Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое обследование слуха

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 — 3-го годов жизни. Это связано с тем, что этом возрасте звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными раздражителями. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источ­ника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. При нормальном развитии годовалый ребенок начинает говорить. К 12 — 14 мес он в активной речи использует около 10 слов. Эти слова могут быть полными ("мама, папа, дядя, дай"), усеченными ("яба — яблоко, сяпа — шапка" и т.п.) произноситься приблизительно ("мисика — машинка, аой - открой" и т.п.). Наряду с этим в речи малыша могут быть лепетные слова ("бо-бо, кися, пруа" и т. п.). Ребенок может пользоваться и собственными, изобретенными им самим словами ("ха-ха — ложка, ко-кей — конфета"). К двум годам словарный запас расширяется, малыш уже не только называет предметы и действия, но и пользуется двух-трехсловной фразой.

На 3-м году жизни продолжает развиваться фразовая речь, грамматический строй языка. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте может быть: поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула). В этом возрасте ребенок способен реагировать на звуки так же, как и взрослый, т.е. при нормальном слухе воспри­нимать шепот на расстоянии 6 м. Проверку проводят два человека — наблюдатель и ассис­тент. Обследуя слух ребенка этого возраста, особенно важно войти с ним в контакт, причем, если на предыдущих возра­стных этапах основное значение это имело для наблюдателя, то сейчас в равной мере это важно и для ассистента. В качестве источников звука используются шарманка, дудка, барабан, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний "ав-ав-ав" (собачка) и "пи-пи-пи" (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа "ккш", непривычных для ребенка. В ходе обследования регистрируются безусловно-ориенти­ровочные реакции ребенка на звуковые сигналы: поворот го­ловы или глаз в сторону источника звука. Наблюдатель совместно с ассистентом демонстрирует, как под звучание шарманки "танцует" кукла, как она "прячет­ся", как только шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дуд­кой, под звучание которой "едет" машина, и с барабаном, под негромкий стук которого "прыгает" зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Малышу со спины с расстояния 6 м предъявляют звучание шарманки. Так как у него уже возник личностный интерес к игрушкам, то он повернется на звук, а ассистент в качестве подкрепле­ния продемонстрирует ему соответствующую игрушку. Таким же образом вызывают интерес ребенка к игрушкам. Наблюдатель организует совместное с ним манипулирование игрушкой, например с собачкой, птичкой, в процессе кото­рого взрослый произносит их звукоподражательные назва­ния: "ав-ав-ав-ав, пи-пи-пи". После этого малышу предлага­ют послушать, кто его позовет. Ассистент со спины с рассто­яния 6 м шепотом произносит звукоподражание, после того как малыш обернется, ему демонстрируют соответствующую игрушку. Ребенок размещается за детским столиком или за большим столом на коленях у взрослого. Наблюдатель са­дится напротив и организует манипулирование дидактически ми игрушками. Важно, чтобы внимание ребенка не было полностью поглощено. Ассистент со спины с расстояния 6 м ше­потом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, расстояние постепенно уменьшается. Если реакция на шепот так и не воз­никла, обследование проводится голосом разговорной громкости. Независимо от того получена ли реакция ребенка на его имя, произнесенное шепотом, малышу таким же образом предъявляются звукоподражания. Если реакция на шепот не получена, речевые сигналы подаются голосом разговорной громкости, а затем снова шепотом. В заключение ребенку предъявляются с максимального рассстояния (6 м) звуки типа "кшш". Вслед за этим проводится обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманки, затем дудки и, наконец, барабана. Если такой оперативный метод обследования не дал ре­зультатов (т.е. ребенок безразлично относится ко всем предлагаемым стимулам — не реагирует ни на один из них), то сле­дует подготовить малыша к обследованию, познакомив его ее звуками (неречевыми сигналами и звукоподражаниями) и игрушками, их подкрепляющими. Затем повторить обследование, но начинать его следует в этом случае с более громких звучаний и на небольшом расстоянии от ребенка. После тог как исследователи убедятся, что он реагирует на доступные его слуху сигналы, стимулы предъявляются с максимального расстояния (6 м).

У ребенка двух-трех лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить слышит ли малыш шепот. и на каком расстоянии.Если в ходе знакомства с ребенком выясняется, что он понимает не только слова, но и короткие фразы, то обсле­дование можно провести и на материале фразы. Для этого выяснив предварительно, понимает ли ребенок фразы типа: "Покажи у куклы носик" и т.п., можно предъявить со спины, с расстояния 6 м шепотом фразу: "Покажи у собаки хвостик'' Если ребенок не выполнит поручения, то расстояние следует уменьшить. Если реакция на шепот не появится, то поручение произносится голосом разговорной громкости на большом расстоянии от ребенка. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с максимального рассто­яния.В случае, если обследование фразами не дало результатов, то оно проводится на материале звукоподражаний и неречевых звучаний.У ребенка с нормальным слухом должна быть получена ре­акция на шепот с расстояния б м. Если же в ходе обследова­ния он так и не реагировал ни на один из стимулов, то про­цедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует подготовить. Если же реакция воз­никла лишь на один из стимулов, то это свидетельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специаль­ное аудиологическое обследование в связи с подозрением на снижение слуха.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка в баллах | Диагностика психологических особенностей дошкольника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.