Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монастырско-церковные формы помощи

Генезис княжеской помощи основные направления

Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира.

В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь.

В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство.

В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства,

- строительством городов,

- помощь в строительстве церквей

- защитой мигрантов,

- помощь нищим

- освобождение холопов для спасения своей души

- захороненение погибших от набегов кочевников

- в постройке жилища, и в выкупе плен­ных, и в обучении ремеслам.

- Строительство больницы и богаделен

 

Законодательное оформление института помощи

Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Ки евской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появляются документы, регулирующие отно­шения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права от­носятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава.

Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения.

Основными объектами помощи становятся:

- больные, - нищие, - вдовы, - сироты.

Возникают и новые субъекты помощи:

- князь,

- церковь,

- приходы,

- монастыри.

Обозначились основные направления помощи и поддержки:

- княжеская,

- церковно-монастырская,

- приходская благотвори­тельность,

- милостыня.

 

 

Духовенство было свободно от различных пла­тежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-ре­лигиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуще­ствление самого дела представителям религии, т. е. духовен­ству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Выделяется монастырская и приходская помощь.

1) Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные – Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались ни­щие, калеки и прокаженные.

2) Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы.

В отличие от монастырской приходская помощь была бо­лее открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, граж­данская и церковная жизнь. Деятельность приходов не огра­ничивается только оказанием помощи калекам, увечным, ни­щим: они осуществляют самую разнообразную поддержку — от материальных вспомоществований до воспитания и пере­воспитания (священники за символическую плату обучают детей).

Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин:

Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенден­ции «первых духовных учителей» Русской православной церк­ви, практика которых была обусловлена христианским воспита­нием. Например помощь женщинам: князья - Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

 

1. Формы помощи в княжеско-монастырский период 2. Письменные источники Киевской Руси о формах, субъектах и объектах социальной помощи.

 

Вопросы:

  1. Факторы и этапы развития форм помощи
  2. Генезис княжеской помощи. Основные направления княжеского попечительства.
  3. Законодательное оформление института помощи и благотворительности
  4. Монастырско-церковные формы помощи

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы и этапы развития форм помощи | Развитие монастырской системы помощи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.