протекает на преимущественно экстенсивной основе. Такое развитие продолжается до тех пор, пока темпы роста производства не начинают опережать темпы роста платежеспособного спроса. Когда это происходит, наступает перепроизводства товаров, а вместе с ним и экономический кризис. Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в 3 формах:
- перепроизводство товарного капитала;
- перенакопление производственного капитала;
- перенакопление денежного капитала.
Общим результатом перенакопление капитала становится рост издержек производства, падение цен и, прибыли.
Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики.
Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики.
Переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент. Поэтому на смену кризису приходит фаза депрессии.
Во время кризиса создаются условия для интенсификации экономики. В ходе депрессии эти условия закрепляются, и начинается период интенсивного развития, который охватывает всю следующую фазу - оживление.
В конце фазы оживления стимулы обновления исчерпывают себя. И следующая фаза цикла – подъем, где снова начинается экстенсивное развитие.
Существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе обнаруживаются в экономическом кризисе, который является не только нарушением пропорциональности общественного производства, но и толчком к равновесию и сбалансированности экономики.
Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений.
Определяющая роль неравномерности капиталовложений в интенсивности циклических колебаний лежит в основе построения модели экономического цикла. Известны несколько типов экономических циклов называемых волнами, которые связаны с достижением различных видов равновесия в экономической системе:
1)Равновесие "первого порядка"- текущее равновесие между спросом и предложением; его поиски ведут к краткосрочным экономическим колебаниям длительностью в 3-4 года. Это цикл в товарных запросах.
2)Равновесие "второго порядка"- достигается в процессе формирование цен производства путем межотраслевого перелива капитала, вкладывающего, главным образом, в оборудование. Это ведет к среднесрочным экономическим циклам продолжительностью 7-10 лет.
3)Равновесие "третьего порядка"- касается "основных капитальных благ". Его достижение связано с длинными экономическими циклами продолжительностью 40-60 лет.
Воздействие государства на экономические циклы и кризисы
Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики, глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.
Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.
Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно - денежные и бюджетно - налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления "перегрева" экономики, государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно - рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет "очистительную" функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.
Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движение экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).
В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство в свою очередь помогает крупным фирмам "управлять" таким путем кризисом. Поэтому модификация ценового механизма выражается в уменьшении "чувствительности" цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.
Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.
Кризисы, характеризующиеся сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).
Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла.
Особенности современных циклических кризисов связаны с кризисом государственного регулирования. Выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики - их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; "стабильность" цен - хронической инфляцией; равновесие платежного баланса - ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.
Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве, прежде всего конкурентно рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики.
Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры. Как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.

 

ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Государственное регулирование экономике.
Говоря о регулировании рыночной экономики, следует, прежде всего, отметить, что оно может осуществляться двумя существенно различными группами методов: негосударственными и государственными. Негосударственные методы регулирования связаны с различными ассоциациями и соглашениями о рынках сбыта и ценах, а также с банками, товарными и фондовыми биржами, ярмарками, центрами оптовой торговли, валютными аукционами, информационными системами. Большими возможностями в регулировании рынка в современных условиях обладает и система маркетинга. Важное средство регулирования рынка - хозяйственные договоры между субъектами, предполагающие фиксирование обязательства каждой стороны и согласованным механизмом контроля.
Отмеченные негосударственные методы регулирования составляют в значительной мере звенья механизма саморегулирования рыночной экономики, осуществляемого на основе взаимодействия цен, спроса, предложения и конкуренции. Этот механизм выступает как всеобщий регулятор пропорций и направлений производства, обеспечивающий устойчивую связь между производством и потреблением благ, формируя оптимальную структуру производства. Однако было бы ошибкой полагать, будто рынок способен решить все возможные экономические проблемы даже в условиях системы свободной конкуренции, в которой механизмы саморегулирования работают с наибольшей эффективностью. Поэтому важнейшую роль в корректировке и дополнении рыночного механизма играет государство. Государство всегда вмешивалось в экономическую жизнь общества: однако степень этого вмешательства в различные периоды развития рыночной экономики неодинакова. Были времена, когда его экономическая роль оставалось малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот. Государство приступило к систематическому макроэкономическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось перестройка регулирования экономики развитых стран. В минимальной степени государство вмешивается в рыночную экономику при свободном рынке, или, иначе говоря, в экономику свободной конкуренции. Но и здесь, по меньшей мере, существуют три проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов:
1. Система свободного предпринимательства не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег То, что в развитых странах денежным обращением в основном ведают коммерческие банки, и оно переходит в режим электронных денег, сути дела не меняет. Везде существуют центральные банки и государственная денежная политика. Отсюда следует, что государство, выправляя известное несовершенство рыночной системы, берет на себя организацию предложения денег и в обозримом будущем никому эту функцию не отдаст.
2. Рыночная система удовлетворяет лишь потребности, которые воплощаются в спросе. Однако не всякая потребность может быть изменена в деньгах, выраженная через спрос, и, следовательно, удовлетворена рыночными способами. Как, скажем, выразить через спрос потребность в охране границ, обороне страны, услугах пожарных и т.п. Между тем удовлетворение таких потребностей влияет на благосостояние всего общества, и отдельных людей. Здесь речь идет о том, что принято называть "общественными или коллективными товарами". В производстве или финансировании производства "общественных товаров" в объеме, удовлетворяющем потребности, рынок явно не в состоянии выступить альтернативной участию государств.
3. Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности "внешние по отношению к рынку эффекты ", т.е. изменения благосостояния субъектов, не обуславливаемых их действиям на рынке. Эти "эффекты" могут возникать в производстве и потреблении, иметь положительный и отрицательный "заряд", различную степень "охвата" (от узкого, когда затрагиваются интересы отдельного человека до тотального, которому подвержено все население страны).
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство железных дорог, которое приводит к улучшению условий жизни в районах, прилегающих к железной дороге. Минусовой внешний эффект создают предприятия, загрязняющие среду, или строительство плотин на реках, перекрывающих пути нереста рыб.
Внешние эффекты не имеют денежной меры, но они реально влияют на жизнь каждого человека и общества в целом. Поэтому положительные эффекты следует поощрять, за отрицательные - наказывать. Это нельзя сделать без участия государства, потому что рынок устроен так, что не генерирует стимулы, которые вынудили бы предпринимателей беречь природу и не воспроизводимые ресурсы, наконец, не следует забывать, что система свободной, совершенной конкуренции на практике никогда не существовала, а существует несовершенная конкуренция. Это несовершенство особенно возрастает в связи с развитием крупных корпораций, монополизирующих рынки товаров и труда, и делающих цены жесткими, негибкими и малоподвижными в сторону снижения. Что также требует государственного регулирования. Государственное регулирование связано с высокой дифференциацией доходов. Рынок признает только один вариант распределения: он должен соответствовать эффекту от вложения фактора производства. Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие цены - тех, кто потерпел в ней неудачу. Но такое распределение доходов явно несправедливо в общечеловеческом смысле. За его пределами остаются люди, у которых нет никаких факторов производства (старики, инвалиды, дети), граждане, обладающие факторами производства, но неспособные в данный момент найти им применение (например, безработные) и многие другие. Со временем произошло расширение экономических функций государства, которое активно включилось в перераспределение доходов. Не обеспечивает рыночный механизм и соблюдение права на труд тех, кто не может и хочет работать. В результате еще одной обязанностью государства становится снижение уровня и продолжительности вынужденной безработицы, материальное обеспечение людей, не по своей воле расставшихся с рабочими местами или не сумевших их найти. Государство должно обеспечить также минимальный уровень жизни. В сфере развития производства рынок, стимулирую эффективное освоение уже имеющихся технологических нововведений, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и техники, глубокие структурные преобразования производства. Ему не хватает мощности для того, чтобы двинуть крупномасштабные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли. В таких ситуациях бизнес нуждается в поддержке государства. Участие государства воплощается в стимулировании НТП, инвестиционной и структурной политике. Рыночная экономика не в состоянии противостоять инфляции и спадам деловой активности. Если государство остается безучастным, эти болезни начинают прогрессировать, нанося немалый экономический и социальный ущерб. Таковы в общих чертах максимально допустимые пределы государственного вмешательства в экономику. Если же государство выходит за эти грани, то какими бы благими намерениями оно не руководствовалось, как правило, происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление от чрезмерной государственной активности.
Формы государственного регулирования рыночной экономики
Рассмотренная выше необходимость вмешательства государства в рыночную экономику находит выражение в разнообразных функциях и метода регулирования экономики государством. При рассмотрении экономических функций государства, прежде всего, следует выделить два основных направления.
Первое- обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его номинальной работы. К таким условиям относятся регулярная демонополизации экономики, ее эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, своевременное предупреждение, а когда необходимо, гашение спадов производства и некоторые другие.
Второе направление - решение экономических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность, о чем уже было сказано в первом вопросе.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. При этом часто необходимо применение административных методов. Вообще, жесткое разграничение экономических и административных методов едва ли необходимо. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор, хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой. Например, денежное обращение ощутит влияние такого экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении с 50 до 60%. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что оно косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим. Вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям: изменять структуру текущего спроса, а также соотношения между его объемом и суммой сбережений. Вместе с тем, экономические и административные методы существенно отличаются друг от друга. В частности, административные методы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводит ее к нулю, как это имело место в командно-распределительной системе советского социализма. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, иной раз даже расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство меняет ставку процента по своим долговым обязательствам, обладатель денежного дохода видит тут лишь признак того, что к числу доступных ему вариантов размещения сбережений добавился еще один. Поэтому в странах рыночной экономики важнейшую роль обретает законодательно-правовое обеспечение принимаемых хозяйственных решений. Главное требование к принимаемым законам и подзаконным актам - своевременность, проработанность и взаимосвязанность. По мере создания рыночной экономики необходимо не только законодательно подкреплять и обслуживать принимаемые новые хозяйственные решения, но и регулярно пересматривать и приводить в соответствие с ними набор действующих нормативно - правовых документов. Последние могут быть скорректированы или отклонены.
В условиях рыночной экономики особую роль играют денежная и финансово - кредитная системы. В этой связи усиливается роль государства в создании и поддержании стабильной финансово-кредитной системы и организации денежного общества. Она включает в себя создание и применение в народном хозяйстве единой налоговой системы, проведение активной и действительной кредитной политики, регулирование и упорядочение в стране денежного обращения. Государство должно последовательно осуществлять функции управления ценообразованием, обеспечивая, с одной стороны, свободу установления гибких рыночных цен, а с другой стороны - регулируя цены на продукцию, в производстве которых высока доля предприятий - монополистов. Государство, в принципе, должно стремиться к сокращению политики стабильно низких цен товары первой необходимости. Существенно усиливается роль государства в социальной сфере, в связи с чем, происходит развитие социальной функции государства в регулировании рыночной экономики.
Этот процесс проходит в двух направлениях:
с одной стороны, формирование крупных государственных социальных программ с сферах образования, здравоохранения, экологии, а
с другой - создание современного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Здесь роль государства должна оставаться определяющей, контролирующей и регулирующей.
Государственная предпринимательская деятельность в регулировании рыночной экономики
.
Государству приходится брать на себя также функцию непосредственного хозяйствования в тех отраслях, где применение частного и ассоциированного капитала является по тем или иным причинам неэффективным. Кроме того, государство активно подключается в сферы с высокой для частного бизнеса капиталоемкостью. Наконец, государство ныне берет на себя развитие передовых наукоемких отраслей, требующих значительных первоначальных затрат и связанных со значительной степенью неопределенности и риска.
В силу этих причин формируется особый сектор собственности - государственная собственность, соответственно - государственный сектор. В тех странах, где позиции частного капитала оказывались более прочными, доля государственного сектора была сравнительно небольшой. Так, в США удельный вес государственной продукции в национальном доходе достигал к середине 80-х годов 1-2%. Иная ситуация в Европе. Так, в Австрии он охватывает 37% всех производственных мощностей, в ФРГ на его долю приходится 21% национального богатства, 8% занятого населения и 15% инвестиций. Ни в одной из развитых стран капитала госсектор не является преобладающим. В странах социалистического выбора госсобственность достигла гипертрофированных размеров, подавив другие формы собственности и хозяйствования. Тотальное огосударствление экономики с формированием вертикальных монополистических структур самым негативным образом отразилось на общей эффективности экономики, привело к долговременному спаду. Это свидетельствует о том, что огосударствление экономики имеет реальные экономические границы, выход за которые отрицательно сказывается на хозяйственных результатах. Ключом к определению этих границ служит анализ функций государственной собственности как необходимого элемента всей хозяйственной системы. Первоочередной целью госсобственности и государственного предпринимательства является решение макроэкономических проблем, обеспечение условий воспроизводства всего общественного хозяйства как целого. Оставляя за собой функции контроля и регулирования, государство превращается в равноправного экономического партнера предприятий и объединений. В связи с этим формируется новая экономическая функция государства - регулирование экономики с целью создания благоприятной экономической среды для эффективного функционирования "первичных звеньев", представленных разными формами собственности. Государство призвано создавать равные условия для полноценного развития этих форм. Происходит пересмотр господствующих представлений о том, что все хозяйственные и воспроизводительные процессы должны быть опосредованы государством, и что оно обязано прямо непосредственно управлять каждым предприятием. С развитием многообразия форм собственности меняются и формы участия государства в экономической жизни. Очевидно, что предприятия, находящиеся в различных формах собственности, обладают неодинаковой степенью самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Акционерные, коллективные и кооперативные предприятия обладают большей степенью самостоятельности, нежели государственные. Поэтому возможности прямого воздействия здесь ограничены. Это, главным образом, выдача госзаказа на конкурентной основе и на началах экономической заинтересованности. Итак, в связи с развитием многообразия форм собственности, происходят существенные изменения в экономических функциях государства. Происходит отказ государства от непосредственного хозяйствования и переход преимущественно к регулированию народного хозяйства и обеспечению социальной защищенности населения. Итак, государственное регулирование рыночной экономики играет существенную роль в ее функционировании, хотя и не является господствующим, определяющим. Оно позволяет существенно дополнить механизм рыночного саморегулирования там, где он не срабатывает или малоэффективен. Это заметно повышает общую эффективность рыночной экономики. Вместе с тем такая экономика приобретает характер "смешанной" экономики, складывающейся из взаимодополняющихся механизмов.


ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Государственный бюджет.
Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производительных сил. Однако для осуществления этих задач государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений с налогоплательщиками, лицами, получающими пенсии, пособие по безработице и другие виды социальной помощи, либо отношений с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с иностранными государствами. Вся совокупность таких отношений и составляет финансовую систему.
Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет-баланс денежных доходов и расходов, составляемый для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период.
Государственный бюджет представляет собой сложный, многоплановый юридический документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства.
Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а так же поступлений внебюджетных мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера.
По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются на расходы по государственному управлению: военные расходы, расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешне экономической деятельности.
К правительственным расходам относятся внебюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры осуществление экономической и энергетической программ и другие общественные нужды и потребности. Сюда относятся и расходы на внешнеторговые закупки, приобретение необходимой для населения сельскохозяйственной продукции и д.р. Такого рода расходы и закупки можно назвать государственно-общественными, потому что потребителем товаров и услуг является общество в целом в лице государства.
Государственные расходы на закупку товаров и услуг обычно составляет значительную часть бюджета, обычно они выступают в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структуры. Так, в США и Англии пятая часть ВНП приобретается государством и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ от государства, поскольку, это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности национального производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание в нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают их расходы на создание объектов социальной инфраструктуры.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособие инвалидам воин, воин, ветеранам и т.д.
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной стоимости. Важнейшими составными частями механизма перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступление внебюджетных фондов.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Проблемы, связанные с бюджетом и долгом государства, всегда привлекали внимание ученых экономистов, которые пытались дать рекомендации, направленные на сбалансирование бюджета, ликвидацию его дефицита.
Бюджетный процесс предлагает балансирование государственных доходов и расходов. Однако на практике бюджетный дефицит и государственный долг существует во всех странах. Возрастание бюджетных расходов отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы. Бюджетным дефицитом называется превышение расходов государства над доходами. Важнейшим условием покрытия бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность кредитных отношений, при которых кредитором выступает государство.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов - это выпуск государственных займов. В ходе их разрешения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Но казначейство может размещать свои обязательства в центральном банке (эмиссионном). Учитывая казначейские обязательства, банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств, не связанных с увеличением реальной товарной массы. Рост денежной массы при этом отнюдь не сопровождается увеличением действительного богатства общества.
Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся по этому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В условиях бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием, в конечном счете, общей суммы задолженности.
Существование значительного государственного долга может привести к усилению неравномерного распределения доходов среди населения. Поскольку большая часть государственного долга в виде облигаций по займам сосредоточена у состоятельной части населения, постольку процентные выплаты по ним попадут именно к ним, что еще больше увеличит их доходы. Если выплаты по процентам растущего государственного долга будут осуществляться за счет повышения налогов, то это значительно ослабит стимулы к труду, производительность труда, поиски новых методов технологии, инновации и т.д.
Таким образом, проблема государственной задолженности оказывается напрямую связанной со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной политики, эффективностью государственного воздействия на экономическую эффективность и процессы в социальной сфере.
Внешний долг. Современный этап интернационализации хозяйственной жизни характеризуется быстрым ростом международного кредита, стремительным увеличением на этой основе внешней задолженности. Межгосударственные займы могут размещаться в различной валюте, но, как правило, при установлении фиксированного валютного паритета на момент выпуска займов. Международный кредит дает возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов, как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета.
Бюджетный дефицит и, особенно, рост внешнего государственного долга может негативно повлиять на состояние международной торговли страны. Вследствие этого сократится экспорт и тем самым нарушится внешнеторговый баланс, а это приведет к внешним займам и, в конечном счете - к росту иностранного долга, для покрытия которого придется расплачиваться национальным богатствам
Налоги. Принципы и формы налогообложения
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций, становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходиться 90% всех поступлений в бюджеты промышленно - развитых стран.
Налог - обязательный платеж, взимаемый с население, организаций и предприятия в законодательно установленном порядке. Налогообложение предприятий, объединений и граждан является основным источником финансирования бюджета всех уровней. В зависимости от способа взимания налоги разделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогом относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, акцизы, таможенные пошлины сборы.
Наиболее важной разновидностью прямого налога является подоходный налог,
Взимание подоходного налога начинается с определенного минимума. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. В зависимости от характера ставок различают пропорциональные и прогрессивные.
Пропорциональные ставки - ставки налога, действующие в едином проценте к объекту налогообложения.
Прогрессивные ставки - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом применяется шкала ставок. В практике налогообложения встречаются также твердые (фиксированные) ставки, устанавливаемые на единицу объекта, независимо от стоимости.
.
К разряду подоходных налогов относятся также имущественный налог и налог на сделки с капиталом. В первом случае налог взимается со стоимости имущества (земля, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическими лицами. Налог на сделки с капиталом взимается главным образом с доходов от фондовых операций купли - продажи ценных бумаг.
Помимо подоходных налогов, важную роль играют косвенные налоги. К косвенным налогом относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, акцизы, таможенные пошлины, сборы. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель этих товаров. Хотя главным инструментом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет являются прямые налоги, роль косвенных налогов остается значительной. Важнейшее место среди них занимают акцизы.
Акциз-разновидность косвенного налога на товары и услуги, включаемый в цену и тариф. В зависимости от особенностей той или иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров массового потребления, а также услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания и т.д. В современных условиях широкое распространение получает разновидность акцизов, получившая название "налог на добавленную стоимость". При этом налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности.
Налог на добавленную стоимости - косвенный налог на товары и услуги.
Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. В зависимости от конкретной ситуации той или иной стороны это могут быть табачные изделия, спиртные напитки, соль и т.д. К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу.
Наряду с налогами государственных органов власти, важную роль в финансовой системе современных государств играют налоговые поступление местных органов власти. Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Поскольку собственных налогов, как правило, оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей местной администрации, то во многих странах действует система субсидирования местных органов власти центральным правительством. Субсидии представляются либо в форме дотаций, либо в форме субвенций. В целом по своей природе субсидии есть часть налоговых поступлений центральных органов власти, представляемая в местные бюджеты.
Субсидия - безвозвратная государственная денежная помощь производителя товаров, призванная либо стабилизировать цены на товары, либо помочь и избежать разорения.
Налоговое регулирование включает:
увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену формы обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирования налоговой задолженности, изменение сферы распространение налогов и другие методы.

В соответствии с теорией Лаффера рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит сокращение доходов в бюджеты. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают и при 100% налогообложений доход государства = 0, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.


ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Компоненты современного денежного обращения делятся на 3 денежных агрегата:
1 )М1- деньги для сделок, включают в себя наличные деньги, а также деньги на счетах до востребования;
2 )М2 - деньги в широком смысле, включают М1, а также бесчековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады.
3) М3 - включают в себя М2 и крупные срочные вклады;
Агрегат М1 выполняет все функции денег и, по мнению экономистов, представляет собой собственно деньги. Агрегаты М2 и М3 рассматриваются как квази-деньги или "почти деньги", поскольку их элементы не являются средством обращения, но могут быть быстро превращены в деньги.
Спрос на деньги создается предприятиями и государством, которым не хватает собственных средств. Они являются заемщиками.
Он делится на спрос на деньги для сделок (количество денег, необходимых для использования их в качестве средства обращения) и спроса на деньги со стороны активов (количество денег, которое люди хотят хранить в качестве сбережений).
Предложение денег создается индивидуальными лицами, у которых доход больше расходов. Они выступают в качестве кредиторов. В качестве цены заемных средств выступает ставка процента.
Дополнительные средства, которых не хватает предприятиям для расширения производства называются инвестиционным капиталом. Существуют индивидуальные (частные сберегатели финансовых средств) и институциональные (коммерческие банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные, инвестиционные фонды) инвесторы.
Сущность и формы кредита
В рыночной экономике непреложным законам является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно- финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.
Кредит - предоставление денежных средств на условиях возвратности с уплатой процентов, как правило, на фиксированный срок:
кредит может предоставляться в виде рассрочки платежа и покупки долговых обязательств заемщика (краткосрочный, долгосрочный кредит).
Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике. Во- первых, увеличения общественного производства. Во- вторых, содействует экономии издержек обращения. в процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов, происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.
В- третьих, кредит выполняет перераспределительную функцию. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий превращаются в судный капитал и направляются в рентабельные сферы народного хозяйства.
В- четвертых, кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит используется в конкурентной борьбе, судействует процессу поглощений и слияний форм.

Виды кредита:
1)коммерческий;
2)банковский;
3)потребительский;
4)государственный;
5)международный;
Коммерческий кредит- кредит, представляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданный товар: Коммерческий кредит предоставляется в вексельной форме и по открытому счету. Банковский кредит- форма кредита, при которой денежные средства представляются банком во временное пользование. Кредитные операции можно классифицировать по ряду признаков:
1) в зависимости от обеспечения ссуды - без обеспечения (бланковые) и имеющие обеспечение: последние делятся на вексельные, подтоварные, фондовые;
2) по срокам погашения - онкольные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
3) по характеру погашения - погашаемые единовременным взносом и в рассрочку;
4) по методу взимания процента - процент удерживается в момент предоставления ссуды, в момент погашения кредита или равномерными взносами на протяжении всего срока кредита;
5) по категориям заемщиков, отражающим экономическое содержание и цель кредита, различаются 4 вида ссуд: коммерческие ссуды предоставляются предприятиям для пополнения временной нехватки оборотного капитала; ссуды посредникам фондовой биржи выдаются под обеспечение ценными бумагами и используются для биржевых спекуляций; сельскохозяйственные ссуды, к которым относятся ипотечные ссуды для покрытия крупных капитальных затрат, краткосрочные ссуды на временные нужды; кредитование предметов потребления осуществляется под залог жилых строений, на покупку потребительских товаров с погашением в рассрочку; ссуды с разовым погашением.
Международный кредит- кредит, предоставляемый государствами, банками, а также другими юридическим лицам. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме.
Банки и их роль
Банки занимают центральное место в системе кредитных отношений любого государства. Первоначально эта система была представлена только банками. Главное назначение банков состоит в том, чтобы собирать, накапливать, создавать денежные средства и представлять их в кредит. Структура кредитных учреждений разных стран весьма разнообразна, но в основном она может быть разбита на три группы: центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты. Главенствующее положение в кредитной системе занимает центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в 18-19 веке на ранних стадиях капитализма. Именно центральному банку государство предоставило исключительное монопольное право эмиссии банкнот. Коммерческие банки кредитуют производственные предприятия главным образом за счет средств, привлекаемых ими в виде вкладов, и осуществляют расчеты между предпринимателями, они также занимаются фондовыми, комиссионными и валютными операциями. Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные и активные. Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями и доверительными операциями. Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие как пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т.д. Специализированные банки осуществляют преимущественно определенные виды финансово-кредитных операций. Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. Благодаря деятельности этих банков образуется рынок инвестиций. Ипотечные банки предоставляют ссуды под залог недвижимости. Экспортно-импортные банки кредитуют внешнюю торговлю и ведут расчеты с иностранными фирмами. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и размещения капитала. В кредитную систему страны входят сберегательные банки. Сберегательные банки - разновидность сберегательных учреждений наряду со сберегательными кассами и другими специализированными кредитными учрежденной. Банки находятся на коммерческом расчете и стремятся получить за свои услуги большую массу и норму прибыли. Это им удается, поскольку они устанавливают процент по вкладам на уровни ниже того процента, который сами получают за представление ссуды. Разница между суммой полученных и уплаченных процентов составляет валовую прибыль банков. Часть валовой прибыли банка идет на покрытия его издержек. Оставшаяся часть составляет чистую прибыль банков. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банков называется нормой банковской прибыли. В эпоху свободной конкуренции она равнялась средней норме прибыли. В условиях монополистического капитализма норма банковской прибыли сравнялась с нормой прибыли промышленных монополий. При переходе к рынку, государственные специализированные банки реорганизуются в акционерные. В результате ослабляется монополизм и возникает конкуренция между различными кредитными учреждениями. В этих условиях резко возрастает роль национального банка как главного банка по контролю над деятельностью всех других банков, а также за строгим соблюдением и общих принципов организации банковского дела. Банковские операции делятся на пассивные операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы и активные, посредством которых банки размещают эти ресурсы. Банковские ресурсы включают: собственные капиталы банков и депозиты, принимаемые банками у клиентов. Собственный капитал складывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопительной прибыли. Депозиты делятся на две группы: срочный и до востребования. Преобладающая часть депозитов приходится на вклады до востребования. Активные операции банков включают срочные и бессрочные ссуды, которые банки выдают своим клиентам. Срочные ссуды подлежат погашению по истечении определенного срока, по бессрочным ссудам банк вправе потребовать от клиента возврата денег в любое время. По своим объектам активные операции банков подразделяются на вексельные, подтоварные, фондовые. Вексельные операции - это покупка банками векселей у компаний и выдача ссуд под векселя. Подтоварные - это ссуды под залог товаров. Фондовые представляют операции с ценными бумагами - акциями и облигациями.


МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Занятость: рынок труда и безработица
В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Одна из актуальных проблем рыночной экономики - занятость рабочих. Она является одним из социальных показателей нарушений общего экономического равновесия системы. Инфляция и безработица считаются наиболее тяжелыми по своим социально - экономическим последствиям явлениями в условиях рынка и частного предпринимательства. Их возникновение неизбежно связано с циклическим характером развития экономики, когда ни полная занятость, ни стабильный уровень цен оказываются недостижимыми. Экономической основой рыночной системы является частная собственность на средства производства, предоставленная множеством крупных и мелких предприятий, каждое из которых располагает определенным капиталом.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает человеческий организм, и, которые используются людьми в процессе производства материальных благ. Безработица - это незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего иметь работу. В условиях рыночной экономики безработица является результатом взаимодействия между спросом на рабочую силу и ее предложением.
Рынок рабочей силы является самым сложным рынком, из всех существующих и экономике. На этом специфическом рынке - рынке труда, такж




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.