Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание взаимодействия между процессами




Классификация процессов

Основные правила ведения бизнеса

 

Процессы должны быть:

 

- непрерывными, последовательными, документально оформлены,

- нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потреби-

теля,

- контролируемы, то есть обеспечены точками, методами и средствами

контроля,

- рационально выстроены, чтобы исключить «возвраты» или лишние и неэффективные операции,

- снабжены каналами передачи информации и пр.

 

Процесс является объектом управления, для чего необходимо предусмотреть наличие следующих факторов:

- ресурсы, необходимые для функционирования процессов с заданной эффективностью и результативностью,

- средства и способы достижения запланированных результатов и установленных целей,

- процедуры управления изменениями процессов,

- порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствия или сбоев в процессе и т. д.

Основные недостатки функционального подхода:

 

- обособленность функциональных подразделений друг от друга, приводящая к монополизации решений,

- возрастающая конкуренция функциональных подразделений внутри организации вместо сотрудничества,

- высокая специализация работников по узкому кругу производственных вопросов, не позволяющая им видеть всю проблему в целом,

- подмена целевых ориентироворганизации на функциональные целевые ориентиры, приводящая к оптимизации функциональных решений вместо оптимизации результатов деятельности предприятия,

критерием результативности функционального подразделения является мнение его начальника, а не результаты делового процесса,

- увеличение информационной энтропии с усложнением иерархии руководства,

- отсутствие ориентации на внешнего потребителя,

- неэффективность информационной поддержки процессов жизненного цикла, обусловленная наличием «лоскутной» автоматизации деятельности отдельных подразделений и неудачными попытками внедрения корпоративных информационных систем.

 

Элементы, окружающие процесс: входы, управление, ресурсы, выходы

 

входы процесса:

- объекты, подаваемые на входы в процесс,

- поставщик объектов, поступающих на входы в процесс,

- категории объектов на входах процесса.

 

Выходы процесса:

- объекты, получаемые на выходах процесса,

- потребители объектов на выходах процесса,

- категории объектов на выходах процесса.

 

Управление процесса:

- объекты, которые являются носителями управляющих воздействий на процесс,

- поставщики объектов управления (т. Е. те, кто управляет процессом),

- категории объектов управления процессом.

 

Ресурсы процесса:

- поставщики ресурсов,

- категории ресурсов (человеческие ресурсы, рабочая среда, инфраструктура).

 

Европейской комиссией Евросоюза (ENAPS) была разработана программа, в которой предложена классификация процессов (рис. 2).

 

ОБЩИЕ РАМКИ ПРОГРАММЫ ENAPS
Бизнес-процессы   Вторичные процессы
Разработка продукции Поддержка
Исследование продукции Финансовый менеджмент
Разработка и конструирование продукции Управление человеческими ресурсами
Разработка и конструирование процесса Управление информацией
Технологическая подготовка производства Текущий ремонт и обслуживание оборудования
Требования потребителей Медицинский контроль персонала, окружающая среда и техника безопасности
Развитие рынка Перспективное развитие
Организация маркетинга и продаж Совершенствование текущего процесса
Тендерное размещение заказов Исследование технологии производства продукции
Выполнение заказов Повышение квалификации персонала
Обеспечение и материально техническое снабжение Расширение базы материально-технического снабжения
Планирование и управление производством Расширение внешних связей
Производство и сборка продукции Стратегическое планирование
Распределение продукции и выходящая логистика  
Обслуживание договоров  
Обслуживание потребителя  
Послепродажное обслуживание  
Возврат продукции  

 

Рисунок 2 – Классификация бизнес-процессов по ENAPS

 

2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

В последние годы для идентификации и описания процессов большое распространение получила методология функционального моделирования (IDEF), разработанная в США и с 1993 года применяемая в качестве федерального стандарта. Эта методология значительно расширяет возможности сочетания процессного и функционального подходов к управлению процессов.

История возникновения методологии IDEF. В начале 70-х годов доктор Д. Росс (США) предложил метод структурного проектирования и анализа систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). В основе этого подхода лежит графический язык описания (моделирования) систем. В середине 70-х гг. в армии США создали программу интегрированной компьютеризации производства ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing). В рамках этой программы были разработаны методы проектирования и анализа сложных производственных систем, а также способы обмена информацией между специалистами, занимающимися такими проблемами.

 

В настоящее время общая методология IDEF включает ряд частных методологий для моделирования систем, в том числе:

IDEF0 - функциональное моделирование,

IDEF1 - информационное моделирование,

IDEF1X - моделирование данных,

IDEF3 – моделирование «потока» процессов,

IDEF4 - объектно-ориентированное проектирование и анализ,

IDEF5 - определение онтологии (словарей),

IDEF9 - моделирование требований.

 

Основные элементы и понятия IDEF0. Основу IDEF0 - методологии составляет простой и понятный графический язык описания процессов, которые базируются на трех понятиях:

 

- функциональный блок,

 

- интерфейсные дуги,

 

- принцип декомпозиции.

 

Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника (рис. 3) и представляет собой некоторый конкретный процесс (функцию) в рамках моделируемой системы. Название каждого блока должно быть сформулировано в виде глагольного выражения: глагол + объект действия + дополнение. Например, «Производить продукцию», «Обрабатывать записи», «Делать закупки» и т. д.

 

Каждая из четырех сторон функционального блока имеет строго определенное значение:

левая сторона обозначает входы, т. е. что поступает на вход процесса и будет дальше преобразовано,

- правая сторона - выход, это то, что создается на выходе процесса в результате его выполнения,

- верхняя сторона - управление, т. е. при каких условиях процесс исполняется,

- нижняя сторона - механизм, т. е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

 

 

Рис.3 Функциональный блок процесса «Обрабатывать записи качества»

 

Интерфейсные дуги - это стрелки, с помощью которых в функциональной модели отображаются взаимодействия между функциональными блоками.

Стрелка - графическое представление элемента, который обрабатывается в рамках моделируемой системы или оказывает иное влияние на процесс.

Принцип декомпозиции (структурирования, детализации) применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его процессы. При этом уровень детализации процесса определяется целями построения модели. Декомпозиция - это процесс, в ходе которого разработчик как бы заглядывает внутрь функционального блока и разглядывает его внутреннюю структуру.

В процессе декомпозиции функциональный блок АО подвергается детализации на дочерние диаграммы. Дочерняя диаграмма содержит функциональные блоки, которые представляют процессы, из которых состоит декомпозируемый процесс.

Определение процессов. На первом этапе описания процесса надо определить деловые процессы в организации. Ключевым элементом в определении делового процесса является формулирование цели, которая отражает причину создания модели (описания) делового процесса и определяет его назначение.

Для того чтобы выделить деловые процессы, необходимо определить:

- потребителей продукции или услуг,

- продукцию или услуги, производимые в организации,

- виды сырья и их поставщиков.

На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого требуется определить:

- из каких процессов состоит моделируемый процесс,

- как эти процессы взаимодействуют между собой.

В IDEF0 для описания внутренней структуры процесса используется механизм декомпозиции. Для того чтобы декомпозировать деловой процесс, необходимо создать диаграмму - потомок, то есть развернуть основные составляющие процесса. Используем для иллюстрации принципов IDEF0 процессы СМК.

Отразим на рис.4 деловой процесс «производить продукцию», а на рис.5 его декомпозицию, в котором элементами делового процесса являются субпроцессы:

- реализовать ответственность высшего руководства,

- осуществить менеджмент ресурсов,

- реализовать процессы жизненного цикла,

- осуществить измерения, анализ и улучшение.

 

 

 

Рисунок 4 - Функциональный блок процесса «Производить продукцию»

 

Рисунок 5 - Декомпозиция процесса «Производить продукцию» (Обозначение: 11, 12, 13 - входы; 01, 02 - выходы; С1 - управление; Ml, M2, МЗ – механизмы)

Третьим этапом определения делового процесса является описание взаимодействий между процессами. Взаимодействие описывается с помощью интерфейсных дуг и обозначает передачу материалов или информации с выходов одного субпроцесса на входы (управление, механизмы) другого субпроцесса.

Применяются пять типов взаимодействий между блоками. Эти взаимодействия отражены на рис. 6.

В методологии IDЕF0 допустимыми являются следующие взаимодействия между блоками в пределах одной диаграммы:

- управление;

- выход-вход;

- обратная связь по управлению;

- обратная связь по входу;

- выход-механизм.

Взаимосвязь по управлению: выход одного процесса влияет на выполнение другого процесса, т. е. выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2. Такое взаимодействие определяет функцию управления «Ответственность руководителя» по отношению к другим процессам.

 

 

 

Рисунок 6 - Описание взаимодействия между процессами: а) управление, б) выход-вход, в) обратная связь по управлению, г) обратная связь по входу, д) выход-механизм

 

 

Взаимосвязь по входу: выход одного процесса является входом для другого, т. е. выходная дуга блока 1 является входной для блока 2. Это взаимодействие характерно для любых процессов в организации, например, для процессов жизненного цикла.

Обратная связь по управлению: выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых, в свою очередь, влияет на выполнение исходного процесса. Выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2, а выходная дуга блока 2 является управляющей для блока 1.

Такое взаимодействие может определять как:

- функцию управления

«Ответственность руководства»;

- функцию управления

«Управление процессами жизненного цикла»;

- функцию управления «Измерение, анализ и улучшение».

Обратная связь по входу: выход из одного процесса является входом для другого процесса, т. е. выходная дуга блока 2 является входной для блока 1, выход которого является для него входом. Такое взаимодействие может определять функцию управления «управление процессами жизненного цикла».

Взаимосвязь «выход-механизм»: выход одного процесса является механизмом для другого, т. е. выходная дуга блока 1 является дугой механизма для блока 2. Такой тип связи относится чаще всего к процессам обеспечения ресурсами. Такое взаимодействие может определять функцию управления «менеджмент ресурсов».

Практика показывает, что перечисленных пяти типов взаимодействий достаточно, чтобы определить взаимодействия между процессами любой сложности.

Четвертым этапом определения процессов является декомпозиция (детализация) процесса. Количество уровней детализации определяется целями моделирования и спецификой деятельности организации.

На диаграмме A3 (рис. 7) процесс «Реализовать процессы жизненного цикла» представлен в виде шести процессов, включая «Осуществить закупки», который также может быть декомпозирован (рис. 8).

 

 

Рисунок 7 - Декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла»

 

Рисунок 8 - Декомпозиция процесса «Осуществлять закупки»

 

 

Пятым этапом определения процесса является разработка глоссария процесса. Глоссарий процесса включает перечень процессов, объектов, обрабатываемых в рамках процессов, а также их определения.

Глоссарий представляет упорядоченный в алфавитном порядке список терминов. Каждому термину из этого списка соответствует определение или ссылка на соответствующее определение, приведенное в нормативных документах организации или вышестоящих органов, регламентах и т. д.

Так, например, для диаграммы А34 (рис. 8) в глоссарий должно войти каждое определение информации, входящей или исходящей из блоков диаграммы.

Дадим определение нескольким из них:

- программы закупок — утвержденные руководством перечни партий комплектующих изделий, которые должны быть приобретены к определенным срокам,

- информация для поставщиков - пакет документов, содержащий вопросы, интересующие организацию (потребителя) относительно поставщика, его продукции и условий поставки,

- информация от поставщиков - пакет документов, содержащий ответы на вопросы, представленные в документации для поставщиков.

Классификация процессов. В соответствии с методологией IDEF0 модель состоит из двух типов элементов: функциональные блоки, которые представляют процессы, и интерфейсные дуги, которые представляют материальные и информационные объекты, обрабатываемые в рамках процессов. Таким образом, классификация процессов является классификацией функциональных блоков и интерфейсных дуг.

Интерфейсные дуги в зависимости от их положения на диаграмме подразделяются на четыре категории: входные, выходные, управления и механизма.

Дополнительно дуги могут быть классифицированы на пять категорий в зависимости от типа объектов, которые они представляют на диаграмме. К числу таких категорий относятся (рис. 9):

- материалы, сырье, продукция, ресурсы,

- информация, данные о качестве, записи качества, документы,

- распоряжения руководства, планы, графики, распорядительные доку

менты

- стандарты, нормативные документы,

- ответственные исполнители, сотрудники организации.

 

Рисунок 8 - Типовые элементы и категории процесса

Для более четкого изображения воздействий на диаграммах применяются дуги разного цвета: синий - для информации по качеству; красный – для распоряжений, планов, графиков; коричневый - для сырья, материалов, продукции; черный - для ответственных исполнителей; фиолетовый - нормативы, руководство по качеству.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.