КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование Российского государства. Формирование органов государственного управления. Развитие международных связей
Тема 1 Предпосылки формирования системы защиты информации в России в ХV - ХVII вв. Ваша компетенція – наша професія!
Підвищення кваліфікації Перепідготовка фахівців Міжнародна сертифікація: Сертифікований професійний бухгалтер АПВ (CAPA) Сертифікований бухгалтер бюджетних установ (CAPS) Сертифікований міжнародний професійний бухгалтер (CIPA) Диплом з МСФЗ (DipIFR) м. Київ, тел./факс.: (044) 219-00-44 вул. Героїв Оборони 10А, оф. 1 219-00-55 http://institute.faaf.org.ua/ metelytsya@faaf.org.ua
Вопросы: 1. Образование Российского государства. Формирование органов государственного управления. Развитие международных связей 2.Функции Боярской думы в области внешней и внутренней политики и обеспечения безопасности государства. Система обеспечения безопасности и "опричнина". Основные функции в области обеспечения внешней и внутренней безопасности государства и защиты информации Разрядного, Оружейного, Казенного, Посольского приказов. 3. Возникновение необходимости защиты информации в области военной, внешне- и внутриполитической деятельности государства. Складывание элементов защиты информации. Методы защиты информации от иностранных государств. Ограничения на въезд в Россию. Дезинформация. Ограничения на контакты и продвижения послов. Подготовка и хранение "тайных" бумаг. Способы их доставки в другие государства. Организация шифрованной переписки. Дипломатические шифры. 4. Царский "тайный совет". Учреждение Приказа тайных дел. Его функции. Вопросы защиты информации в Судебниках 1497 и 1550 гг. 5. Значение для становления системы защиты государственной тайны Соборного Уложения 1649г. Ответственность за шпионаж и государственную измену. Ответственность за хищение и подделку документов и печатей. С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. Это закономерный этап в развитии государства, через который в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания, германские княжества, Польша, Венгрия и другие европейские страны. Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и формирования общегосударственных сословий. Отличительной чертой такой формы правления являлось наличие центральных и местных представительных учреждений: парламента в Англии, Генеральных и провинциальных штатов во Франции и Нидерландах, кортесов в Испании, лантагов в германских княжествах, сейма и воеводских сеймиков в Польше. Как правило, в деятельности представительных учреждений принимали участие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, городская верхушка, в редких случаях зажиточное крестьянство и никогда не звучал голос феодально-зависимого населения. Как правило, сословно-представительные учреждения имели совещательный характер. В их функции входило рассмотрение важнейших государственных вопросов, одобрение законов, утверждение налогов. В большинстве европейских стран, включая Россию, сословно-представительная монархия стала переходным этапом к абсолютистской форме правления. До этого верховная власть осуществляла правление совместно с феодальными сословиями. В сословно-представительной монархии XVII в. сложилась сложная система центральных и местных учреждений. Центральные учреждения Московского государства могут быть представлены в следующем виде (рисунок 1).
Рисунок 1 - Центральные государственные учреждения России XVII в. Государственное управление в московской Руси. Единство власти московских государей естественно привело к централизации управления, поэтому с XV в. Москва сделалась центром, откуда вытекали все распоряжения по управлению государством и куда стекались все отчеты по управлению разными областями, для чего в Москве и были устроены особые центральные ведомства, называвшиеся в тогдашних официальных бумагах приказами. Из них самыми важными были: Посольский приказ, Разрядный приказ, Поместный приказ и Приказ Большого прихода. Первым ведомством по управлению была государева Боярская дума, председателем которой был сам государь. Это был прежний дружинный совет, но только с меньшими правами. Московские государи советовались с Боярской думой только тогда, когда находили это для себя нужным, притом в важных случаях в думу приглашались не только бояре, но и духовные и выборные от городов. Поэтому государева Боярская дума совершенно утратила характер дружинного совета; бояре московские уже не могли говорить своему государю, как прежде говорили старшие дружинники своим князьям: «Княже, о собе еси задумал, а мы того не ведали». Предметом занятий Боярской думы были преимущественно сношения с иноземными государями и разные новые учреждения, относившиеся к делам внутреннего управления. Первоначально при царе Иване IV Васильевиче все дела по управлению были сосредоточены в Боярской думе, но потом при нем стали отделяться от нее следующие приказы: 1. Посольский приказ, прежде Посольская палата, заведовал делами по сношению с иностранными государствами: здесь принимались послы иностранных государей, приезжавшие в Москву, здесь же назначались послы от московского государя к иностранным государям; отсюда же выдавалось и жалованье как иностранным послам, бывшим в Москве, так и русским, отправленным к иноземным государям. Поэтому к нему было приписано несколько городов и областей, с тем, чтобы доходы, получаемые с них, шли на расходы по посольским делам. Главным начальником Посольского приказа был думный дьяк, а впоследствии боярин и оберегатель государевой печати, т. е. хранитель государственной печати. В нем насчитывалось до 30 чел. подьячих. Посольский приказ, по свидетельству Флетчера, назывался первой четвертью. 2. Разряд, или Разрядный приказ (вторая четверть, по свидетельству Флетчера) заведовал всеми делами по службе. Он был чем-то вроде Инспекторского департамента по военным и гражданским делам, существовавшего в XIX в., и в служебном отношении был первой и главной инстанцией, так что все роды службы военной, придворной и гражданской зависели от него. Он посылал указы во все другие приказы и ведомства, назначал начальников и делопроизводителей, делал взыскания по службе, наряжал следствия и производил суд над лицами, не оправдавшими своей службой доверия начальства; он заведовал всеми войсками, как прирожденными, т. е. дворянами и детьми боярскими, так и приборными, и др. В Разрядном приказе было 70 чел. подьячих. Главным начальником Разрядного приказа был государев дьяк. 3. Поместный приказ заведовал всеми делами, относящимися к поместным и вотчинным землям и вообще к поземельному владению. В нем велись ежегодно книги, или списки, в которых обозначалось, сколько за кем и где поместий и вотчин, эти книги назывались даточными книгами, или дачными. От Поместного приказа посылались писцы, дозорщики, межевики и другие чиновники для составления писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и других книг. Начальниками Поместного приказа были боярин с товарищем и дьяк; подьячих в нем было 200 чел. Поместный приказ прежде назывался Поместной избой. По Флетчеру, он составлял третью четверть. 4. Приказ Казанского дворца был учрежден Иваном Васильевичем по завоевании Казанского царства. В его ведении находились все города этого царства, а также все другие города, лежавшие по Волге между Казанью и Астраханью. Казанский приказ назначал во все эти города наместников и других чиновников и заведовал управлением и доходами в этих городах. В Казанском приказе были: боярин с товарищем, дьяк и 40 чел. подьячих. По Флетчеру, приказ этот составлял четвертую четверть. Общая характеристическая черта всех приказов состояла в том, что в них суд и администрация не были отделены друг от друга; каждый приказ заведовал и судом, и администрацией по своему ведомству. Хотя, по-видимому, суд и управление во всех приказах имели коллегиальное начало, это начало не всегда соблюдалось, ибо не было строгого требования, чтобы непременно все члены присутствия в приказе рассматривали каждое дело; напротив того, дело признавалось решенным правильно, даже если в его решении участвовал только один из членов приказа. Разумеется, по самому основному характеру приказов в них не допускалось выборное начало; все члены и служащие в приказах назначались от правительства, а не по выбору общества, не принимавшего в этом никакого участия.
1.2 Функции Боярской думы в области внешней и внутренней политики и обеспечения безопасности государства. Система обеспечения безопасности и "опричнина". Основные функции в области обеспечения внешней и внутренней безопасности государства и защиты информации Разрядного, Оружейного, Казенного, Посольского приказов.
С. В. Иванов Боярская дума
Боярская дума - это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |