Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий конспект лекций




по дисциплине «Цветоведение и гармония цвета»

Тема 1 Физические основы цвета и цветовые средства композиции.

Введение. Цели и задачи курса. История науки о цвете от палеолита – к современности. Проблемы цвета в работе дизайнера костюма. Основные категории и проблемы учения о цвете. Объективное (свет) и субъективное (зрение) начало цвета. Основы цветоведения и теории цвета. Систематика и классификация цветов, их иерархия – главные и второстепенные цвета. Основные характеристики цвета – морфологические, феноменологические и символические. Ахроматические и хроматические цвета. Основные свойства цветов – цветовой тон, светлота (яркость), чистота и насыщенность. Цветовой круг. Систематика и классификация цветов, их иерархия — главные и второстепенные цвета. Гармоническая система цветовых рядов. Хроматическая и ахроматическая композиция. Оправданная мера цветности. Критерии эстетической оценки цветовых сочетаний. Методы получения и образования цветов.

В композиции костюма цвет занимает особое место. Цвет – элемент и средство композиции, а также одно из свойств формы (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Цвет в композиции костюма

Цвет является одним из наиболее мощных средств создания художественного образа. Одна и та же форма костюма, выполненная из материала разного цвета, может восприниматься совершенно по-разному. Это происходит оттого, что цвет неизбежно оказывает воздействие на эмоциональную сферу человека, и даже на его физиологию. Образ любого цвета основывается на ассоциациях, которые он вызывает. Чем чище цвет, тем сильнее его воздействие на психику, и тем ярче образ. А если к выразительным возможностям отдельных цветов добавить все богатство колористических сочетаний, мы получим практически безграничный потенциал для создания разнообразных художественных образов.

Цвет – неотъемлемое свойство любой формы. Большинством людей цвет воспринимается ранее остальных свойств формы, особенно если он чистый, насыщенный. Выбор цвета может быть обусловлен социальными причинами. В общественном сознании сложились определенные стереотипы, связанные с использованием цвета в одежде различного ассортимента. Социальные стереотипы не следует путать с выбором цвета в соответствии с его психофизиологическим воздействием. Психофизиологическое воздействие цвета постоянно и не зависит от возрастных, культурных, национальных, расовых особенностей, в то время как социальные стереотипы меняются вместе с обществом и неодинаковы у людей разных эпох, социальных слоев, культур, религий.

 

 

Рисунок 2. Цели и задачи, стоящие перед модельером при выборе цвета костюма

Суммируя вышесказанное, мы можем выделить основные направления работы дизайнера с цветом костюма:

1. создание гармоничной цветовой композиции костюма (подбор формы, площади и расположения цветовых пятен, их ритма и вариантов их сопоставления, соотношений цветового тона, светлоты и насыщенности);

2. создание художественного образа костюма (анализ ряда культурных и личностных ассоциаций, вызываемых цветовой композицией и синтез нового образа);

3. создание колорита костюма в соответствии с ассортиментом (анализ психологических требований, правил этикета и традиций и стереотипов общественного сознания, связанных с одеждой данного назначения, сезона, пола, возраста).

4. создание гармоничного внешнего имиджа человека в костюме (подбор колорита костюма в соответствии с цветотипом внешности данного человека и существующими в данный момент в обществе стереотипами восприятия цвета);

5. создание колорита, безопасного для психического, эмоционального и физического здоровья человека (анализ психофизиологического воздействия цвета и колорита костюма на людей вообще и на заказчика в частности).

Вот список вопросов, на которые необходимо ответить, выбирая цветовую гамму костюма (порядок и формулировка вопросов меняются в зависимости от исходных предпосылок):

· Каковы модные гаммы и цвета сезона?

· Какой цвет подходит для одежды данного ассортимента? (Одежда какого ассортимента может быть изготовлена из ткани данного цвета?);

· Какая цветовая гамма подойдет человеку данного пола и возраста? (Для людей какого пола и возраста предназначена данная цветовая гамма?);

· Какая цветовая гамма ассоциируется с данным художественным образом? (Какой художественный образ подходит для данного колорита?);

· Какие оттенки подходят данному человеку? (Человеку какого типа внешности подходит данный колорит?);

· Какое воздействие на настроение оказывает кратковременное и длительное воздействие данного цвета? (Какой цвет нужно использовать, чтобы вызвать то или иное настроение?).

Таким образом, цветовое решение костюма меняется в зависимости от пола, возраста, особенностей телосложения и характера потребителя, модного художественного образа, а также назначения, сезона и даже региональных культурных и религиозных традиций (рисунок 2).

Вопросы упорядочения и систематизации цветов давно привлекали внимание различных специалистов: физиков, химиков, математиков, физиологов, психологов, биологов, искусствоведов, художников и философов.

Основы теории цвета были заложены И. Ньютоном, который первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Он полагал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на множество разнообразных световых волн. Ньютон расположил в замкнутый круг цвета своего спектра и добавил недостающий пурпурный. Такое расположение цветов показало, что один цветовой тон постепенно переходит в другой. Ньютон указывал на существование семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Кругообразное расположение цветов послужило основой для дальнейшей систематизации цветовых тонов.

Особое место в учении о цвете занимают работы немецкого ученого В. Оствальда. Ему принадлежит целый, ряд работ, среди которых несколько изданий цветового атласа и многочисленных цветовых шкал. Первый атлас содержал более 2500 образцов; полные насыщенные цвета составили сточленный цветовой круг. Более поздние издания включали в качестве основных 24 цвета, равноотстоящих друг от друга в цветовом круге и расположенных так, чтобы дополнительные цвета находились на противоположных концах диаметров.

Специалисты легкой промышленности (художники, исследователи и др.) руководствуются в своей практической и научной деятельности цветовым кругом, в основу которого положены разработки доцента В. М. Шугаева. На концах двух взаимно перпендикулярных диаметров круга (по В. М. Шугаеву) располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. В случае одновременного действия на сетчатку глаза желтого и синего (кадмий желтый и ультрамарин), или красного и зеленого цветов при определенном соотношении их интенсивностей получим белый или серый цвет на экране. Цвета, при оптическом смешении которых исчезает их хроматизм, называются дополнительными, или взаимно дополнительными.

Все многообразие цветов разделяют на две группы — хроматические и ахроматические. Ахроматические цвета — это белый, черный и все градации серого от белого до черного. Хроматические цвета — это спектральные цвета и пурпурные, которых в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая пурпурные, можно расположить по окружности, в результате чего и получается цветовой круг. Исходя из понимания физических основ цвета, все колористическое многообразие можно разделить на две большие группы: хроматические и ахроматические цвета. Хроматические («цветные») – содержащиеся в спектре и производные от них – цвета от красного до фиолетового и их составные, высветленные или затемненные вариации. Ахроматические («бесцветные») – отсутствующие в спектре, образующиеся при отражении или поглощении всего спектра – черный, белый и производный от них серый. Свойства этих групп цветов будут неодинаковы в силу различия в их природе.

Феномен цвета базируется на объективных и субъективных факторах. К объективным факторам относится представление света как электромагнитных волн, аддитивный и субстрактивный синтез, преломление и отражение света – все то, что определяет физическую природу цвета. Субъективные факторы - это особенности человеческого зрения и восприятия, влияние цвета на психику человека, иллюзии цветового зрения.

Другими словами, есть световые волны разной длины, взаимодействующие друг с другом, поглощаемые поверхностями предметов и отражающиеся от них – и есть наблюдатель, глаз которого улавливает эти волны и предает сигнал мозгу, который преображает полученный сигнал в цветовое ощущение. Световые волны существуют сами по себе, помимо человека, они обладают свойствами, которые могут быть измерены при помощи колориметрических приборов, могут быть выражены количественно. Эти свойства цвета называют основными. Но человек – не прибор, он не измеряет цвета, а реагирует на них эмоционально, присваивает оттенкам качества, которыми они на самом деле не обладают (например, холод, тяжесть и т.д.). Так появляются свойства цвета, обусловленные восприятием (рисунок 3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.