КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. К исключительному ведению РФ относится: 1) В области государственного строительства: - принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - гражданство в РФ; - регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; - формирование федеральных органов государственной власти; - судоустройство, прокуратура; - уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; - амнистия и помилование; - гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - федеральное коллизионное право; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ; - федеральная государственная служба; - государственные награды и почетные звания РФ; 2) В экономической, социальной, культурной областях : - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ; - установление правовых основ единого рынка; - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; - федеральные экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; - федеральные налоги и сборы; - федеральные фонды регионального развития; - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - деятельность в космосе; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; - геодезия и картография; - наименования географических объектов; - официальный статистический и бухгалтерский учет; 3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета: - внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения РФ; - оборона и безопасность; - оборонное производство; - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться: 1) В области государственного строительства: - обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ; - защита прав и свобод человека и гражданина; - защита прав национальных меньшинств; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - административное, административно-процессуальное законодательство; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатура, нотариат; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ; 2) В экономической, социальной, культурной областях: - вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории; - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; - защита семьи, материнства, отцовства и детства; - социальная зашита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ». В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются: 1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |