КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы международно-правововой защиты жертв вооруженных конфликтов
Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года (далее - «Первая Женевская Конвенция»); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года (далее - «Вторая Женевская Конвенция»); Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года (далее - «Третья Женевская Конвенция»); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года (далее - «Четвертая Женевская Конвенция»), Положения Женевских Конвенций были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 года: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года, а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 года. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом 1) от 8 июня 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся: а) военнопленные; б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; в) гражданское население. Согласно Женевской Конвенции об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949г.) военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: 1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил. 2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; в) открыто носят оружие; г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. 3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой. 4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца. 5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права. 6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны. В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно, когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования. Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуются всеми правами, установленными Конвенцией, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным. Вместе с тем, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник. Наемником признается лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. Правовое положение военнопленных определяется Женевской Конвенцией об обращении с военнопленными и Дополнительными протоколами. Военнопленные находятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Военнопленным разрешается носить свою военную форму, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство должно обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых действий. Военнопленные не должны посылаться в районы боевых действий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций. Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для военнопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания. Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия. Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В соответствии с законом к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в плен. Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия судебного решения или до отбытия ими наказания. Одним из требований международного гуманитарного права является требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. Различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта. Как уже отмечалось, раненные, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарного права под особой защитой. Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, брать из их среды заложников, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи, подвергать их любым актам насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности и чести. Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Лица, потерпевшие кораблекрушение – лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с Конвенциями или Протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Здоровью лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом лишенных свободы в результате вооруженного конфликта, не должен наноситься ущерб. При этом, запрещается подвергать указанных лиц какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: а) физическим увечьям; б) медицинским или научным экспериментам; в) удалению тканей или органов для пересадки. Исключения могут быть сделаны только в случае сдачи крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно и без какого-либо принуждения или побуждения и притом только в терапевтических целях, в условиях, соответствующих общепризнанным медицинским нормам и под контролем, направленным на благо как донора, так и реципиента. Гражданское население не должно являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если, в исключительных случаях, не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, постельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гуманитарный и беспристрастный характер. Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказанным условиям, не рассматриваются как вмешательство в вооруженный конфликт или как недружественные акты. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой. Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется в соответствии с Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г. Этот Протокол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами. Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен истолковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оправдание прямого или косвенного вмешательства, по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт. Протокол, применяется, без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, или на каких-либо других подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом немеждународного характера. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых. Запрещаются следующие действия в отношении указанных лиц: а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний; б) коллективные наказания; в) взятие заложников; г) акты терроризма; д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме; е) рабство и работорговля во всех их формах; ж) грабеж; з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий. Детям обеспечиваются необходимые забота и помощь, и в частности: а) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними; б) принимаются все необходимые меры для содействия воссоединению разъединенных семей. В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом должны соблюдаться следующие положения: а) указанные лица в такой же степени, как и местное гражданское население, снабжаются продовольствием и питьевой водой, им обеспечиваются условия для сохранения здоровья и соблюдения гигиены, а также предоставляется защита от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта; б) им разрешается получать помощь в индивидуальном или коллективном порядке; в) им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать духовную помощь от лиц, таких, как священники, которые выполняют религиозные функции; г) в случае привлечения к работе они обеспечиваются условиями труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляют местному гражданскому населению; д) им разрешается посылать и получать письма и почтовые карточки, число которых может быть ограничено компетентными властями, если они сочтут это необходимым; е) места содержания интернированных и задержанных лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий; ж) они пользуются правом на медицинское обслуживание; з) их физическому или психическому состоянию здоровья и неприкосновенности не наносится ущерб путем какого-либо неоправданного действия или упущения. Соответственно запрещается подвергать этих лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, необходимость в которых не вызывается состоянием здоровья соответствующих лиц и которые не отвечают общепринятым медицинским нормам. Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности. Все раненые и больные, независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. С тем, чтобы избежать излишних страданий, ничем неоправданных жертв среди мирного населения, сопряженных с военными действиями, МГП устанавливает ограничения в выборе воюющими методов и средств ведения войны. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (ст. 35). К запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; нападение на лиц, вышедших из строя; взятие заложников; отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе; принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы; бомбардировка незащищенных городов; использование не по назначению отличительных национальных и международных защитных эмблем и другие. Перечисленные методы ведения войны в качестве запрещенных нашли отражение в ряде международно-правовых актов: Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (ст.ст. 22-23), ст.ст. 3, 50, 130, 147 соответственно I-IV Женевских конвенций 1949 года, а также в Дополнительном протоколе Т 1977 года (ст.ст. 35, 75, 85). К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами: взрывчатые и зажигательные пули, а также пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (соответствующие декларации 1868 и 1899 годов); снаряды, имеющие единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы (Декларация 1899 года); яды или отравленное оружие (Протокол 1925 года); бактериологические средства (ст. 23 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 3907 г.; ст. I-IV Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия 1972 года); средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природ ную среду от 18 мая 1977 г.) Нормы международного гуманитарного права запрещают применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года и четыре протокола к ней). Запрещается подвергать гражданское население, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запрещают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты. В 1995 году Протоколом IV была дополнена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с этим документом запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях с тем, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы. В мае 1996 года в Протокол II к названной Конвенции были внесены поправки, согласно которым запрещается применять противопехотные мины, не являющимися дистанционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодеактивации и др. Стремясь к ограничению распространения противопехотных мин, Президент РФ издал Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 года. («Красная звезда» 1997, 3 Декабря). Мировому сообществу, активно выступающему против опасных средств ведения войны, вскоре удалось добиться полного отказа от противопехотных мин путем заключения Конвенции о запрещении использования, накопления, производства и продажи противопехотных мин и об их уничтожении, которую в декабре 1997 года подписали свыше 130 государств. Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению деятельности, запрещенной этим документом. Из сказанного видно, что нормы МГП устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения войны. Россия является активным участником конвенций, устанавливающих правила ведения войны. Эти правила трансформировались в законодательных актах и армейских приказах. Например, приказом по военному ведомству № 697 от 31 октября 1914 года, подписанным военным министром и утвержденным императором, вводилось «Положение о военнопленных» с учетом действовавших в то время международных соглашений. После установления советской власти отношение нашего государства к участию в соглашениях, относящихся к МГП, было неоднозначным. Так, например, 4 июня 1918г. был опубликован Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Совет Народных Комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного Комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Женевскую конвенцию, что эта конвенция, как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а так же и все другие международные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским Правительством. Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП. Советский Союз в отличие от Германии и большинства других стран отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929г. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных. В послевоенный период четыре Женевских конвенции о защите жертв войны 1949 года с оговорками были подписаны Советским Союзом, но лишь в 1954г. были ратифицированы. Две из них были трансформированы в инструкцию по применению в Вооруженных Силах Союза ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949г. об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море, введенной в действие приказом министра обороны СССР 1958г. № 20. Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977г. и ратифицированы лишь 4 августа 1989 года.
