Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих




Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.

Основные формы и методы воспитательной работы в подразделении.

Сущность и содержание воспитательной работы и ее особенности в современных условиях.

Строительство и развитие Вооруженных Сил осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и ин­формационной обстановке. Существенно изменился социальный порт­рет армии. Значительно снизился образовательный уровень молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухуд­шилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Более трети призывников приходит в армию с негативными установками на во­енную службу. Все большее значение приобретают религиозный и на­циональный факторы. Эти и ряд других факторов требуют от всех категорий офицерского состава активизации воспитательной работы во всех войсковых и флотских звеньях военного управления.

Как известно, главным ориентиром современного этапа отечественного военного строительства является человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план военнослужащего, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия — решаю­щее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии и флота. На решение этих задач и направлена воспитательная деятельность всех категорий военных руководителей.

В руководящих документах Министерства обороны Российской Федерации и военно-педагогической литературе последних лет под воспитанием военнослужащих понимается целенаправленная и планомер­ная деятельность государства и общества, ведомственных, обществен­ных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готов­ности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в ин­тересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конститу­ции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 2004 года. В этих документах нашли отражение много­вековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам и народностям российского государства, общечеловеческие ценности, луч­шие образцы отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Воспитание военнослужащих представляет собой одну из сфер профессиональной деятельности различных категорий командиров и начальников, в которой объективно действуют специфические психологические, педагогические и другие закономерности. Их выявление и анализ проявления в современных условиях позволил сформулировать ряд требований (правил), предъявляемых к воспитательной деятельности офицерского состава. Это позволило военным ученым сформировать соответствующую систему принципов воспитания военнослужащих – руководящих положений, определяющих организацию, содержание и методику воспитательного взаимодействия офицера и подчиненного. В настоящее время в руководящих документах и военно-педагогической литературе в их число включены:

ü гуманистическая направленность и целеустремленность вос­питательного процесса;

ü организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда;

ü сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;

ü организация воспитания в коллективе и через коллектив;

ü индивидуальный и диф­ференциальный подход к объекту воспитания;

ü согласованность и пре­емственность в воспитании;

ü комплексный и оптимальный подход;

ü опо­ра на положительное в личности военнослужащего.

Перечисленные принципы реализуются во всех направлениях воспитательной деятельности офицерского состава, формирующих содержание воспитания военнослужащих на современном этапе отечественного военного строительства.

Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях Министерства обороны Российской Федерации формируется на основе реализации основных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, право­вого, экономического, эстетического, физического и экологического. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательных целей в соответствующих формах воспитательной работы.

Государственно-патриотическое воспитание предполагает оказание воздейст­вия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного ак­тивно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспе­чением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это направление воспитания предусматривает, прежде всего, формирование активной жизненной позиции военнослужащего, позволяющей ему в полной мере использовать свои гражданские права и обязанности в интересах государства и общества.

Воинское воспитание — это процесс систематического и целеустремлен­ного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества. В настоящее время оно предусматривает со­здание в частях и подразделениях условий для усиления мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комп­лектования.

Нравственное воспитание предусматривает оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необ­ходимых в военно-профессиональной деятельности духовно-нравственных черт и качеств личности. Содержание нравственного воспитания нацелено на вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны государства и общества к их профессиональному и нравственному облику, а также формирование и осознание личностного смысла моральных принципов и норм, позволяющих предотвращать негативные действия и поступки, формировать профессиональные нравственные чувства (ответственность, гордость, доблесть).

Сущность правового воспитания рассматривается как целеустремленное и систематическое влия­ние на сознание и чувства военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых убеждений, привития им высокой правовой культуры, навыков и при­вычек правомерного поведения. Его проведение предусматривает ор­ганизацию правовой пропаганды, моби­лизацию воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе, контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.

Экономическое воспитание, по своей сути, представляет собой воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения долж­ностных обязанностей. Оно предусматривает формирование бережного отношения к государственному имуществу, понимания необходимости рационального исполь­зования материально-технических и учебно-методических средств, умения предвидеть и оценивать экономические последствия своей профессиональной деятельности в любых условиях учебной, служебной и боевой деятельности.

Эстетическое воспитание — это воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. В этих целях осуществляется формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов, приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание предполагает воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для вы­полнения боевых (учебно-боевых и иных) задач. В интересах физического воспитания осуществляется плановая физическая подготовка различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил, проведение спортивно-массовых мероприятий, организация активного досуга лич­ного состава в выходные и праздничные дни, пропаганда здорового образа жизни и др.

Экологическое воспитание предполагает воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Основные направления экологического воспитания военно­служащих предполагают разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвра­щения, вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы, а также осуществление экологического обучения военно­служащих.

Современная ситуация в армии и на флоте объективность предполагает необходимость глубокого и полного изучения психолого-педагогических особенностей военнослужащих, проходящих службу по призыву и соответствующую коррекцию воспитательной работы с ними. Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловлено тем, что она составляет большую часть воинских подразделений и именно на нее возлагается решение основных задач, стоящих перед армией и флотом. И это в то время, когда образовательные, психологические и физические показатели призывного контингента Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы заметно снизились.

Принимаемые организационные, педагогические и другие меры разрешения этого противоречия обусловили соответствующие особенности воспитательной работы. Основное внимание обращается на активное формирование у военнослужащих установок и навыков эффективной военной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, уважительного отношения к командирам и начальникам. Достаточное значение придается доведению общих положений о военной службе, требований воинских законов и уставов о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, роли и значении дружбы и войскового товарищества. В ходе воспитательной работы военнослужащим разъясняются морально-нравственные позиции Военной присяги и общевоинских уставов, суть и содержание героизма и мужества, понятие верности Боевому Знамени воинской части (корабля) и др.

Основные усилия воспитательной работы направлены на твердое и последовательное проведение в жизнь политики государства в области обороны, повышение боеспособности и боеготовности корабля, укрепление морально-психологического состояния и воинской дисциплины личного состава, успешное выполнение стоящих перед кораблем задач. Ее специфическое содержание определяется приказами и директивами МО РФ, приказами командира части, а также характером выполняемой задачи и особенностями обстановки.

Ответственность за организацию и проведение воспитательной работы несут соответствующие командиры и начальники, для которых воспитание подчиненного личного состава является приоритетным видом служебной деятельности. Они обязаны повседневно лично осуществлять государственно-патриотическое, воинское, нравственное и т.д. воспитание подчиненных, опираясь в своей деятельности на общественные организации (объединения) военнослужащих, в полной мере использовать их влияние для успешного выполнения задач. В связи с этим важнейшими обязанностями всех офицеров являются постоянное общение с личным составом, формирование и поддержание у него моральной и психологической готовности к защите Отечества, гордости и ответственности за принадлежность к ВС РФ, любви к службе, стремления в совершенстве знать вверенное оружие и технические средства. К тому же офицерский состав обязан вырабатывать у личного состава физическую выносливость, поддерживать в подразделении твердый уставной порядок, всемерно обеспечивать безопасность службы, показывать личный пример дисциплинированности, ревностного отношения к службе, мужества и отваги.

В перечень основных задач воспитательной работы включено:

· воспитание военнослужащих в духе беззаветной преданности своему народу и Отечеству, высокой личной ответственности за защиту своей Родины - Российской Федерации и готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для достижения полной победы над врагом;

· формирование верности Военной присяге, мужества, отваги, инициативы, самоотверженности при выполнении воинского долга;

· морально-психологическое обеспечение установленного уровня боевой готовности корабля, задач боевой подготовки и боевого дежурства;

· укрепление морально-психологического состояния личного состава, формирование на корабле сплоченного боевого коллектива, недопущение конфликтов на национальной и религиозной почве;

· привитие личному составу чувства ответственности за глубокое изучение и грамотную, безаварийную эксплуатацию оружия, технических средств, способов их применения в условиях ведения современной войны и др.

Воспитательная работа во всех условиях его функционирования проводится целеустремленно (ориентирована на главную воспитательную цель) и непрерывно. Ее эффективность достигается своевременной постановкой воспитательных задач и инструктированием должностных лиц, знанием реального морально-психологического состояния экипажа и индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, высокой психолого-педагогической подготовкой офицерского состава, обеспечением единства процессов обучения и воспитания.

 

Следует отметить, что любое воспитательное воздействие (взаимодействие) предусматривает использование в рамках его конкретных организационных форм различных педагогически целесообразных методов и средств, соответствующих действующим в воспитательном процессе закономерностям, содержание которых отражено в рассмотренных ранее принципах воспитания. Формируемый таким образом комплекс раскрывается понятием «педагогическая технология», под которым понимается процесс реализации взаимосогласованных и последовательно применяемых форм, методов и средств решения педагогических задач в интересах достижения намеченных целей воспитания.

Системообразующим элементом воспитательной технологии выступает форма воспитания. Именно в ее рамках реализуются наиболее целесообразные для конкретной педагогической обстановки или ситуации методы и средства воспитания. Исходя из этого под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения. В связи с этим к основным формам воспитания военнослужащих в военной педагогике отнесены: лекции, индивидуальные и коллек­тивные беседы, различные виды информирования военнослужащих, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины. Важное значение также придается встречам с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению дней воинской славы России и т.д.

Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военно-профессиональных качеств личности. В руководящих документах и военно-педагогической литературе последних лет они представлены тремя группами, включающими методы изучения объектов воспитания: (наблюдение, диагностическая беседа, анализ практической деятельности и др.), методы воспитательных воздействий и взаимодействий: (убеждение, поощрение, упражнение и др.) и методы профилактики и перевоспитания личного состава: («реконструкция характера», «разрыв нежела­тельных контактов», самоисправление и др.). Остановимся на более подробной характеристике методов воспитательного воздействия (взаимодействия) офицера на подчиненного.

Анализ войсковой и флотской практики опытных офицеров показывает, что в их воспитательном арсенале находится широкое разнообразие методов, которые можно условно объединить в своеобразную систему методов воспитания, включающую две группы – группу педагогических и группу психологических методов.

Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) военнослужащего. К ним, прежде всего, относятся убеждение, поощрение, упражнение, пример, критика и принуждение. Кроме того, иногда используются включение военнослужащих в различные виды деятельности, организация воспитательного воздействия коллектива, побуждение к действиям силой приказа и некоторые другие.

Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание подчиненных (взаимодействие с ним) с целью оказания им помощи в осмыслении сути предъявляемых им идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом офицером реализуются два пути – убеждение словом и (или) убеждение делом. К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия самого военнослужащего или его сослуживцев, текущие события в воинских подразделениях.

Поощрение – применение совокупности средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей боевой, вахтенной, служебной и др. деятельности. При этом эффективным считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений офицера, его поощрительных обращений, выделение поступка или действий подчиненного как примера для подражания, поощрение согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.

Упражнение представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащих, которая формирует у них привычки правильного поведения, оптимальный алгоритм действий в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение внутреннего распорядка в подразделении, правильно организованная служебно-боевая деятельность и вахтенная служба, целенаправленные общественные поручения и др.

Пример, как метод воспитания, предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненных силой показа положительных действий командира (начальника) и других лиц с целью формирования у них образа для подражания. В качестве средств воспитания военных моряков в данном случае используются примеры из жизни национальных героев (прежде всего из состава ВМФ), боевой службы, из области литературы и искусства. Наиболее эффективным средством, как показывает практика, выступает личный пример командира (начальника).

Критика в военно-педагогической литературе рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств военнослужащего или результатов его деятельности. При этом, в зависимости от целей, к числу ее средств относится безличная критика, критика-похвала, стимулирующая критика, критика-надежда, критика-сожаление, критика-сопереживание, критика-аналогия, критика-удивление и критика-упрек.

Принуждение с точки зрения отечественной военной педагогики выступает крайним методом воспитания и реализуется лишь тогда, когда применение других не позволяет достичь желаемого воспитательного эффекта. Его сущность заключается в применении системы воспитательных средств с целью побуждения подчиненного к приведению своих взглядов, суждений и действий в строгое соответствие существующим требованиям. Однако офицеру в этом случае необходимо избегать шаблона и применять все разнообразие его средств: категорическое требование (побуждение силой приказа), напоминание о служебных обязанностях, предупреждение о возможном привлечении к ответственности, обсуждение на собрании коллектива, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.

В отличие от методов рассмотренной группы действие психологических методов воспитания военнослужащих направлено на его подсознание. Как показывает опыт многих офицеров, наиболее эффективными из них являются метод невербального воздействия (мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса офицера), метод эмоционального воздействия (сопереживание, возмущение, поучение) и метод рационального воздействия (внушение). Необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая воздействие офицера на рациональную сферу личности военнослужащего.

Рассмотренные формы, методы и средства воспитательной работы реализуются во всех видах воспитания – фронтальном, дифференцированном, индивидуальном и самовоспитании. Это создает условия для наиболее полного решения стоящих перед ним задач. Однако анализ войсковой и флотской воспитательной практики показывает, что наиболее результативным видом выступает индивидуальная воспитательная работа офицера.

 

Индивидуально-воспитательная работа представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитуемого (педагогическое взаимодействие с ним) с максимальным учетом особенностей (психических и психологических) его личностной сферы. В ее основе лежат требования принципа индивидуального подхода в воспитании. Ответственность за ее организацию и проведение возложена на прямых начальников военнослужащих.

Рассматриваемый вид воспитательной работы предполагает выполнение целого ряда психолого-педагогических действий. Их изложение в определенной взаимосвязанной системе позволяет сформировать алгоритм организации и проведения индивидуальной воспитательной работы.

¿ Первым элементом алгоритма выступает определение тех профессионально-значимых качеств личности подчиненного (объекта воспитания), которые будут положительно влиять на эффективность его военно-профессиональной деятельности. В воинских частях и на кораблях эта задача, как правило, решается военными психологами, разрабатывающими проблемы профессиографического описания и составляющими профессиограммы конкретных воинских специальностей. В то же время допускается, что офицер (субъект воспитания), в зависимости от своей психолого-педагогической подготовленности и условий конкретного подразделения, может их уточнять и конкретизировать.

¿ В рамках второго элемента осуществляется изучение психических и психологических особенностей личностной сферы военнослужащего с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей. Здесь же определяется соответствие их уровня существующим профессиограммным требованиям. На основании сравнения полученных результатов и требований профессиограммы формируется так называемый «педагогический диагноз», в котором отражаются ответы на три вопроса: какие военно-профессиональные качества личности военнослужащего необходимо сформировать, какие развивать до нужного уровня или совершенствовать и какие важно расформировать (изжить, ликвидировать) или снизить до допустимого значения. В отечественной военной педагогике эта работа офицера в последние годы получила название педагогической прогностики.

¿ Третий элемент предполагает выбор офицером наиболее эффективных для конкретного военнослужащего методов и средств воспитательного воздействия (педагогического взаимодействия). Одновременно решаются задачи обеспечения единства и согласованности педагогической деятельности других субъектов воспитательной системы подразделения (младших командиров и педагогического актива) в отношении данного военнослужащего.

¿ В ходе решения задач четвертого элемента осуществляется собственно индивидуальное воспитательное воздействие на подчиненного (педагогическое взаимодействие с ним) с учетом результатов и решений, принятых в рамках первых трех элементов. При необходимости офицер оказывает помощь (поддержку) другим субъектам воспитания, имеющим недостаточный опыт воспитательной работы, осуществляет планирование наиболее важных мероприятий в подразделении с учетом специфики решаемых им боевых, вахтенных, служебных и других задач.

¿ Заключительный пятый элемент алгоритма предусматривает анализ результативности проводимой индивидуальной воспитательной работы (определение динамики и направленности изменений личностных характеристик подчиненного), а также внесение, при необходимости, корректив в педагогическую деятельность субъектов воспитательной системы подразделения (уточнение или изменение целей, методов и средств воспитания).

Как показывает войсковая практика, при организации и проведении индивидуальной воспитательной работы особое внимание следует уделять военнослужащим из числа молодого пополнения, с признаками отклоняющегося (девиантного) поведения, отличающимся замкнутостью или конфликтностью. При этом важно учитывать большой нравственный смысл индивидуального воспитания – военнослужащий не должен воспринимать себя в качестве объекта воспитания. Для этого в большей степени делается упор на педагогическое взаимодействие, взаимопомощь и взаимоподдержку, а также создание условий, стимулирующих максимальное проявление возможностей каждого военного моряка в интересах службы и личностной самореализации.

Искусство индивидуального подхода в воспитании, как и целостной воспитательной деятельности, во многом проявляется в том, умеет ли офицер выявлять динамику в развитии личностной сферы подчиненных. Ее позитивная направленность обязательно должна встречать поддержку у воспитателя. Негативная же – побуждать к выяснению причин и источников их породивших, заставить (помочь) преодолеть наметившуюся тенденцию. К тому же, педагогическое мастерство позволяет командиру понять, в какой степени ему удается добиваться положительных изменений в профессиональной деятельности подчиненных.

Применение разработанных к настоящему времени в отечественной военной педагогике форм, методов и средств воспитания во всех видах воспитательной работы осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

Под эффективностью воспитания в руководящих документах и военно-педагогической литературе понимается достижение пла­нируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военно­служащих, согласно действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации требованиям, определяется на основе объектив­ных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воз­действия (взаимодействия). В результате основными критериями оценки эффективности воспитательной работы в настоящее время вы­ступают:

¨ степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса: представление офицера о системе и конечных целях воспитания, его умение ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания, направленность планирования и характер воспитатель­ных мероприятий в подразделении; умение командира (начальника) анализировать и оценивать достижение целей;

¨ степень развития личностных качеств воспитателя: наличие и степень развития психолого-педагогической культуры офицера, его педагогического мас­терства и педагогической этики; степень личной дисциплинирован­ности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;

¨ степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания: ис­пользование воспитательного воздействия занятий по боевой и об­щественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности подразделения, воинской части, корабля;

¨ степень дифференциации и индивидуализации воспитательной дея­тельности: знание психофизиологических особенностей личности, национальных черт и традиций личного состава; учет условий и результатов воспитания до службы в армии (на флоте) и во время ее; оказание конкретной педагогической помощи подчиненным, организация взаимопомощи в подразделении;

¨ степень развития коллективистских начал в подразделении и в воинских частях (на кораблях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность деятельности педагогического актива (редколлегий стенной печати, редакторов «Боевых листков и др.); развитость самодеятельных начал у военно­служащих; контроль за выполнением общественных заданий и пору­чений и другое;

¨ степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослу­жащего к коллективу и воинского коллектива к конкретному военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; уровень сформированности коллективного мнения, положительных традиций, обычаев и ритуалов; занимаемое место военнослужащего в коллективе;

¨ степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в вос­питательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспи­тательной работы; использование воспитательного потенциала общест­венных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; лич­ные контакты с самими военнослужащими и другое;

¨ степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимо­отношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и другое;

¨ степень воспитательного аспекта в организации различных видов во­инской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие ак­тивности и творчества субъектов воспитания: создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской дея­тельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и другое;

¨ степень рационального использования времени, отводимого на вос­питательную работу: способность офицера выделить главное в воспитании; умение оптимально использовать все имеющиеся воспитательные средства; не­допущение шаблонов в воспитательной работе; участие командиров (начальников), должностных лиц всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.

Представленные критерии оценки эффективности воспитательной работы (воспитательной технологии) используются в целостном педагогическом (воспитательном) процессе подразделения. Его результативность, в свою очередь, зависит от степени уяснения офицером и другими категориями педагогического актива целей воспитания, глубины объективного знания особенностей личностной сферы и военно-профессиональных способностей военнослужащих, четкости планирования воспитательной работы, продуманности постановки воспитательных задач. Лишь в этом случае воспитательная технология командира (начальника) будет способствовать успешному решению учебных, служебных (вахтенных) и боевых задач, стоящих перед подчиненным подразделением.

 

 

Основной целью воспитания военнослужащих является формирова­ние и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Ее достижение включает комплексное решение системы воспитательных задач, каждая из которых отражает специфические особенности конкретной категории военнослужащих. Их общее содержание сводится к следующему:

в работе с офицерами:

— формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчи­ненным;

— развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

— развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

— повышение уровня педагогической культуры, формирование лич­ной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

— формирование личной ответственности за выполнение должност­ных обязанностей;

в работе с прапорщиками (мичманами):

¿ формирование личной ответственности за беспрекословное вы­полнение приказов командиров (начальников), воинского долга, тре­бований уставов Вооруженных Сил;

¿ развитие стремления к повышению профессионализма, компе­тентности и личной примерности в исполнении должностных обя­занностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к под­чиненным;

¿ формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

¿ привитие навыков и умений самообучения и самовоспитания;

в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту:

§ формирование готовности к беспрекословному выполнению при­каза, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

§ формирование высокой дисциплинированности и личной ответст­венности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

§ формирование уважительного отношения к командирам (началь­никам), войскового товарищества и войскового братства;

в работе с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по призыву:

◘ формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

◘ формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение про­фессионального мастерства;

◘ развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

◘ формирование уважительного отношения к командирам (началь­никам), войскового товарищества и войскового братства;

в работе с военнослужащими-женщинами:

ª формирование готовности к беспрекословному выполнению при­каза командиров (начальников), положительной мотивации и осоз­нанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

ª развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;

ª формирование ответственности за исполнение должностных обязан­ностей, повышение профессионального мастерства.

Основные направления воспитания военнослужащих взаи­мообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Реализация содержания вос­питания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.

Как известно, военно-профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках и на флотах. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитательной работы с офицерами, отражающие существенные аспекты этой деятельности.

◘ Первой особенностью является проведение воспитательной работы, направленной на сохранение в Вооруженных Силах офицеров, которые составляют костяк офицерского корпуса, имеют высокую мотивацию к службе и готовы дальше служить, но в силу обстоятельств (сокращение, увольнение, отсутствие необходимых социально-бытовых условий и др.) вынуждены увольняться.

◘ Другой особенностью воспитательной работы с офицерами в части (на корабле) является осуществление дифференцированного подхода. Офицерские коллективы в частях и на кораблях неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому офицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различных категорий офицерского состава (командиры, инженеры, офицеры штабов и служб и т.д.). Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждой категорией офицеров.

◘ Особого внимания заслуживается проблема требовательности к офицерскому составу. Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением их личного достоинства.

◘ Важной особенностью воспитательной работы с офицерами является создание и поддержание в офицерских коллективах такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер подразделения: молодой и прослуживший уже много лет, начинающий службу и опытный методист, офицер холостой и офицер-семьянин. Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.

Свою специфику также имеет и воспитательная работа с прапорщиками и мичманами подразделения. Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в Вооруженных Силах. Исходя из этого командиры подразделений руководствуются рядом соответствующих требований.

¨ В воспитании прапорщиков и мичманов ведущая роль принадлежит воспитанию у них гражданской ответственности духовной силы, которая цементирует ведущие моральные качества их личностной сферы, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.

¨ К другим особенностям относится формирование научного мировоззрения, которое является своего рода стержнем высокой гражданской зрелости прапорщиков и мичманов и представляет собой синтез научных знаний, идейных убеждений и готовности действовать согласно им на практике, в повседневной жизни.

¨ В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих подразделения важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

В подразделении основную воспитательную работу среди прапорщиков и мичманов ведут командиры и их заместители по воспитательной работе. Они глубоко вникают в деятельность подчиненных, в их материально-бытовые и культурные запросы. В практику воспитательной работы с этим многочисленным отрядом командных кадров широко вошли собрания по вопросам службы, соблюдения морально-этических норм поведения. Подобные собрания дают возможность обмениваться мнениями, опытом, обсуждать актуальные вопросы профессиональной деятельности прапорщиков и мичманов, решать их социально-бытовые и другие проблемы, существенно влияющие на качество их службы.

Наряду с офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержанты (старшины) и солдаты (матросы), проходящие военную службу по контракту (контрактников). Анализ воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Военно-Морского Флота показывает, что они требуют особых подходов в воспитании, обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группы военнослужащих.

К положительным чертам контрактников относится то, что это имеющие социальный опыт люди, преимущественно со средним образованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийся опыт семейной жизни. Среди отрицательных черт – преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровень удовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи также отмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам. Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями их полной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем, материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии.

Эти и другие особенности контрактников обусловили педагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержание предусматривает:

◘ выявление и развитие профессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание им условий для личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности;

◘ привитие и закрепление военно-профессиональных качеств личности и, прежде всего ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, преданности делу защиты Отечества, верности Военной присяге и Боевому знамени, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.;

◘ формирование устойчивого интереса к профессии военнослужащего и избранной специальности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить к воспитанию этой категории военнослужащих. Кроме того, необходимо учитывать разницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко он значительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, его возраста, военно-профессионального и социально-бытового опыта.

Решение воспитательных задач с военнослужащими по призыву обеспечивается непрерывным изучением их морально-психологических и деловых качеств, проведением активной дифференцированной и индивидуальной воспитательной работы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с молодыми военнослужащими, военнослужащим с признаками девиантного (отклоняющегося) поведения. Весьма важно, что в воспитательной работе с этой категорией военнослужащих руководящими документами, теоретическими и прикладными разработками военной педагогики предусматривается обязательное участие офицеров частей (кораблей) и подразделений всех звеньев – от командира части (корабля) до командира взвода (группы, башни).

Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях.

 

Глава 10. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.