Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории милосердия

Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи

Массовые бедствия вели к формированию формы общественной самопомо­щи. Пример, связанный с массовыми эпидемиями. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произош­ло их распространение, организовываются специальные за­ставы.

Тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи. Деятельность Приказа Большого Дворца. Его задача — «выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из го­сударевой казны...»

Ограничение роли церкви в деле помощи. В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерно­сти призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Со­гласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно про­тив этого и направлено данное постановление.

Помощь при пожарах - пожары, которые становились просто гибельны­ми для многих жителей России. Поэтому в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

В законодательстве отражена охрана нищих и убогих государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратил­ся в определенный образ жизнедеятельности). И если в Запад­ной Европе появился ряд законов, запрещающих это явление, то в России профессиональное нищенство, наоборот, легализо­вано. Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф.

Государство стало стараться сгладить социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, язы­ческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «зерни».

Регули­рование цен на хлеб в период массового голода. забота о простолюдинах. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полпо-тины, ячменя четь в четыри гривны». Предусматриваются ка­рательные действия в отношении лиц, утаивающих хлеб или за­вышающих цену на него.

 

Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю.

Происходит дальнейшее осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, кон­кретизируется социальной проблематикой. Основополагающи­ми вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского мило­сердия. Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, по­лучивших название «стяжателей» и «нестяжателей».

Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почита­ния «богатства», злата, серебра, поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Критикуя бога­тых, социальное неравенство, он обращается к достаточно рас­пространенной идее возмездия или «праведного суда», в резуль­тате которого Бог «отымет власть его». В этом видятся «мило­сти» Бога.

Инок Фома в «Слове похвальном» воздает милосердию кня­зя Бориса хвалу, вкладывая ее в уста различных митрополитов. Радение о нищих становит­ся не обязательно христианским догматом, но и составной час­тью «социальной политики», направленной на стабильное су­ществование государства, находит отражение в «Большой чело­битной» Ивана Пересветова.

Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оп­равдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «спо­соб подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как куль­туре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства.

«Слово о милости» Епифания Славинецкого — одно из первых светс­ких представлений о сущности милосердия, хотя работа по­строена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь инсти­туциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традицион­ную, «нищепиталище общее».

 

Вопросы:

  1. Основные понятия и факторы развития помощи[1]
  2. Развитие монастырской системы помощи
  3. Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
  4. Теории милосердия

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие монастырской системы помощи | Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.