Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение цены, предельных издержек и предельного дохода. Положение фирмы на рынке совершенной конкуренции




 

Сформулируем условия, при которых конкурентная фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при функционировании на рынке совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции, имеется свобода доступа на рынок. Каждая единица продукции продается по рыночной цене, установившейся под воздействием спроса и предложения.

Максимизация прибыли достигается при максимальной разнице между общим доходом (ТR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж, то есть выполняется условие:

 

где Р г – прибыль.

Для иллюстрации принципа сопоставления валового дохода и валовых издержек воспользуемся следующим графиком (рис.).

Фирма получает прибыль не с момента начала выпуска продукции. На самых первых этапах деятельности предприятие несет значительные постоянные расходы (аренда помещений, зарплата служащих, страховка, обслуживание оборудования и т.д.). К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска продукции добавляются переменные издержки. В итоге все время растет масса общих издержек (ТС) и величина средних издержек. При некотором объеме выпуска продукции выручка (сумма продаж) сравняется с суммой валовых издержек, то есть будет достигнута точка самоокупаемости производства (К). Эту точку еще называют критическим объемом производства (Обез.), в ней выполняются два условия:

1) общая выручка равна общим издержкам (ТR = ТС);

2) фирма получает нулевую прибыль (Рг = 0).

В дальнейшем при увеличении объема выпуска продукции (после прохождения точки самоокупаемости) масса прибыли начнет расти. Но рано или поздно станет проявляться закон убывающей производительности, согласно которому с течением времени оборудование фирмы используется все более неэффективно и темп роста издержек начнет обгонять темп роста прибыли. При некотором объеме выпуска продукции (Обез.) фирма опять достигнет точки критического объема (N).

Любое производство за пределами точек критического объема повлечет за собой убытки. Любое производство в интервале между этими точками (К, N) принесет экономическую прибыль. Максимальная прибыль достигается, как видно из графика, тогда, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками является наибольшей.

 

Выбор оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале

 

На практике определение уровня производства, максимизирующего прибыль, сопряжено с применением метода проб и ошибок. То есть каждая фирма опытным путем подбирает себе такой объем производства, при котором она достигает максимальной выручки.

Более простой метод основан на предельном анализе. Для его проведения необходимы только бумага и ручка, чтобы выяснить, что произойдет, если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, этот метод пытается решить те же самые задачи, что метод проб и ошибок, но при этом нет необходимости осуществлять выпуск продукции.

Суть метода предельного анализа состоит в следующем: до тех пор, пока производство каждой единицы изделия приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл ее выпускать. Рассмотрим применение этого метода с помощью графика, представленного на рис.

Спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса, имеющая горизонтальный вид или кривая абсолютно эластичного спроса. Она показывает, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене (Р), которая определяется общим отраслевым спросом и предложением.

 

Максимально-прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции

 

Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене (МR = Р), поскольку, как уже отмечалось, за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графически линия цены и предельного дохода совпадают и горизонтальны.

Очевидно, что при таких условиях и средний доход (АR) равен предельному доходу (МR):

 

Таким образом, конкурентные фирмы являются "принимающими цены" (в отличие от монопольных фирм, "устанавливающих цены") и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести.

Основная задача конкурентной фирмы - поиск объема продукции, ко­торый максимизирует прибыль. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительная единица продукции приносит прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход (МС < МR), фирма может расширять производство. При выполнении условия: МС = МR, фирма обеспечит получение максимальной прибыли. Наконец, когда МС > МR, фирма будет нести убытки.

Теперь можно дать ответ на вопрос: "Какой объем производства выберет конкурентная фирма, стремящаяся максимизировать прибыль?"

Равновесный выпуск продукции достигается при условии:

 

Для фирм, функционирующих в условиях несовершенной конкуренции, это условие формулируется следующим образом:

 

В заключение следует отметить, что максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различается.

1) Фирмы, максимизирующие прибыль в условиях совершенной конкуренции, могут контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции.

2) Фирма, максимизирующая прибыль в условиях несовершенной конкуренции, определяет одновременно два параметра – объем выпуска и цены.

3) В условиях несовершенной конкуренции фирма имеет возможность влиять на цену, подбирая сочетание цены и объема производства, дающее максимальную прибыль. При этом предельная выручка уже не равна цене, т.к. удешевляя цену каждой дополнительной партии товара, фирма вынуждена снижать цену и на предыдущие единицы товаров. Этим ситуация отличается от условий совершенной конкуренции, где предельная выручка всегда равна цене, поскольку цена установлена рынком и постоянна.

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы, поэтому все факторы производства становятся переменными.

Анализируя издержки производства в долгосрочном периоде, необходимо уделять внимание эффекту масштаба производства, который может иметь положительный и отрицательный характер.

Положительный эффект масштаба действует в начале процесса расширения производства. Этому способствует следующие факторы:

1) специализация труда рабочих и управленческого персонала;

2) использование более производительного оборудования;

3) возможность утилизации отходов на основе производства побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба связан, прежде всего, со сложностью управления крупным производством.

Контрольные вопросы

1. Какой объем производства выберет конкурентная фирма, стремящаяся максимизировать прибыль?

2. Издержки производства - это?

3. Что такое бухгалтерские издержки?

4. Что такое экономические издержки?

5. Что такое неявные издержки?

6. Нормальная прибыль предпринимателя?

7. Что такое Экономические издержки?

8. Что такое Постоянные издержки?

9. Что такое Переменные издержки?

10. Что такое Общие издержки?

11. Что такое Средние издержки?

12. Что такое Средние общие издержки?

13. Что такое Средние издержки?

14. Что такое Предельные издержки?

15. Что такое Общий доход?

16. Что такое Средний доход?

17. Что такое Предельный доход?

18. Что такое Бухгалтерская прибыль?

19. Что такое Экономическая прибыль?

20. Что такое эффект масштаба?

21. Что такое Положительный эффект масштаба?

22. Что такое Отрицательный эффект масштаба?

Лекция 9. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.