КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Их инновационный потенциал
Субкультура, контркультура, антикультура. Культура любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна. Немецкий культурфилософ В. Виндельбанд отмечал, что культура столь бесконечна сложна, многообразна и полна противоречий, что человек не в состоянии полностью воспринять ее. Внутри конкретной культуры, по Виндельбандту, городская среда отличается от деревенской, официальная культура – от народной, аристократическая – от демократической, христианская – от языческой, взрослая – от детской. Обществу, следовательно, грозит опасность разбиться на группы и атомы. Даже в античной культуре Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал. В культурной эпохе Средневековья, новое христианское начало не овладело полностью старым, языческим миросозерцанием. Многосоставной в культурном отношении оказалась и следующая за Средневековьем – эпоха Возрождения. Виднейший исследователь этой эпохи М.М.Бахтин отмечал, что в эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре церковного и феодального средневековья. Таким образом, в каждой культурной эпохе можно выделить разновекторные тенденции: эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское, научное и мистическое. В этом смысле важно провести различие между понятиями «контркультура» и «субкультура», посредством которых можно понять механизмы социокультурной динамики. Под субкультурными областями культуры понимают особый кодекс правил и моральных норм поведения внутри определенной социальной группы или этноса, обладающих определенной автономностью, закрытостью, но, в то же время не претендующих на то, чтобы заменить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Примером субкультурной этнической группы являются цыгане (не считающие зазорным воровать у чужих и считающие преступлением воровать у своих), кавказцы (обладающие особым кодексом почтения к старшему человеку). Субкультурной социальной группой являются заключенные, говорящие на особом жаргоне и подчиняющиеся своеобразным стандартам поведения криминальной среды. Субкультура, следовательно, призвана держать свои особые социокультурные признаки в определенной изоляции от официальной культуры. Субкультура не претендует на всеобщность их жизненных и практических установок, а напротив, заинтересована в сохранении законов своей среды в противовес господствующим в культуре. Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретное сообщество внутренне неоднородно, включает помимо основного этнического и социального ядра группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками. Немецкий ученый Э. Фукс в трехтомной «Иллюстрированной истории нравов» приводит многочисленные исторические примеры субкультурных феноменов. Описывая нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор подчеркивает своеобразие крестьянской и монашеской жизни. Характеризуя галантный век (ХVIII в.) и нравы эпохи абсолютизма, он в то же время противопоставляет ему культурные привычки и нормы мещанства. В наше время специфика субкультурных признаков может быть порождена изолированным от основного ядра проживанием определенной группы этносов (например, народы Крайнего Севера), особым вероисповеданием (старообрядцы), особыми социально-профессиональными функциями (казаки) и т.д. Однако в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные субкультурные комплексы ценностей выходили за рамки собственной культурной среды и начинали претендовать на универсальность. Такие явления в культуре квалифицируются как контркультурные тенденции. Например, в европейской культурной традиции вплоть до Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, надевали такую же обувь, как и для родителей. Так было и во времена Шекспира. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличается от мира взрослых, еще не родилась. В последующем детей как бы отделяли от зрелых людей. Так появилась своеобразная субкультура, которая сохраняла и воспроизводила определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Однако, по мнению немецкого социолога К.Мангейма, субкультурные искания молодых выражают некое преходящее отклонение от магистрального пути, которое неизбежно в силу возрастного брожения и является эпизодом на пути приобщения к господствующей культуре. В современной культурологии понятие контркультуры имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Во-вторых, контркультура отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. ХХ века, отражающей критическое отношение к современной культуре и отвергающей ее, как и «культуру отцов». Термин «контркультура» принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку (1960г.), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры в некий относительно целостный феномен. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных установок следует рассматривать как процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Так, рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен. Первые ученики Христа были простыми людьми, принадлежали к низшим слоям общества. Сам Господь Иисус был просто учителем из Назарета, не имел никаких влиятельных лиц в своем окружении. Не случайно в Римской империи разыгрались страшные драмы, когда произошло первое столкновение молодой, нарождающейся христианской церкви с великой и властной Римской империей. В той же мере отход от христианской культуры к последующему светскому восприятию мира предполагал длительный период контркультурного противостояния традиционным ценностям религии. Канадский исследователь Э. Тирьякян увидел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического творчества. Это понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится ныне в западной культурологии общепринятым.
Лекция 7 Семиотика: язык и символы культуры, культурные коды
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |