Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Политика перестройки и ее несостоятельность




Политика перестройки и ее несостоятельность. Развал СССР

Лекция №17

 

Цель лекции: сформировать знания студентов о новациях Горбачева в политике и экономике; основных направлениях ре­формирования политической системы СССР в годы «перестрой­ки»; основных принципах «нового политического мышления»; ос­новных этапах реформирования экономики во второй половине 1980-х гг.; основах внешнеполитического курса СССР в этот пери­од; основных причинах развала СССР.

 

1. М. С. Горбачев и «Перестройка».

2. Ослабление позиций КПСС.

3. Распад СССР. Образование суверенной России.

 

1. М. С. Горбачев и «Перестройка»

Уже в конце 1970-х гг. для части советского руководства и многих людей стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое от­ставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. Первые попытки поисков выхода из сложившейся ситуации начались сразу после смерти Л. И. Бреж­нева. Однако и его преемник Ю.В. Андропов в 1982-1983 гг., и тем более пришедший ему на смену К. У. Черненко, были твердыми сторонниками существовавшей системы. Речь шла лишь о ее со­вершенствовании в рамках советского политического строя. Тем не менее, в правящей элите постепенно сложилась группа руково­дителей (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе и др.), не только боровшаяся за лидерство, но и готовая пойти на опреде­ленные перемены. В марте 1985 г. М.С. Горбачев, став Генераль­ным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, ко­торый впоследствии получил название «перестройка».

Первый этап преобразований. Хронологически он охва­тывал 1985-1986 гг. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (термин «перестройка» появился позднее). Глав­ным его движителем виделся научно-технический прогресс,

большая роль отводилась развитию машиностроения, а также ак­тивизации «человеческого фактора». Эта линия во многом повто­ряла, сугубо «технологические» подходы к решению сложнейших проблем страны и предусматривала лишь «улучшение» социализ­ма. Соответствующими были избраны и средства: меры по укреп­лению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т. д. Однако ожидаемого эффекта они не дали. В целом народное хозяйство работало по старой схеме, ориентируясь на затратный путь. Непоколебимым остался огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. чело­век), который глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении ре­форм консервативными силами».

Второй этап "перестройки" датируется 1987-1988 гг. Он характеризовался попыткой политического руководства страны осуществить реальные преобразования в экономике и во внут­ренней жизни, сохранив при этом основы существовавшего строя.

В экономической сфере были приняты законы о госпред­приятии и о кооперации. Первый - способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный госу­дарственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вы­звал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, практически неизменной осталась система отраслевых ми­нистерств, госаппарат продолжал определять «правила игры» в отношениях с производителями, не было равноправия различных форм собственности. Значительный рост заработной платы (в 1987-1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не со­провождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народ­ного хозяйства. В 1988 г. отчетливо стали видны признаки кризи­са: усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обо­стрилась ситуация на потребительском рынке, все большее коли­чество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атом­ной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, неже­лание и неумение руководства последовательно идти курсом глу­боких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Борис Николаевич Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на ок­тябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве, последовавшая отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего возвращения Ельцина в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской поли­тической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной пар­тийной конференции в апреле 1988 г. Они предусматривали со­единение с «социалистическими ценностями» некоторых элемен­тов политической доктрины либерализма. В частности, был про­возглашен курс на создание правого государства, внедрение прин­ципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

Однако даже попытка закрепить в документах партии мо­дель «гуманного, демократического социализма» вызвала ярост­ное неприятие значительной части партийной бюрократии и уско­рила процесс размежевания реформистского и консервативного течений внутри КПСС.

Кризис политики "перестройки". В 1989-1990 гг. фак­тически социально-политические процессы в стране вышли из-под контроля Горбачева и других «архитекторов перестройки» и вы­рвались за предписанные ими рамки «оциалистического обновле­ния»

Происходило неуклонное смещение движущей силы ре-формационных процессов от центральной власти - на места, от либерально настроенной бюрократии - к массовым движениям, новым партиям. В обществе быстро шло формирование многопар­тийной системы и становление политического плюрализма. В 1988-1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка («Демократический Союз», «Демо­кратическая партия России», объединение «Демократическая Рос­сия» и др.). Социал-демократическое направление было представ­лено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память». На политическую арену поднимались новые личности.

Важнейшей формой общественно-политических движений в союзных республиках стали народные фронты. Возникнув на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения, они довольно быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных го­сударств. Такой путь прошли народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Армении и Грузии. В качестве по­литического противовеса этим движениям, не без помощи центра, возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило пре­имущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою леги­тимность в ходе первых, демократических выборов в новые орга­ны представительной власти весной 1989 г. Своеобразным поли­тическим форумом, где сталкивались общественные силы различ­ной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. Боль­шое значение имела деятельность Межрегиональной депутатской группы (Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Саха­ров), на базе которой формировались многие политические движе­ния либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной пар­ламентской демократии западного толка. Политические силы, ратовавшие за «обновление социализма», призывали к приоритет­ному развитию «общественной» собственности и коллективист­ских форм общественных отношений. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитиро­ванная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно от­ветить на вызов времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.