КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Съемка предметов – вещественных доказательств
Производится с миллиметровым масштабом. Обычно предметы фотографируются дважды: на месте их обнаружения, на фоне окружающей обстановки, и отдельно крупным планом. В последнем случае применяется так называемая бестеневая съемка. Предмет укладывается на чистое стекло, под которым на определенном расстоянии помещают лист бумаги, картона или ткани, служащий фоном. Для светлого предмета фон подбирают темный, для темного – светлый. На снимке следует показать все характерные признаки предмета (метки, товарные знаки, этикетки, номера и т. п.). Освещение должно обеспечивать хорошую проработку фактуры поверхности предметов. Отдельные участки, имеющие важные особенности, фотографируются в более крупном масштабе, нежели весь предмет. При съемке блестящих предметов требуется рассеянное освещение (матовые лампы или же рассеиватели из марли, папиросной бумаги и т. п.).
4. Применение видеозаписи
Фиксация обстановки при осуществлении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий с использованием видеозаписи создает возможность запечатления процессов в динамике, что позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть содержание фиксируемого события. Одним из важнейших приемов видеозаписи является композиционное построение кадра. Композиция в данном случае включает выбор точки съемки, при которой в кадре не было бы ничего лишнего и подчеркивалось только главное. Композиция не допускает построения кадра путем специальной, предварительной расстановки объектов и действующих лиц. Вместе с тем кадр строится так, чтобы участники следственного действия лицом были обращены к объективу камеры, не заслоняли друг друга и выполняемых действий. Другим важным моментом является выбор плана съемки. По аналогии с фотографией, где статичная фиксация объектов предполагает выполнение ориентирующим, обзорным, узловым и детальным видами съемок, при видеозаписи применяют соответственно общий, средний, узловой и детальный планы. Общим планом фиксируют объекты, окружающую их обстановку с дальней точки съемки. При среднем плане каждый объект фиксируют изолированно от окружающей обстановки, представляя их последовательным рядом картин общего плана. Крупный план используется для запечатления отдельных узлов, существенных элементов обстановки, а детальный раскрывает динамические и статические признаки объектов, которые различимы только с близкого расстояния. Современные видеокамеры снабжены объективом-трансфокатором, позволяющим без изменения точки съемки быстро переходить от одного плана к другому и таким образом обеспечивать полную и всестороннюю фиксацию снимаемого следственного действия. Видеозапись осуществляется различными методами, среди которых следует назвать панорамирование, наезд и отъезд, ускоренную и замедленную съемки. По цели метод панорамирования при видеозаписи совпадает с методом панорамирования при фотосъемке. Панорамирование применяют в тех случаях, когда необходимо показать обширные пространства перед камерой и при осуществлении съемки в тесных (малых) помещениях. Съемку можно производить по горизонтали и вертикали. Снимать панорамным методом лучше всего, применяя штатив с панорамной головкой. Определение времени панорамирования, то есть времени поворота аппарата на определенный угол, зависит от избранной частоты съемки и фокусного расстояния объектива. С учетом особенностей человеческого восприятия, оптимальное время поворота камеры на 90о будет составлять 15 секунд. Панорамирование может быть обзорным и для сопровождения. Обзорное панорамирование применяется в тех случаях, когда необходимо зафиксировать какой-либо участок местности, комплекс и т. д. Панорамирование для сопровождения движущегося объекта съемки (автомобиля, человека), на котором сосредоточивается внимание, осуществляется поворотом съемочной камеры в сторону движения объекта съемки. При этом можно наблюдать, что перемещение изображения в кадре оказывается незначительным, но фон получается сильно смазанным. Панорамирование следует применять тогда, когда требуется проследить движущийся объект (объекты) или же когда невозможно описать (обрисовать) объект, используя статичные сцены. В ходе съемки необходимо избегать быстрого панорамирования. Очень важно также предусмотреть хорошую композицию кадра в начале и в конце панорамирования. При панорамировании движущегося объекта его следует держать в центре видоискателя, исключая начало и конец съемки. В сценах, где объект перекрывает поле видоискателя, выбирают ту часть объекта, которая наиболее характерна, и держат ее в центре поля видоискателя в течение всего панорамирования. При панорамировании неподвижного объекта камеру перемещают особенно медленно. Если необходимо панорамировать с рук, то занимают положение лицом в сторону снимаемого объекта, поворачиваются корпусом к объекту и, постепенно возвращая корпус к исходно занятому положению, производят съемку. Наезд – это способ перехода от общего плана съемки к более крупному, и осуществляют его соответственно движением камеры к объекту, не выпуская его из поля видоискателя. При демонстрации видеофильма на экране создается эффект “наезда”: объект постепенно увеличивается, что позволяет рассмотреть его отдельные детали. Если же со съемочной камерой отходить от объекта, то на экране предмет будет постепенно уменьшаться и возникает эффект удаления (“отъезда”). Этот прием применяют для перехода от крупного плана к среднему либо наоборот – к общему плану. При неизменной точке съемки “наезд” либо “отъезд” могут быть осуществлены путем плавного поворота ручки трансфокатора, то есть изменения фокусного расстояния панкратического объектива. Практика применения видеозаписи свидетельствует о том, что она чаще всего используется для фиксации следственных действий, содержание которых связано с движением, а именно: проверка показаний на месте, воспроизведение обстановки и обстоятельств события, предъявление для опознания, опознание, обыск, осмотр места происшествия, допросы неустойчивых, неуравновешенных обвиняемых, часто меняющих свои показания, задержание лиц, совершивших преступления, проведение различных оперативно-разыскных мероприятий. Видеофиксация следственных действий представляет собой сложное тактико-техническое мероприятие, требующее тщательной предварительной подготовки. Осуществление видеозаписи желательно поручать специалисту, деятельность которого протекает под общим руководством следователя. Подготовка к видеосъемке следственных действий включает: а) составление плана съемки; б) выбор и подготовку аппаратуры, вспомогательных средств; в) подбор участников, определение и приглашение специалистов; г) предварительное ознакомление следователя и специалиста с местом съемки. Видеозапись, в отличие от фотосъемки, необходимо проводить по предварительно разработанному съемочному плану, предусмотрев возможность следующего монтажа записи в фильм. Съемочный план фиксации следственных действий, естественно, отличается от киносценария, поскольку планировать покадрово, в мельчайших деталях нельзя. Съемочный план должен отражать отдельные эпизоды, которые вытекали бы из плана проведения операции в целом. Он должен включать поэпизодное описание (содержание кадра) следственного действия с указанием вида, способа, времени (продолжительности) и условий съемки. Следователю целесообразно обсудить со специалистом содержание и цели следственного действия, побывать на месте его проведения и конкретно ознакомиться с условиями съемки. При ознакомлении с местом проведения следственного действия определяются и выбираются точки съемки, ориентиры, которые будут фиксироваться при проведении планируемого мероприятия. Подготовка включает также и решение различных технических моментов: выбор средств, освещения и источников питания; обеспечение проводимого мероприятия транспортными средствами и т. п. Если по ходу проведения следственного действия может возникнуть необходимость в использовании различных табличек-указателей, определенных титров, то об этом следует позаботиться заранее, предусмотрев эти позиции в съемочном плане. При осуществлении видеозаписи для достоверной передачи действительности в фильме очень важно правильно в композиционном отношении построить изображение, избирая такие точки съемки, которые не были бы произвольными, а предопределялись содержанием проводимого следственного действия, оперативно-разыскного либо профилактического мероприятия. Чтобы каждый эпизод видеозаписи получился понятным, легко воспринимаемым и выразительным, нужно не только правильно зафиксировать события, но и предусмотреть их монтажно-логическую сочетаемость между собой. Движение различных объектов в кадре с неизбежностью вызывает определенные композиционные изменения, которые также необходимо учитывать и, соответственно, вносить в процесс видеозаписи необходимые коррективы – менять точку съемки либо масштаб изображения, добиваясь, чтобы нужные объекты не оказались заслоненными друг другом либо не оказались за пределами кадра. На небольшом экране телеприемника вполне четко передаются лишь наиболее общие признаки фиксируемых объектов – форма, относительные размеры, взаимное расположение и хуже – пространство, объем. Перегруженные объектами сюжеты кино- и видеозаписи плохо воспринимаются, поэтому кадр не следует загромождать лишними предметами. Все внимание следует акцентировать на главном объекте съемки, для чего более приемлемой оказывается видеозапись крупным планом. Возможности, связанные с перспективным построением кадра (передачей в кадре пространственной глубины фиксируемого события), в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий реализуются далеко не всегда. Эта задача, однако, может быть успешно решена, если следователь и лицо, производящее съемку, смогут сами компоновать кадр, что удается лишь в отношении некоторых оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, а также при фиксации различных вещественных доказательств, когда важно показать форму предметов, подчеркнуть их объемность. При фиксировании различающихся по цвету вещественных доказательств очень важно учитывать соотношение тонов фона и фиксируемого объекта, поскольку в целом ряде случаев объект может сливаться с фоном, терять контрастность. Для передачи глубины снимаемого пространства и объемности фиксируемых объектов очень большое значение имеет использование освещения, которое может как подчеркивать, так и скрадывать эти предметы и позволяет, при умелом использовании, не только передать форму, относительные размеры и взаимное расположение фиксируемых объектов, но и выявить их специфические признаки, фактуру и т. п. Наиболее благоприятствует видеозаписи естественное освещение в солнечную погоду, особенно когда солнце находится несколько сбоку, позади кино- или видеокамеры. При использовании искусственного освещения в большинстве случаев ограничиваются двумя-тремя дополнительными источниками света, размещение которых требует определенных практических навыков. Обычно при этом применяются малогабаритные осветители (“Свет-500”, “Свет-1 000” и др.). Применяя при видеозаписи панорамирование, акцентировать внимание на главных объектах следует с помощью остановок и укрупнения. Панорама, как правило, должна иметь начальные и конечные кадры, решенные в статике. В противном случае панорама не будет воспринята (она может “соединяться” с предыдущими или последующими эпизодами). Используя “наезд” видеокамеры (при необходимости можно выделить тот или иной объект из окружающей его обстановки) либо ее отъезд (при необходимости “ввести” в кадр окружающую объект обстановку либо другие объекты), осуществляемые, как уже отмечалось, с помощью трансфокатора, не следует резко изменять масштаб изображения (что всегда производит на зрителя неприятное впечатление): переход от одного плана к другому надо осуществлять постепенно, плавно изменяя фокусное расстояние объектива. Звуковое сопровождение при записи в благоприятных акустических условиях фиксируется с помощью встроенного микрофона видеокамеры. При записи вне помещения можно использовать также выносной микрофон, подключаемый к соответствующему входному гнезду видеомагнитофона. В ситуации, когда высококачественное звуковое сопровождение обеспечить невозможно (уличные шумы, значительное удаление фиксируемых объектов от видеокамеры и т. п.), осуществляют последующее озвучивание, то есть “наложение” фонограммы (комментария к зафиксированным на видеоленте событиям, действиям и фактам) на ранее записанное изображение. Как уже указывалось, целесообразно использовать кино- и видеозапись при осмотре места происшествия, особенно когда осмотр может производиться ограниченное время из-за необходимости как можно скорее устранить последствия (например, при аварии) либо когда существует реальная угроза уничтожения следов (например, из-за погодных условий); при проверке показаний на месте (например, видеозапись позволяет зафиксировать жесты, выражение лица человека, дающего показания, и синхронно записать его речь); при воспроизведении обстановки и обстоятельств события в ходе предъявления для опознания (в этой связи могут быть зафиксированы объекты, которые в дальнейшем можно предъявлять для опознания по видеозаписи), а также для фиксации сложных допросов (при явке с повинной, например). Видеозапись целесообразно использовать и при допросе обвиняемого, для фиксации показаний лица, находящегося в опасном для жизни состоянии, и т. д. Видеозапись конкретного следственного действия или оперативно-разыскного мероприятия не представляет особой сложности, если предварительно проведена тщательная подготовка к ней. Используя рассмотренные выше методы и приемы судебной кино- и видеозаписи, выполняя план-сценарий, следователь всегда может технически грамотно и процессуально правильно зафиксировать на видеоленту ход любого следственного действия. При этом следует лишь соблюдать правила, выполнение которых будет способствовать достижению поставленных задач при осуществлении запланированной акции: 1. Видеозапись фиксирует весь ход следственного действия, которое осуществляется с соблюдением норм уголовно-процессуального закона. Следовательно, в видеофильме не должно быть ничего лишнего, не относящегося к фиксируемому действию (например, не следует включать в фильм видовые кадры пейзажей природы и города, если они не относятся к исследуемому событию). 2. При фиксации следственных действий, длящихся часами, кино- и видеосъемка ведется эпизодически. Например, фиксируя вскрытие тайника в ходе обыска, достаточно заснять начало вскрытия, момент извлечения содержимого и показать, что обнаружено. Полностью следует снимать только те действия лица, динамика которых представляет доказательственную информацию (например, показ обвиняемым, в какие места жертвы он наносил удары, каким орудием, в каком положении и т. п.). 3. Для фиксации времени выполнения конкретных действий, например, в ходе воспроизведения обстановки и обстоятельств события, проводимого с целью определения возможности преодолеть заданное расстояние за конкретное время, необходимо в фильм включить изображение циферблата часов, показывающих начало и окончание действия лица, или использовать так называемую крышку-дату, которая имеет устройство, автоматически фиксирующее на пленке время и дату съемки. Если осуществляемое действие короткое, то оно фиксируется полностью, от начала до конца. Отснятая видеолента может содержать некоторое количество не относящихся к делу или неудовлетворительного качества кадров, повторы, длинноты, поэтому она нуждается в монтажной обработке. При монтаже отдельные эпизоды видеозаписи соединяются в такой последовательности, чтобы при просмотре фильма создавалось правильное представление о том, как проходило следственное действие. Продолжительность эпизодов определяют исходя из значения для целей расследования. В видеофильм при монтаже целесообразно ввести специально отснятые пояснительные надписи – титры. Титры связывают содержание фильма с протоколом процессуального действия, помогают уяснению содержания видеозаписи. Видеофильмы по своей информационной сущности являются видеодокументами и так же, как и прочие документы, приобщаются к протоколам следственных или судебных действий. Однако, помимо записей, вносимых в эти протоколы, видеофильм демонстрируется всем участникам следственного (судебного) действия и об этом составляется отдельный протокол. В нем указывается, насколько видеофильм соответствует тому, что подвергалось съемке, продолжительность демонстрации, кто произвел монтаж и титровку видеозаписи. В соответствии с общими требованиями уголовно-процессуального закона видеофильмы хранятся в материалах уголовного дела. Для обеспечения сохранности видеокассеты последнюю целесообразно упаковать в полиэтиленовый пакет с последующей запайкой открытого края. Нетрудно понять, что криминалистическая фотография и видеозапись имеют общее значение для всей системы криминалистической техники, находят применение в работе с материальными следами преступления любой природы и как средство фиксации и исследования доказательств входят в содержание отдельных отраслей криминалистической техники.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |