Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественный метод




6.12.

Лекция

22.11.12

Лекция 6

Методы и подходы исследования.

Классификация методов социологии

Этапы Содержание деятельности Методы
1 этап Обнаружение проблем, формулировка цели (написание программы исследования) 1. Анализ документов и литературы 2. Экспертный опрос 3. Наблюдение за объектом 4. Моделирование
2 этап Сбор первичной информации 1. Опросные технологии (анкетирование и стандартизированное интервью) 2. Качественное интервью 3. Наблюдение (включённое(качественный тип исследования)/не включённое (смотрим на объект и фиксируем его характеристики)) 4. Анализ документов (качественный/количественный) (эксперимент, Фокус-группа, социометрический (отношения людей в группе), дневниковый, тесты, проективные методики)
3 этап Обработка первичной информации (для количественного исследования) 1. Группировка данных 2. Описательные статистики 3. меры разброса, корреляционный анализ 4. факторный анализ 5. ранжирование   (для качественного исследования) 1. хронологический анализ 2. (остальные методы те же, что и в количественном исследовании)
4 этап Анализ полученных данных 1. Типологизация данных вне зависимости от вида исследования 2. Диагностика 3. Прогноз 4. Обобщение
     
     

Наша цель за минимальное количество денег провести максимально эффективное исследование.

Количественное исследование: мы предполагаем, что мир объективен, а значит, мы все видим этот мир одинаково. Если мир объективен, значит, он на всех влияет одинаково, и все мы будем вести себя одинаково. У всех у нас есть свои характеристики, по которым мы можем быть занесены в определённую группу.

Валидность данных: на моменте написания программы, мы пытаемся понять,правильно ли мы будем измерять.

Качественное исследование: мы живём в мире, который насыщен смыслами. Человек не может ответить на вопрос, только потому, что он никогда не задумывался об этом. А мы пытаемся понять смысл через рассказ.

Оценка качества данных:

1. Учет процессуальности социальной жизни. (интервьюер рассказывает о бытовой жизни; очень важен контекст;) (пример с иногородним студентом и подружками).

2. Логическая непротиворечивость излагаемой информации.

3. Сверяются данные в интервью с реальными данными/историческими событиями.

4. В схожих социальных контекстах происходят сопоставления с аналогичными событиями и обстоятельствами.

5. Триангуляция – проц соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований.

Триангуляция:

· Данных:

1) Временная (проводится при повторном исследовательском проекте).

2) Пространственная (используется, когда есть сравнение и сравниваются результаты!!)

· Исследовательская (обратить внимания про сборе информации) (исследователь как инструмент исследования и барометр, самое главное не прекратить смотреть на исследование с критической точки зрения)

· Методологическая

1) Триангуляция теорий(использование данных, полученных в различных методологических подходов, при изучении одного и того же объекта)

2) Триангуляция методов (использование различных методов или техник при изучении одного и того же объекта)

 

 

Основания различий Количественная Качественная
Методология Позитивизм реализм объективизм структурно-функциональный анализ Гуманистическая теория (Н.Ф. Наумова) Релятивизм Феноменология Этнометодология Феминистский подход Понимающий Субъективизм
Цели исследования Макросоциологическое исследование. дать объяснение причин изучаемого объекта. Измерить взаимосвязи. Микросоциологические исследования. Описание деталей ранее не изученного, но обычного феномена. Изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности (гражданин страны, возраст, пол, социальные роли).
Задачи исследования Дать причинное объяснение. Измерить взаимосвязи. Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать. Выявить скрытый смысл. Причинно-следственные связи.
Программа   Отсутствует операционализация. гипотезы уточняются по ходу исследования.
Гипотеза До начала сбора данных. По мере овладения данными.
Методы, применяемые для сбора данных опросные методы; - анализ документов; - наблюдение; - социологический эксперимент. «кейс-стади» (исследование случая); - исследования этнографического типа; - «устная история» (oral history); - «grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории); - «история жизни» (life story).
Принципы построения инструментария . Разрабатываются до полевого этапа; b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей . Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт
Характер исходных данных Социальные структуры и институты; b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы . Человек; b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы
Процедуры проверки качества данных Повторением установленных связей Описанием случаев и выявленных мнений
Методы обработки первичных данных . Классификация путем отождествления случаев; b. Статистическими способами; c. Систематизация . Описание случаев без их отождествления; b. Путем обобщения выявленных оценок; c. вообржение
Методы анализа данных шкалы, таблицы, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
Позиция исследователя «сторонний» наблюдатель «сочувствующий» участник
Преимущества возможность получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ.
Недостатки низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов. субъективизм и низкую достоверность.

 

 

Стандартизированное интервью и анкетирование.

Опросные технологии достаточно дешёвый и быстрый метод получения информации.

Интервью:

1. Личное (уличное и квартирное)

2. Стандартизированное

3. Опосредованное (телефонное, интернет опросы, почтовые опросы, прессовые(в журнале), анкета на самозаполнение)

Приличном интервью вероятность легитимности опроса выше, потому что вы можете видеть человека.

Что нужно помнить при составлении анкеты!!

Типы вопросов:

1. Содержательные – необходимы чтобы получит информацию о том, что вас интересует.

2. Функциональные – для оптимизации хода анкеты.

Содержательные вопросы. Преобладающее число данных вопросов в анкете.

1) Вопросы о фактах, проблема памяти.

2) Вопросы о знаниях. (тесты) он требует не только воспоминаний, но и формулировки своих собственных мнений, а также требует оценки.

3) Вопрос о мнении.

Решаем когнитивную задачу:

1. Прочитать и осознать.

2. Понять смысл слов.

3. Человеку необходимо соотнести важную для интервьюера и вторичную информацию.

 

Функциональные вопросы:

1. Коммуникативный.

2. Вопрос-фильтр – помогают делать подвыборки.

3. Контрольный вопрос – существуют для того чтобы понять на сколько искренен человек в своих ответах (предполагает повтор какого-то вопроса).

 

Контент-анализ.

Виды вопроса:

1. Открытые.

2. Закрытые.

1. Альтернативные (выбирается только один вариант ответа)

2. Не альтернативные (выбирается несколько вариантов ответа)

1. Уравновешенный – это вопрос в котором предлагается два противоположных варианта поведения (посещали или не посещали, были или не были, читали или не читали)

2. Не уравновешенные (А знаете ли вы, Посещали ли вы)

Открытые вопросы – относятся к сложным вопросам.

Закрытые вопросы – это вопросы, в которых даны все возможные варианты ответа.

Полузакрытые вопросы (это когда «Другое_____»)

Контент-анализ текста, это частотный анализ текста

Элементы контент-анализа:

1. Категории анализа (смысловая единица, которая в тексте может быть представлена синонимами)

2. Единицы анализа (как понятие может быть)берется из операционализации.

3. Единицы счёта (считается каждое упоминание слова во всех синонимичных вариациях и получаем частотность упомянутых слов) (даже единственное упоминания слова считается актуальной проблемой)

Объем занимаемой информации во времени, единичное упоминание, подсчёт.

Что стоит почитать:

Верьянов «контент – анализ»

Федорова «анализ текста в массовых….»

 

Не включенное наблюдение.

Применяется либо перед самым началом исследования, либо в самом конце.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.