КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Финансовая отчетность как элемент информационной базы финансового менеджмента
Вопрос 2. Роль бухгалтерской отчетности в информационном обеспечении финансового менеджмента Финансовая отчетность -это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета с целью предоставления пользователям в удобной и понятной форме своевременной, объективной и достоверной многоаспектной информации о финансовом положении организации. Эта информация является основанием для принятия деловых решений. Информация, формируемая в бухгалтерском учете и представляемая в отчетности, должна быть по всей сути и содержанию, полезна самому широкому кругу заинтересованных пользователей. Концепцией бухгалтерского учета определены семь групп заинтересованных пользователей бухгалтерской информации: 1. Инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, на основе которой можно распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды. 2. Работники и их представители (профсоюзы и др.) заинтересованы в информации о способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест. 3. Кредиторы заинтересованы в получении сведений, позволяющих определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и кредиты и выплачены соответствующие проценты. 4. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы. 5. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о намерении организации продолжать свою деятельность. 6. Органы власти заинтересованы в информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов; регулированию хозяйственной деятельности; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения. 7. Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе предприятия в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях. Определение финансовой отчетности вытекает из логики бухгалтерского учета, который процедурно реализуется путем: 1) открытия счетов в начале очередного учетного периода; 2) отражения на них текущих операций в системе двойной записи; 3) закрытия счетов и формирования отчетности за истекший период. Поэтому бухгалтерская отчетность – это система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период, представленных, как правило, в табличной форме и сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги. Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в Отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Другие формы (а, например, в годы советской власти их число доходило до двух десятков), по сути, являются их аналитическими расшифровками или дополнениями. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность коммерческой организации определена в следующем составе: 1) бухгалтерский баланс (форма № 1); 2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2); 3) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; 4) аудиторское заключение; 5) пояснительная записка. Состав приложений уточняется ПБУ, приказом Минфина России с рекомендательными форматами отчетности и т.д. На сегодняшний день к приложениям относятся: отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Эти пять форм составляют годовую отчетность фирмы. Кроме этого составляется промежуточная бухгалтерскую отчетность (за квартал нарастающим итогом), к которой относятся формы № 1 и 2. Финансовая отчетность является публичной, что заключается: 1) в передаче отчетности территориальным органам статистики; 2) в публикации в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность. Публичность означает также, что годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Действующим законодательством предусмотрена возможность составления консолидированной отчетности, представляющей собой отчетность корпоративной группы, объединяющей отчетные данные входящих в эту группу, но самостоятельных в правовом отношении субъектов. Таким образом, консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации. Ее цель получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т. е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность. Формы бухгалтерской отчетности представляют собой единое целое, поскольку с разных сторон дают характеристику финансового состояния и финансовых результатов, достигнутых предприятием за отчетный период. Этим формам присуще логическое взаимодополнение, а также прямые и косвенные информационные контрольные соотношения между статьями (взаимосвязи). Основную аналитическую нагрузку среди отчетных форм несет баланс. Баланс организации характеризует ее имущество по составу (актив) и по источникам формирования (пассив) на определенный момент времени. С позиции аналитика из множества видов балансов наибольшую значимость имеет аналитический баланс-нетто, в котором проведены определенная перекомпоновка и укрупнение статей, подразделов и разделов, а также выполнена процедура «очистки» от регулирующих статей, искажающих валюту (т. е. итог) баланса. В отношении основных составных частей баланса (актива и пассива) могут быть даны различные их интерпретации. Актив баланса имеет две основные трактовки: 1) предметно-вещностную: актив – это опись инвентаря; 2) затратно-результатную: актив – это расходы ради будущих доходов. Пассив баланса имеет юридическую и экономическую интерпретации: 1) пассив – это сумма обязательств предприятия перед его собственниками и контрагентами; 2) пассив – это свод источников средств. Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме. Поскольку возникшие в связи с предоставлением средств обязательства раньше или позже будут непременно погашены, соответствующий источник вполне может исчезнуть. Источники средств и собственно средства – это совершенно разные категории, поэтому они и представлены в различных разделах – в пассиве и активе баланса. В этом смысле ставшие уже трафаретными слова «приобрести активы за счет прибыли» не следует понимать буквально, поскольку любая подобная сделка может быть совершена в конечном итоге лишь за счет денежных средств, а не за счет какой-то неосязаемой прибыли. Прибыль — это условный расчетный показатель, а не реальные средства, которые можно использовать в операциях купли-продажи. К формированию актива баланса можно подходить по-разному. На первый взгляд наиболее очевидной является идея отражать в активе объекты учета, которые находятся в собственности предприятия. Тем не менее существуют активы, попадающие прямо или опосредованно в систему двойной записи, но не принадлежащие предприятию на праве собственности (например, объекты аренды, давальческое сырье, товары, взятые на комиссию, и др.). Поэтому в международной практике весьма распространен другой подход – отражать в активе баланса объекты, находящиеся под контролем предприятия. Баланс как основная отчетная форма может быть составлен различным образом, при этом каждому представлению соответствует свое балансовое уравнение. Существует три основных балансовых уравнения: 1) ВО + ОА = СК + (ДО+КО), 2) А – О = СК, 3) ВО + (ОА - КО) = СК + ДО где: А – активы фирмы; СК – собственный капитал фирмы; ДО – долгосрочные обязательства; КО – краткосрочные обязательства; О – обязательства (краткосрочные и долгосрочные); ВО – внеоборотные активы; ОА – оборотные активы. Приведенные уравнения позволяют составить балансы, ориентированные соответственно на менеджеров и кредиторов – 1 уравнение, собственников фирмы – 2 уравнение, инвесторов – 3 уравнение. Существуют четыре типа изменений в балансе: а) увеличение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого увеличения актива и пассива; б) уменьшение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого уменьшения актива и пассива; в) изменения в составе активов (валюта не меняется); г) изменения в составе источников (валюта не меняется). (Отметим, что в пунктах а) и б) неравновеликого увеличения или уменьшения актива и пассива баланса в силу двойной записи быть не может.) Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о доходах и расходах фирмы за определенный период и, соответственно, о разнице между ними – прибыли и убытке. Показатели Отчета о прибылях и убытках могут существенно меняться в зависимости от того, какой метод – начисления или кассовый – применяется в компании для расчета выручки и финансовых результатов. Метод начисления является основным (и используется по умолчанию). В Отчете об изменении капитала раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Кроме этого, в нем отражается остаток чистых активов на начало и конец отчетного периода. Отчет о движении денежных средств отражает поступления, платежи и неттто-изменеия денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. В Приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капитале организации, стоимость которого отражена в форме № 1 «Бухгалтерский баланс», т.е. об амортизируемом имуществе, дебиторской и кредиторской задолженности, а также о движении заемных средств. Данную форму отчета не обязаны заполнять организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, не попадающие под обязательный аудит, некоммерческие организации, а также общественные организации, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. Аудиторское заключение – это официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В Пояснительной записке содержатся сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также данные, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации (организационно-правовая форма, адрес, среднегодовая численность работающих, сведения об учредителях, наличие лицензий и сроки их выдачи и т.п.). Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Особенности отчетности российских коммерческих организаций на современном этапе развития экономики: 1) ориентация на МСФО; 2) уменьшение числа форм; 3) отказ от отраслевой ориентации; 4) рекомендательный характер отчетных форм; 5) составление баланса в оценке нетто; 6) доминанта двух основных и равноважных отчетных форм – баланса и отчета о прибылях и убытках; 7) публичность отчетности; 8) размежевание финансовой и налоговой отчетности; 9) возможность выбора процедур учета, оценки и представления отчетных данных. В настоящее время правила составления отчетности российских коммерческих организаций в достаточной степени согласованы с меж-дународными учетными стандартами, тем не менее имеется ряд различий, которые необходимо знать прежде всего специалистам, занятым решением проблемы трансформации отчетности из отечественного формата в один из западных. Особенности отчетности предприятий в годы советской власти: а) множественность форм; б) их централизованное утверждение; в) их отраслевая ориентация; г) наличие плановых показателей в балансе; д) регламентация соотношений между отдельными статьями баланса; е) обязательность составления месячной отчетности; ж) почти ежегодная изменчивость; з) составление баланса в оценке брутто; и) регламентированность процедур учета, оценки и представления отчетных.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |