Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное и государственное регулирование коммерческой деятельности

Законодательное регулирование коммерческой деятельности. Законодательное регулирование коммерческой деятельности опосредуется восприятием правовой системой существующих источников права. Источники коммерческого права- это принимаемые в определенном процессуальном порядке акты органов власти и местного самоуправления, содержание нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов РФ (систему права) Российской Федерации можно представить следующим образом:

1. Конституция РФ,

2. Федеральные законы,

3. Указы и распоряжения Президента РФ,

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ,

5. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств),

6. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов государственного управления субъектов РФ,

7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

8. Нормативный договор,

9. Обычай делового оборота,

10. Международный договор.

Конституция РФ является основой всего законодательства России. Верховенство ее в иерархии нормативно-правовых актов определяется следующим:

1. Конституция РФ принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа,

2. Конституция РФ устанавливает основные начала, принципы и нормы общественного и государственного строя,

3. Конституция содержит перечень основных прав и свобод человека и гражданина, а также фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления,

4. Конституция принимается, изменяется и дополняется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в России Государственной Думой после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов данной палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Роль Президента РФ в деле принятия федеральных законов заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании.

Статья 76 Конституции РФ в группе федеральных законов разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия – требуется не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Правовое регулирование в РФ только федеральными законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также другими субъектами правотворчества – то есть подзаконными нормативно-правовыми актами.

Нормативные правовые акты Президента РФ. Президент РФ - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают в иерархии источников права следующее после федеральных законов место и обязательны для исполнения на всей территории РФ. В соответствии со ст.ст. 80 – 90 Конституции РФ Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ, но не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия Указа Президента РФ Конституции РФ и федеральным законам он утрачивает силу на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и распоряжения.

Особенностью актов Правительства РФ состоит в том, что они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае акт Правительства РФ может быть отменен Президентом РФ.

Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Особенность актов министерств и иных федеральных органов власти (ведомств) заключается в том, что они многочисленны и многообразны. Указанные субъекты правотворчества вправе издавать постановления, положения, уставы, приказы, инструкции и другие акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и Правительства РФ.

Акты этой группы источников права издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, здравоохранение, общественный порядок, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Акты не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут и не могут служить основанием для регулирования соответствующих общественных отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ. Органы государственной власти и органы государственного управления субъектов РФ согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими акты распространяют свое действие лишь на территории соответствующих регионов. В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов, уставов, положений и т.п. Вместе с тем, такие акты не могут противоречить федеральным законам.

Нормативный договор. Общественные отношения могут быть урегулированы и таким подзаконным источником права как нормативный договор. С юридической точки зрения договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается на следующих принципах:

1. равенства правового режима для всех участников гражданского права;

2. свободы договора – автономии сторон и их свободного волеизъявления;

3. неприкосновенности собственности;

4. свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ.

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил основам, смыслу и принципам действующего законодательства. В противном случае договор признается недействительным (ничтожным).

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). В таком случае к отношениям сторон договора применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Особенностью нормативного договора является и то, что законодатель установил юридический приоритет договора над законом, который принят после заключения договора. Такой приоритет сохраняется кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п.2 ст.422 ГК РФ).

Обычай делового оборота. Существенную роль в регулировании общественных отношений имеют и обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применямое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе. К отличительным признакам обычая делового оборота как подзаконного источника права следует отнести следующее:

во-1 – это правило поведения, не предусмотренное законодательством, и оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения требованиям законодательства или условиям договора;

во-2 – это правило поведения, сложившееся и широко применяемое в гражданском обороте независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;

в-3 – это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота – это разновидность правового обычая. В ст.309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполнятся в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Международный договор. Формой регулирования общественных отношений в РФ признаются и международные договоры. Согласно ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права применяются в результате их трансформации, т.е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора РФ.

Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, предмет, метод и принципы хозяйственного права | Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.