Раздел 4. Психолого-педагогическая подготовка. Глава 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях. 4.8.1. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (XYIII – первая половина XIX века). Поддержание Вооруженных сил Российской Федерации в постоянной боевой готовности к выполнению возложенных на них задач настоятельно требует неустанного совершенствования военно-профессиональной подготовки личного состава, формирования у него преданности своему Отечеству, постоянной морально-психологической готовности к защите его суверенитета и территориальной целостности. С учетом того, что их решение осуществляется в условиях внешней военной и террористической угрозы, расширения сферы влияния НАТО в направлении России, продолжающегося реформирования и перевооружения оборонительных сил и средств, в последние годы актуализировался вопрос о всесторонней военно-профессиональной подготовке офицерского состава, в том числе и в сфере обучения, воспитания и психологической подготовки подчиненных. Это со всей очевидностью вызывает необходимость достаточной психолого-педагогической подготовки офицерских кадров. Следовательно, с первых дней самостоятельной деятельности офицер объективно решает целый спектр профессиональных задач, опирающихся на психолого-педагогические разработки. Без их знания невозможны эффективная военно-профессиональная деятельность и исполнение возложенных служебных обязанностей в полном объеме. Однако полновесное понимание теоретических и практических разработок отечественной военной психологии и педагогики будет затруднено без знания содержания психолого-педагогического наследия российских полководцев и флотоводцев, исторических и научно-теоретических истоков и предпосылок их формирования, методологической базы и других элементов, раскрывающих содержание нового учебного знания граждан, проходящих образовательную подготовку на факультетах военного обучения российской высшей школы. Отечественная военная психология и педагогика в своем становлении как самостоятельные отрасли психологического и педагогического знания первоначально формировались по двум самостоятельным направлениям: эмпирическому (практическому) и теоретическому. Основу первого направления составили психолого-педагогические взгляды отечественных военачальников (полководцев и флотоводцев), сформировавшие своеобразную соответствующую российскому национальному менталитету систему воинского обучения и воспитания. Результаты исторических и археологических исследований российских ученых позволяют сделать вывод о том, что первые действия психолого-педагогического содержания проявлялись еще в древние времена существования славянских народностей на территории нынешней России, Украины и Белоруссии. Наскальные рисунки и другие источники свидетельствуют, что военачальники того времени уже понимали роль психологического состояния воинов в бою и применяли в целях его поднятия специальные религиозные обряды и воинские ритуалы. Однако в русских княжествах опыт воинского обучения и воспитания первоначально формируется стихийно и передается лишь в былинах, сказаниях, а позднее в летописях, поучениях и завещаниях. Начиная с XVII века система отечественного военного психолого-педагогического эмпирического знания приобретает более четкие очертания и реализуется в указах, приказах, уставах и наставлениях. Считается, что у его истоков стоит первый русский император Петр I. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. в результате проведенных им реформ (упрочение государственности, строительство регулярной армии и флота и др.) проблема обучения, воспитания и психологической подготовки солдата и матроса к бою находит отражение в государственной и военной деятельности видных наших соотечественников того времени. Сформированная Петром I система воинского обучения и воспитания характеризовалась следующими основными положениями: ¨ воинское обучение было подчинено единой цели. В ее основу положено требование Петра I обучать солдат тому, «как в бою поступать»; ¨ система обучения включала в себя два периода: первый – одиночная подготовка молодых рекрутов, второй – подготовка в составе подразделений; ¨ в подготовку войск введены полевые тактические учения, двухсторонние маневры, на которых создавалась обстановка «яко в самом деле». В основу воспитания созданного в этот период национального офицерского корпуса были положены идеи формирования строгой дисциплинированности, твердости характера, сознательного отношения к исполнению воинского долга, личной примерности служения Отечеству. В воинском уставе 1698 г. впервые были закреплены принципы военно-профессиональной деятельности офицера: начальнику быть образцом нравственности и относится к солдату, как отцу к детям; в солдате формировать и развивать чувство воинской чести, товарищества и взаимной поддержки; в личном поведении не допускать грубых, безнравственных и некультурных поступков. Перечисленные принципы нашли дальнейшее развитие и в отношении воспитания солдат и матросов. В военной присяге, текст которой содержался в «Артикуле воинском с кратким толкованием», введенном в действие в 1716 г. одновременно с «Уставом воинским» подчеркивалось, что им надлежит хранить верность царю, «чинить послушание командирам». Сформированная к этому времени система воспитания предполагала использование таких методов как разъяснение обязанностей, личный пример начальника, поощрения и наказания (в том числе и телесные). Следует отметить, что система наказаний была достаточно суровой. Однако в русской армии уже с этого времени проводилась линия на то, чтобы наказание было «умеренным» и сочеталось «с ясным и кратким истолкованием погрешности». Как показала практика, это влияло на российских солдат и офицеров сильнее, чем жестокость, применяемая в армиях западноевропейских государств. Важным элементом складывающейся системы подготовки войск стали идеи Петра I о единстве обучения и воспитания, зависимости воспитания от практических задач, нравственном элементе в работе с людьми, воспитания в процессе воинской деятельности, реализованные в «Уставе воинском» 1716 г. Устав в то время являлся своего рода сводом правил в области военного дела и был проникнут главной идеей – подготовить российскую армию к эффективному ведению военных действий, исключив из ее деятельности все, что не нужно для достижения победы. Обучение войск в мирное время предусматривало разграничение подготовки молодых и старослужащих солдат. Первые из них обучалось в основном индивидуально с целью обучения «справной, неспешной» стрельбе, ударам штыком и «захождению» (перестроению). Для старослужащих же вводилось обучение в целом «яко в бою поступать», заключавшееся в отработке действий при наступлении и отступлении, при «захватывании у неприятеля фланкии и прочих воинских оборотах», т.е. при маневрировании и перестроении боевого порядка. В стремлении поднять качество подготовки войск на уровень, соответствующий национальным традициям и геополитическим устремлениям российского государства того времени, Петр I опирается на ценностные ориентиры личности русского человека. Следовательно, не системой «палочного» воспитания, не плац-парадной муштрой создавал он систему воинского воспитания и обучения, а эффективной боевой подготовкой и действительно высоким искусством психологического и педагогического влияния на солдата и офицера, использованием тех внутренних сил русских воинов, к развитию которых сводилась их военно-профессиональная подготовка. После смерти Петра I (1725 г.) Россия на некоторое время лишилась твердого и мудрого государственного и военного руководителя, умевшего путем простых и рациональных решений готовить армию и флот к преодолению возникающих проблем в развитии российского государства. Последующее руководство отечественным военным строительством нередко возглавляли так называемые «временщики», не отличающиеся прогрессивными, соответствующими требованиям исторической эпохи взглядами. Однако в армии и на флоте петровские идеи продолжает реализовывать и развивать целая плеяда последователей его военно-теоретического наследия. Активными участниками развития психолого-педагогического наследия Петра I в вопросах подготовки войск и флота к войне в последующие годы выступали П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков и М.И.Кутузов. Их усилиями в российской армии была создана эффективная система обучения и воспитания воинов, учета в их подготовке индивидуальных психологических особенностей. В основе их взглядов лежала мысль о решающей роли солдата в бою и необходимости его подготовки, прежде всего для боя (баталий). Важную роль в становлении российской системы обучения и воспитания войск в послепетровский период отечественного военного строительства сыграл генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев. В вопросах воспитания полководец ратовал за то, чтобы сформировать у солдат добропорядочные качества и культуру («привести в приличное военным людям состояние, внушить им добропорядочную жизнь, вежливое обхождение и чистоту). В то же время офицерам подразделений вменялось в обязанность в ходе разговоров (бесед) с подчиненными внушать им мысль о необходимости строгой исполнительности («добром поведении и послушании»), которая обеспечивает успех в выполнении ими своих обязанностей. По его мнению, воспитательная система должна базироваться на стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина. Уважая солдата, П.А.Румянцев требовал от своих офицеров такого же уважительного отношения к нуждам их подчиненных. Офицерская и солдатская честь понималась им как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Он считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника отечества, когда они «должность и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат». Взгляды П.А.Румянцева по вопросам подготовки военнослужащих во многом совпадали с воззрениями генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина, который стремился максимально связать обучение и воспитание офицеров и солдат с потребностями боевой практики войск. В обучении солдат он требовал от офицеров терпения и ясности разъяснения требуемых действий («обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению»), развития смелости и решительности. Для этого он предлагал использовать разнообразные стимулы (например, специальную солдатскую медаль для поощрения за храбрость и мужество в бою). Одновременно полководец выступал за внимательное отношение начальника к подчиненным, всячески требовал поднятия нравственного достоинства солдат, предписывал офицерам проявлять о них отеческую заботу. Большое значение Г.А.Потемкин придавал личному примеру командира, выступал против парадно-показного в подготовке войск. Российская национальная система подготовки войск в последующие годы развивается видным отечественным полководцем генералиссимусом А.В.Суворовым. Ему удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы обучения и воспитания войск, основные идеи которого изложены в его всемирно-известном труде «Наука побеждать» Это стало возможным благодаря правильной оценке национальных особенностей русского солдата, способного проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за командиром, умеющим показать личный пример, проявляющим постоянную заботу о своих солдатах. А.В.Суворов требовал от подчиненных самой широкой инициативы, направленной на достижение победы над врагом. Он первым поставил вопрос о важности индивидуальной работы офицера с солдатом, считал обучение и воспитание единым процессом, требующим от командиров настойчивости, последовательности и продуманности, представлял обучение войск как бесконечный процесс, где нет места завершенности. Важным и поучительным, в том числе и для нашего времени, является его требование после каждого «учения» офицерам говорить «поучение», т.е. делать разбор действий подчиненных. Современники полководца отмечают, что он сам часто общался с солдатами, указывая на их ошибки или хвалил их за смелые и грамотные действия. Будучи твердо убежденным, что для победы в бою необходимо развивать и укреплять у солдат интеллектуальные, нравственные и физические силы А.В.Суворов строит свою систему подготовки войск в строгом соответствии с этой целью. Развитие смекалки, твердости характера и особенно упорства, максимально возможное притупление чувства страха, развитие умственных способностей через освоение военного дела – основная суть суворовского подхода. При этом он ранее других признал господство духа солдат (обученности, преданности командирам, уверенности в победе) над материальной составляющей боя (численностью войск, обеспеченностью оружием и боеприпасами, материальным оснащением). Вершиной суворовской системы подготовки войск считается проведение в ходе обучения специальных сквозных атак, позволяющих не только совершенствовать навыки ведения ближнего (контактного) боя, но и осуществлять психологическую подготовку солдат к действиям в боевых условиях. Исследователи отечественного военного наследия отмечают, что А.В.Суворову удалось создать наиболее прогрессивную и самобытную для своего времени систему обучения и воспитания войск, основанную на глубоком знании военного дела, особенностей солдатской службы и психологии воина. В своих теоретических трудах и профессиональной деятельности он реализовал знание национальных особенностей русского солдата, способного переносить огромные нагрузки, проявлять чудеса храбрости и героизма, самоотверженно идти в бой за своим командиром. Без такой системы подготовки войск не могло быть выдающихся побед русского оружия, как на сухопутных театрах военных действий, так и на морских и океанских просторах. Последовательным сторонником суворовской школы обучения и воспитания войск в условиях российского военного флота выступал адмирал Ф.Ф.Ушаков. Для него было характерно понимание того, что решающей силой в морском сражении является матрос, обладающий высокими морально-боевыми качествами, в совершенстве владеющий оружием, знающий пути достижения победы над противником. Адмирал стремился к тому, чтобы обучение морских экипажей было простым и ясным, понятным каждому матросу, требовал учить матросов так, чтобы каждый знал свою должность и место, доводил свои действия посредством систематических тренировок до совершенства. Главную роль в обучении и воспитании военнослужащих он отводил офицерам, которые должны были использовать морскую подготовку как средство военно-нравственного и физического развития военных моряков. При этом он требовал никогда не забывать о необходимости уважительного отношения к подчиненным, учете их индивидуальных особенностей и предназначения в служении Отечеству. Суворовские идеи подготовки войск также нашли свое продолжение в лице генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. В воспитании полководец исходил из того, что послушание и дисциплина, «будучи душой службы воинской», зиждется не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты России. Это было подтверждено в ходе Отечественной войны 1812 года. Чудеса мужества, героизма и отваги показал в ней русский солдат, доказав живую и могучую силу отечественного патриотизма. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению же самого полководца, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, «столь ни велики… сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях». Основными методами обучения и воспитания солдат М.И.Кутузов считал убеждение и поощрение за доблестный ратный труд. Он требовал от офицеров быть примером дисциплинированности, нравственной и боевой доблести. В обучении ценил простоту, целесообразность, последовательность, прочность, экономию времени и приближение к боевой обстановке. Он разработал и ввел в практику методику ускоренной подготовки ополчения. При обучении солдат требовал заботиться не столько о красоте строя и марша, сколько добиваться усвоения ими тактических приемов, умения маневрировать на поле боя, стрелять и действовать штыком. Как следует из вышеизложенного, перечисленные и другие видные военные деятели России постоянно обращались к проблемам обучения и воспитания войск. Однако эти обращения отражались в основном в приказах, распоряжениях, инструкциях и наставлениях и носили не столько теоретический, сколько прикладной характер. Это было естественным для того времени, поскольку отечественные военные прикладные и научные дисциплины, в том числе военная психология и педагогика, еще находились становления. Начало же издания в первой четверти XIX века «Военного журнала» открыло возможность публично обсуждать и теоретически осмысливать проблемы обучения и воспитания в русской армии, что послужило важным импульсом для последовательного совершенствования системы подготовки войск.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |