Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития французской и британской экономики после второй мировой войны




Путь Германии к экономическому лидерству в Европе. Роль «плана Маршалла» и реформ Л. Эрхарда в возрождении германской экономики после второй мировой войны.

Экономическое могущество США после второй мировой войны. Влияние НТР на экономику страны.

Экономическое развитие Германии и Японии в период между первой и второй мировыми войнами. Превращение Японии в одну из ведущих индустриальных держав мира.

Реформы Ф.Д. Рузвельта («Новый курс») в финансовой и банковской системе, в промышленности и сельском хозяйстве, в социальных и трудовых отношениях. Результаты и значение реформ.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия. Государственное регулирование экономики.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) была вызвана неравномерностью хозяйственного развития, соперничеством ведущих стран, острой борьбой за рынки сбыта. В ней приняли участие более 30 государств с населением 2/3 проживавших на планете. Война принесла значительные потери почти для всех стран-участниц. Погибли, искалечены и обездолены миллионы людей, утрачена 1/3 национального богатства, сложился народнохозяйственный дисбаланс. Военные расходы были столь велики, что на эти средства можно было поднять благосостояние трудящихся всей Земли в 6 раз.

Летом 1919 г. был составлен Версальский мирный договор, подписанный державами победительницами, с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора сводились к территориальным, военным и репарационным проблемам. И хотя этот договор, казалось бы, ставил Германию в весьма неблагоприятные условия, он не сумел преодолеть международные рыночные разногласия и конфликты.

Глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала, фактически вопреки Версальскому мирному договору, проявили страны Запада. Два американских банкира Ч. Дауэс и О. Юнг предложили программы ослабления условий Версальской системы, особенно в части сокращения размера репараций и порядка их взимания. Теперь единственными источниками выплат остались государственный бюджет и прибыль от железных дорог. Отменялись отчисления от прибылей промышленности и финансовый контроль за экономикой Германии, в том числе тяжелой промышленности. И к концу 20-х годов был превышен довоенный уровень промышленного, особенно военного, производства страны.

После Первой мировой войны заметно укрепились позиции США, в частности, за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Страна стала обладать ½ золотого запаса и промышленного производства всего мира. Однако теория «просперити» - вечного процветания США оказалась «великой иллюзией».

«Великая депрессия» 1929-1933 гг., начавшаяся в самой богатой и благополучной стране США с краха на Нью-Йоркский фондовой бирже, охватила банковскую систему, промышленность, сельского хозяйства всего капиталистического мира. Этот мировой экономический кризис сопровождался разорением десятков тысяч промышленных, транспортных, страховых компаний и фермерских хозяйств. Армию безработных составили более 30 млн. человек. В США каждый третий из трудоспособного возраста, а в Германии каждый второй оказались без работы.

Экономический кризис 1929-1933 гг., поразивший ведущие страны мира, потребовал разработки и реализации собственных программ социально-экономического возрождения.

В США избранный в начале 30-х годов президентом Ф. Рузвельт предложил крупномасштабные реформы – «Новый курс Рузвельта». Теоретической базой этого курса стало учение английского экономиста Д. Кейнса о необходимости участия государства в регулировании хозяйственной жизни, в процессе общественного воспроизводства. Основные мероприятия были осуществлены в финансово-банковской, промышленной, сельскохозяйственной и социальной сферах.

Для спасения банковской и финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу, прекращен обмен банкнот на золото, закрыты все банки и открывались лишь те, которые могли предоставить устойчивые гарантии. Проведена девальвация (обесценивание) доллара, благодаря которой распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков(частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов и приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции и др.

Закон о восстановлении национальной промышленности вводил систему государственного регулирования этого важнейшего подразделения экономики. Так, для оживления экономики и выводу ее из бедственной ситуации вводились «кодексы честной конкуренции». Для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В целом во всех отраслях промышленности кодексы охватили 99% американской индустрии и торговли. Им предоставлялись выгодные государственные заказы и другие привилегии.

Накануне объявленной фермерами всеобщей забастовки был принят Закон о регулировании развития сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса предусматривались меры по сокращению посевных площадей и поголовья скота при компенсации фермерам возможных потерь Были приняты чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

В социальной сфере, в направлении установления «классового мира» внутри страны проводилась серия мер по помощи безработным путем организации общественных работ, трудовых лагерей для молодежи в возрасте 18-25 лет (бесплатное жилье, питание, одежда и один долл. в день), введения пособий по безработице и др. Принятие закона Вагнера – «Национального пакта о трудовых отношениях» за рабочими признавалась необходимость коллективной защиты своих интересов через профсоюзы, право на стачки и др.

Таким образом, в реализации «Нового курса» Ф. Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития государственно-монополистического капитализма (ГМК). Важнейшим инструментом этого курса стал государственный бюджет, осуществлявший финансирование расширенного воспроизводства и социальные программы. К концу 30-х гг. XX в. последствия «великой деперессии» в США были преодолены.

Экономический кризис в Германии вызвал усиление правой реакции, тоталитаризма, милитаризма и привел к власти крайнее порождение реакции – фашизм. Фашистская партия во главе с А. Гитлером стала осуществлять программу «Новый порядок». Главным содержанием этой экономической политики явилась всеобщая милитаризация Германии. Военные расходы возросли в 10 раз. Построены новейшие заводы по выпуску военной техники и боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных. Все было переключено на подготовку к войне.

Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Закон «Об организации национального труда» декларировал прекращение классовой борьбы, объявлял рабочих «солдатами труда» с жесткой военной дисциплиной, каждого фабриканта – «фюрером» с диктаторскими полномочиями. Уничтожались профсоюзы, запрещались стачки и др. Зарплата регулировалась «немецким трудовым фронтом». Постепенно вводилась трудовая повинность и т.д. Безнаказанно воссоздав свою военную машину, вопреки решениям Версальского договора, Германия развязала вторую мировую войну.

Экономические программы возрождения осуществлялись и в других странах.

В Великобритании «План экономии» Дж. Мэя предусматривал уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных статей, предназначенных для смягчения социальной несправедливости или улучшающих экономическую структуру. Предлагалось увеличить прямые и косвенные налоги, на две трети сократить государственные расходы на выплату безработным, уменьшить оклады государственных служащих и учителей и т.д. В начале 30-х годов более ста американских и французских банкиров предоставили Великобритании значительный заем.

Во Франции мировой экономический кризис резко обострил социально-экономические проблемы. В ходе сближения различных левых сил на антифашистской основе сформировался Народный фронт. Программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение ближайших нужд широких слоев населения, создание фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест в основном за счет снижения пенсионного барьера, широкую организация общественных работ, регулирование закупочных цен и др. Требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и Французским банком. Опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений общества без применения крайних форм социальной борьбы.

Экономические причины и последствия второй мировой войны.

Забвение, а порою и прямое попрание условий Версальского мирного договора, всемерное западное, и прежде всего американское, содействие возрождению германского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новый мировой бойне.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – Германией, Италией, Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой XX века.

В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше четырех пятых жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек.

Война принесла колоссальные страдания. Погибло около 56 млн. человек. Десятки млн. искалечены и обездоленны. Уничтожена одна треть национального богатства стоимостью около 320 млрд. долл. Сложился народнохозяйственный дисбаланс. Общие военные расходы в 4,5 раза превысили соответствующий показатель первой мировой войны.

После второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались все воевавшие страны, особенно те, территории, которых послужили театром военных действий.

Однако, как и после первой мировой войны, самые незначительные потери были у США, которые в очередной раз обратили себе на пользу ту тяжелейшую экономическую ситуацию, в которую попали, в первую очередь, страны Европы. Даже Второй фронт в Европе был открыт лишь летом 1944 года, когда исход войны стал очевиден и основные тяготы борьбы с фашизмом вынес Советский Союз.

Особенности экономического развития стран Западной Европы, США и Японии во второй половине XX в.

Исходя из соображений хронологической типологии истории мировой экономики, сориентированной на выделение наиболее существенных характеристик каждого этапа для всей совокупности стран, послевоенную эпоху можно разделить на три периода.

Первый период охватывает 1945 – конец 50-х годов. Для него характерно формирование и становление двух основных военно-политических блоков, символизирующих два противоположных направления социально-экономического развития.

Параллельно происходило формирование социалистической системы хозяйства, распад колониальных империй, возникновение так называемого «третьего мира».

Во втором периоде – конец 50-х - конец 70-х гг. отмечалось постепенное смягчение напряженности между военно-политическими блоками, одновременное возникновение трений и противоречий внутри самих блоков. Появившиеся в 60-х гг. надежды на стабильный экономический рост постепенно сменились беспокойством перед лицом кризисных явлений, проявившихся в различной форме во всех странах мира.

Наконец третий период – 80-е гг. был ознаменован ростом могущества одних стран, ослаблением и упадком других.

В послевоенный период в США, которые в годы второй мировой войны не имели военных действий на своей территории (исключая Перл-Харбор), отмечался рекордный экономический рост. Страна располагала огромными производственными мощностями и потенциальными возможностями. США стали обладать 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира. В этих условиях они предложили программу «восстановления и развития» Европы, автором которой стал государственный секретарь США Дж. Маршалл.

«План Маршалла» оказания экономической «помощи» европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны, предлагался на довольно жестких условиях: отказ от национализации промышленности, предоставление свободы частного предпринимательства при торможении конкуренции с США, снижение тарифов на американский импорт, ограничение торговли с социалистическими странами, предоставление своих территорий для американских военных баз. План Маршалла выполнялся с 1948-1951 гг. В нем приняли участие 17 европейских стран. Общий объем поставок составил около 17 млрд. долл., 2/3 из которых были предоставлены ФРГ, Великобритании, Франции и Италии. Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволила за 1948-1951 гг. в странах Западной Европы резко увеличить производство важнейших видов промышленной продукции.

В 1951 г. он был заменен законом о взаимном обеспечении безопасности и способствовал формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости европейских государств от США.

После окончания второй мировой войны экономика всех капиталистических стран развивалась значительно быстрее, чем в первой половине XX в. Во всех странах государство все более регулярно стало вмешиваться в экономику. Своеобразие истории, уровень экономического развития, социальные и национальные условия и др. позволяли проявлять национальные различия.

Так, в США сформировалась модель, построенная на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. В свою очередь, малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

В первые послевоенные годы особенно удручающей выглядела экономика Германии. Главным архитектором хозяйственных реформ выступил Людвиг Эрхард (министр народного хозяйства ФРГ, а потом и канцлер страны). В книге «Благосостояние для всех» он определил ведущую цель экономических реформ (денежной, ценовой, налоговой и др.) в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населении, увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения он видел в свободной частной инициативе и конкуренции в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Поэтапная реализация программы Л. Эрхарда дала замечательные результаты и в конце 50-х – начале 60-х годов вывела ФРГ на передовые позиции, обогнав в хозяйственном отношении своих былых победителей.

В ФРГ, образовавшейся в 1949 г., фактически сформировалась модель социального рыночного хозяйства. В ее основе была положена ликвидация концернов гитлеровских времен и предоставление всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Особым покровительством и поддержкой пользовались мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. При этом государство оказывало активное влияние на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высоко эффективной хозяйственной деятельности.

Своеобразием отличается японская модель развития. В состоянии хаоса находилась экономика Японии, проигравшей Вторую мировую войну. Представителями американского монополистического капитала Дж. Доджем и К. Шоупом была предложена программа «Обратного курса», ставившая целью обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в «мастерскую Азии». Была осуществлена демонополизация экономики, т.е. разукрупнение гигантских промышленных и торговых компаний. Проведены земельная и радикальная бюджетная реформы. Преобразования включали структурную перестройку экономики с акцентом на трудоемкие и наукоемкие отрасли. Устанавливался полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. В итоге за три послевоенных десятилетия Япония, бедная с гипертрофированной военной индустрией, превратилась в конце 60-х – начале 70-х годов в великую державу и вышла на второе место в мире в экономическом отношении.

Сложившаяся модель, возможная только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.

Другой чертой японской модели развития служит активная роль государства, направленная на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Таким образом, национальные особенности послевоенного восстановления и развития экономики в разных странах позволяют говорить о различных моделях «смешанной экономики».

 

1.Третья научно-техническая революция и переход к постиндустриальному обществу

Во второй половине XX в. мир вступил в новый этап научно-технического прогресса, который сопряжен с качественно новыми изменениями не только в сфере материального производства и услуг, но и в умственном труде. Основными характеристиками Третьей НТР стали:

превращение науки в непосредственно производительную силу;

ускорение темпов применения и удорожание новых технологий;

- зарождение информационной революции;

- переход к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям;

- глубокая структурная перестройка хозяйства;

- изменения в структуре занятости и качественных характеристиках рабочей силы и др.

Одним из важнейших стимулов ускоренного развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство стало стремление обеспечить устойчивый рост прибыльности производства в новых послевоенных условиях международной и внутренней конкуренции.

Третья НТР прошла через два главных этапа. На первом этапе – середине 40-х – 60-е гг. XX в. получили развитие: телевидение, были созданы транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин, водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, ядерный реактор, станки с числовым программным управлением, лазеры, интегральные схемы, спутники связи и др.

Со вторым этапом – 70-х гг. и по настоящее время связаны микропроцессы, робототехника, биотехнология, интегральные схемы, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез и др.

Границами между этими этапами считают создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.

Третья НТР обеспечила переход к постиндустриальному обществу, где главными стали наука, информатика, сфера услуг, оказала существенное влияние на все сферы жизнедеятельности. В структуре экономики все большее место отводится наукоемким отраслям. Организацию производства совершенствуют энерго-ресурсо и трудосберегающие технологии. Существенные изменения затронули и социальную структуру общества, Общественное положение промышленных рабочих все более сближается с показателями жизни служащих и специалистов. Сокращается количество занятых в традиционных отраслях с высокой тяжестью труда и увеличивается доля занятых в отраслях научно-технического прогресса.

Третья НТР вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. интернализации экономики, на основе процесса интеграции. Появляются многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне (ТНК и МНК), ставшие ныне главной движущей силой мирохозяйственных связей.

Наиболее развитой формой международной интеграции стал ^ Европейский Союз. Начав с шести стран-участниц, «Общий рынок» в 1958 г. поставил задачей ликвидировать барьеры на пути движения капиталов, рабочей силы и товаров. С 1993 г. Европейское экономическое сообщество стало называться Европейским Союзом. Ныне в него вошли 27 европейских государств. За сравнительно короткий исторический срок Европейский Союз сформировал единое экономическое пространство. Введена единая денежная единица – евро. Теперь ЕС – один из главных центров мирового хозяйства. На его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой. Европейский Союз превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает половиной мировых валютных резервов.

Интеграция, как ведущая тенденция мирового развития, сопровождается острой конкурентной борьбой между тремя главными центрами мирового хозяйства (США – Япония – Европейский Союз).

В конкурентной борьбе за рынки и сферы влияния каждый из трех основных центров опирается на свои специфические преимущества.

Так, США располагают мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, емким внутренним рынком, многими природными ресурсами, занимают весьма удобное геополитическое пространство, имеют огромные зарубежные капиталовложения. Особую роль играют мощные американские ТНК, на базе которых действует «вторая экономика» за пределами страны.

Япония, не имея в активе большинства факторов своих конкурентов, делает упор на эффективное применение передовой технологии, на рациональное использование импортируемых ресурсов, концентрацию научно-технических сил в сфере наукоемких производств, рост производительности труда, снижение издержек, дизайн и др.

Европейский Союз наиболее широко использует развитые внутри- материковые связи, тесное сочетание взаимодополняющих структур, лидирующее положение в сфере интернационализации производства и капитала.

В последнее время налицо все предпосылки к превращению традиционного для второй половины XX в. треугольника мировой конкуренции в многоугольник за счет юго-восточных азиатских «тигров» - новых индустриальных стран.

^ Хозяйственное развитие освободившихся стран.

Сложившаяся в ходе Великих географических открытий колониальная система, просуществовав несколько столетий, к концу XIX – началу XX вв. занимала две трети территории Земли, на которой проживали две трети населения планеты. Однако XX в. стал периодом ее окончательного распада. На территории бывших английских, французских, португальских, бельгийских и голландских заморских владений образовались независимые, освободившиеся государства. Их более 120.

Принимая во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в обще- мировом объеме, все освободившиеся, развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

По классификации ООН к первой группе относятся новые индустриальные (Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и страны экспортеры нефти – (ОПЕК-Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты). В этих странах все большие масштабы принял процесс импортозаменяющей индустриализации и создания новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Причинами определенного экономического роста этих стран стали выгодное географическое положение и наличие дешевой рабочей силы. Крупные вложения на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения и здравоохранения были сделаны США, Японией, ФРГ.

Усилившиеся структурные сдвиги в экономике этих стран за последние десятилетия постепенно сближают их с передовыми промышленно развитыми государствами, что расширяет экономическую пропасть между ними и основным массивом развивающихся стран.

Вторую группу освободившихся стран составляют более 30 государств Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан и др.). «Самая прекрасная жемчужина в короне английских королей» - Индия получила независимость в 1948 г., а в 1950 г. она стала республикой. Страна взяла курс на создание смешанной экономики, где при сохранении частного сектора важная роль отводилась государственному сектору и планированию. Проводимая «зеленая революция» в аграрном секторе позволила в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Подлинным символом успеха страны стал запуск в 1980 г. искусственного спутника. Особое внимание уделено созданию собственного сектора в базовых отраслях, развитого частного предпринимательства, привлечению иностранного капитала транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Определенные успехи в экономическом развитии имеют и другие развивающиеся страны, входящие в эту группу. Однако реализация достаточных возможностей экономического роста осложняется из-за острых структурных диспропорций.

Третью группу, включающую около сорока освободившихся стран Тропической Африки и Центральной Америки (Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау и др.), составляют наименее развитые страны, где порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности – менее 10%. В них сохраняется многоукладность экономики при преобладании мелкотоварного уклада. Большая часть населения сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном секторе, часто монокультурного характера, или сырьевом. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла и приобрела неоколониальный характер.

За последние десятилетия значительно выросла международная задолженность развивающихся стран. При осуществлении различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, однако для большинства стран он остается острейшей проблемой

Сравнительно новым явлением во взаимном экономическом сотрудничестве развивающихся стран стало развитие интеграционных процессов, которые осуществляются прежде всего на региональной основе. Так, в Латинской Америке – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции; Латиноамериканская экономическая система, Общий рынок стран Юга Америки и др. Все большее внимание уделяется поэтапному созданию Африканского экономического сообщества. Создан целый ряд интеграционных соглашений и организаций в странах арабского региона (Лига арабских стран, Арабский валютный фонд и др.) В Юго-Восточной Азии успешно действует интеграционная группировка АСЕАН, члены которой постепенно переходят от преимущественного экспорта сырья к экспорту производственных изделий, в том числе в Японию и США.

Несмотря на существующие трудности в организации и работе интеграционных союзов и объединений, за ними будущее. Они способствуют не только ликвидации экономической отсталости и военных конфликтов, но и создают противовес чрезмерному иностранному влиянию развитых стран в регионах.

^ История экономического развития зарубежных стран с нерыночной экономикой.

Решающим фактором мирового процесса в послевоенное время стало формирование двух мировых систем: капиталистической и социалистической. Пятнадцать государств Европы, Азии и Америки во главе с Советским Союзом провозгласили курс на социализм. Эти страны, используя опыт строительства социализма в СССР, прошли ряд этапов социально-экономического развития, опираясь на свою историческую специфику.

Так, на первом этапе – 1945-1949 гг. в этих странах (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Китай) произошли изменения в политических режимах. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР. Была проведена национализация промышленности, транспорта, банковского дела и др. при частичной или полной компенсации. Аграрные реформы создавали условия для развития фермерского хозяйства.

Для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Второй этап – 1950-1960 гг. включал при всесторонней помощи СССР индустриализацию и кооперирование крестьянства при ограничении размеров и прав частного землевладения и наделении землей малоземельных, выполнялись пятилетние планы развития народного хозяйства.

На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. В середине этого периода несколько усложнились и расширились формы сотрудничества за счет специализации и кооперирования производства, согласования народнохозяйственных планов и создания совместных научных центров и хозяйственных организаций.

На третьем этапе – 1960-1970 гг. с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали заметны недостатки созданной в социалистических странах системы хозяйствования. Это выразилось в падении темпов роста промышленности и национального дохода и требовало проведения хозяйственных реформ. Однако эти реформы были свернуты, что объяснялось не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хозяйствования. В частности, попытка руководства Чехословакии осуществлять курс на постепенную либерализацию и демократизацию в 1968 г. была прервана вводом в Прагу войск стран Варшавского договора.

Внутри СЭВ начали проявляться противоречия, в частности, невосприимчивость к достижениям нового этапа НТР и пр. Для преодоления складывавшихся проблем с начала 70-х годов начинают приниматься комплексные долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества в разных сферах хозяйства.

Во второй половине 80-х-90-е годы падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения и пр. привели к нестабильности политических систем, обострению национальных противоречий, признанию необходимости глубоких социально-экономических преобразований. Попытки решить хозяйственные проблемы путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам, и противоречия внутри СЭВ не дали положительных результатов. И после «бархатных, нежных» революций восточноевропейские страны отказались от дальнейшего социалистического пути развития, провели преобразования в политической и социально-экономической сферах с целью вхождения в мировое рыночное хозяйство.

При естественной специфике этих преобразований общими принципами реформ стали: приватизация и демонополизация, формирование экономики открытого типа и достижение финансовой стабильности. Для реализации поставленных задач требовались довольно жесткие меры: либерализация цен и ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита и повышение ставки процента, уменьшение накладных расходов и др. Летом 1991 г. официально перестал существовать СЭВ, так как попытки наладить эффективное международное социалистическое разделение труда в странах с плановой экономикой оказались неудачными.

Довольно интересен опыт социально-экономического развития Китая. В конце 1949 г. Китай был провозглашен Народной Республикой (КНР). Были проведены реформы, направленные на строительство социалистической экономики. В середине 50-х годов социалистический, т.е. государственный, сектор стал доминирующим в народном хозяйстве. Во второй половине 50-х годов в стране проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности путем завышения производственных заданий, возведения в абсолют революционного энтузиазма масс и др. Принцип материальной заинтересованности был отвергнут как проявление ревизионизма. По всей стране были созданы сельские народные коммуны. Политика «большого скачка» и сменившая ее «культурная революция» тормозили экономический рост. Хотя официальная статистика Китая свидетельствовала об экономическом росте. Производство зерна выросло на одну треть. Были введены в эксплуатацию около 1600 новых передовых промышленных предприятий, железнодорожные линии. Создана водородная бомба. Выведены на орбиту космические спутники.

Во второй половине 70-х гг. в Китае отмечались значительные экономические трудности: сократились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, резко вырос импорт продовольствия. Жизненный уровень снизился.

Характерной особенностью экономической системы Китая к концу 70-х годов стала сложившаяся сверхцентрализация. Роль государства в экономике и других сферах была тотальной. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало их расходы. Роль рынка и товарная экономика отрицались. Товарный дефицит был обычным явлением. Сохранялась карточная система и принцип уравнительности – «все едят из одного котла». Главными методами влияния на экономику стали военно- административные и принудительные.

В декабре 1978 г. был взят курс на реформы, сформулированные как необходимость более полного раскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма путем политики: урегулирования, преобразования, упорядочения и повышения. Важнейшим элементом новой политики в деревне явился переход на семейный подряд, что вызвало всплеск трудовой активности крестьян.

К середине 80-х годов Китай стал крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Повысился уровень жизни населения и др.

В экономику страны привлекается иностранный капитал. Были созданы «специальные зоны», где иностранцам предоставлялись определенные льготы. Особенно активно Китай сотрудничал с США, Японией и Германией.

С середины 80-х годов наметилось создание плановой системы с сознательным использованием закона стоимости с целью развития социалистической товарной экономики, установлением рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов при усилении руководящей роли коммунистической партии.

Успехи были значительны. За два десятилетия политики реформ и открытости ВВП в стране увеличился почти в 6 раз. В 7 раз повысилась производительность труда в земледелии. Китай вышел на первое место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе – по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье – по производству серной кислоты и химических удобрений, на четвертое – по выплавке стали и т.д. Созданы новые отрасли промышленности. Проводилась политика «открытых дверей» и др. Отмеченные достижения не оставляют сомнения о благополучных перспективах экономического развития КНР – одного из будущих лидеров XXI века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.