Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Причины и последствия ПС




Лекция №3

A D

B

C

Рис. 1.2. Схема динамики профессионального стресса:

АВ — стадия нарастания напряжённости; ВС — стадия собственно стресса; CD — стадия снижения внутренней напряжённости

 

Продолжительность первой стадии может быть разной. Для одного человека достаточно двух-трёх минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. И хотя на первой стадии стресс ещё остаётся конструктивным и может повысить работоспособность, самоконтроль постепенно ослабевает. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать своё поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна и может охватывать от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует себя опустошенным и усталым.

На третьей стадии человек возвращается в нормальное состояние, часто переживая чувство вины. Однако в любом случае человек сталкивается с последствиями профессионального стресса. Наиболее известное последствие профессионального стресса – «выгорание» на работе представителей сферы «человек - человек».

Итак, рассмотрев две модели протекания стресса, мы можем сделать вывод о том, что динамика развития профессионального стресса схожа с динамикой стресса по Г. Селье. Соответственно у профессионального стресса механизмы развития идентичны, единственно мы можем выделять группу специфичных стресс-факторов, влияющих на формирование профессионального стресса.

1. Стресс – факторы, влияющие на возникновение профессионального стресса

2. Последствия для человека ПС

Причиной стресса, по А. Уэлфорду, является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенности деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций. По П. Фрессу, стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения. Стрессовая ситуация возникает, когда существует избыток мотивации и невелики адаптационные возможности личности. Каждый человек реагирует на ситуацию по-своему, в зависимости от потребностей, опыта и активности. П. Фресс отмечал два вида причин стресса: 1) недостаточные адаптационные возможности (новизна, неопытность, внезапность); 2) избытки мотивации (перед или после действия, в социальном поведении; при фрустрации, в конфликтах). Единственный общий элемент в стрессовых ситуациях - расхождение между возможностями человека и требованиями к его личности. Эти требования и определяются мотивацией. Личностный подход - это не просто анализ самой деятельности, но и побуждающих ее тенденций.

Механизм возникновения стресса наиболее полно раскрыт при эмоциональных воздействиях. Основная заслуга в этом принадлежит К.В. Судакову. При действии стрессовых факторов человек и животные отвечают главным образом эмоциональными реакциями, поэтому проблема стресса является в основном проблемой эмоционального стресса. Эмоциональный стресс развивается в условиях, когда не удается достигнуть результата, жизненно важного для удовлетворения биологических и социальных потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных реакций, и активация симпатоадреналовой системы мобилизует организм на борьбу.

К.В. Судаков [9] впоследствии установил, что наиболее реактивным к действию экстремальных и повреждающих факторов является эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию. Это связано с тем, что эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия. Если параметры результатов совершенной реакции в ответ на действие стресс - факторов не соответствуют свойствам акцептора результата действия, то есть отсутствия полезной адаптивной реакции, возникает конфликтная ситуация, формируются отрицательные эмоции и усиливается эмоциональная напряженность. По мнению К.В. Судакова, неизбежным следствием этого является активация включенных в обеспечение поведенческих реакций вегетативных функциональных систем и их специфического эндокринного обеспечения [9; 48].

Рассмотрев общий механизм действия стресс-факторов, проанализируем факторы, провоцирующие возникновение профессиональных стрессов.

Причины развития профессионального стресса, с точки зрения В.А. Бодрова, подразделяются на непосредственные и главные [по 5; 13]. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. Т.е. к данным факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

К главным причинам В.А Бодров относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда.

Кроме того В.А. Бодров выделяет дополнительные факторы, к которым относит несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. Сюда автор относит социальные и организационные (экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы и т.п.), так и личностные (семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, снижение трудоспособности) стрессоры. Исходя из выделенных групп, В.А. Бодров разработал классификацию источников профессионального стресса (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.1

Источники профессионального стресса

Организационные характеристики Рабочие характеристики Индивидуальные
     
1. Структура: · специализация и разделение труда; · централизация управления; · соотношение структуры и функции организации; · формализация задания; · участие в управлении (принятии решений); · кадровая политика, продвижение по службе. 2. Процессы:
  • цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.);
· обратная связь о результатах деятельности; · профессиональная подготовка (переподготовка). 3. Управление:
  • политика найма;
· оценки деятельности; · оплата труда; · режим работы; · сдвиги рабочих смен; · охрана труда и техника безопасности; · забота о здоровье;
  • организация рабочего места.
1. Содержание работы: · объем работы (величина рабочей нагрузки); · сложность задания; · в ответственность, опасность задания; · информационная загрузка; · временные ограничения; · способы выполнения действий; · проявления творчества, поиска, риска. 2. Средства работы: · безопасность труда; · надежность техники · компоновка приборов на рабочем месте; · кодирование информации; · разборчивость текстуры; · светотехнические особенности приборов; · конструкция органов управления. 3. Физико-химические и технические условия труда: · микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте; · шум, вибрация, освещенность; · факторы опасности и вредности; · конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления; · интерьер (дизайн) помещения. 4. Социальные условия: психологический климат; · совместимость, сплоченность; · межличностные отношения (конфликты); · ролевой статус; · конкуренция; · личное доверие; · общественное признание, одобрение; · социальная ответственность. 1. Профессиональные: · уровень знаний; · профессиональный опыт; · стремление к профессиональному совершенствованию; · кризисы карьеры; · удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей). 2. Морально-нравственные и организационные · целеустремленность; · дисциплинированность; · профессиональная ответственность; · аккуратность. 3. Психологические: трудовая направленность; · развитие способностей и профессионально-важных качеств; · особенности личности (тревожность, интернальность/экстер нальность, интро- вертированность/экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивноаь, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.); · психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные со­стояния, фобии, утомление, депрессия, поведение 4. Физиологические: · острые и хронические заболевания; · пороги чувствительности анализаторов; · биологические ритмы; · функциональная асимметрия парных органов; · функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.); и возрастные изменения; · вредные привычки.   5. Физические: · развитие силы, скорости, ловкости, выносливости; · антропометрические и биомеханические особенности.

 

Значительная часть факторов, провоцирующих стресс, связана с выполнением профессиональных обязанностей.

Макаренко О.В. выделяет следующие факторы способные вызвать профессиональный стресс:

• организационные,

• организационно-личностные.

К организационным факторам, способным вызвать стресс, относятся:

•несоответствующая профессиональным требованиям нагрузка (перегрузка или, наоборот, слишком малая рабочая нагрузка);

• конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

• неопределённость ролей (работник не уверен в том, чего от него ожидают);

• неинтересная работа (те, кто занят более интересной работой, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям);

• плохие физические условия (шум, холод, непроветренное помещение, слабая освещенность и пр.);

• неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

• ненадежные каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов называют организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

•страх не справиться с работой;

• страх допустить ошибку;

• страх быть обойдённым другими;

• страх потерять работу;

• страх потерять собственное «Я».

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешённые конфликты, отсутствие социальной поддержки и т. д.

К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются челове­ком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса - процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри- и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе ив трудовой, активности человека.

Т. Кокс, рассматривая стресс-факторы профессиональной деятельности, выделяет четыре вида требований:

· требования к индивиду;

· индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личностные ресурсы);

· ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;

· внешняя поддержка [14; 209].

Абсолютный уровень требований не следует считать определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласованиемежду уровнем требований иличностными ресурсами.

Итак, мы рассмотрели стресс-факторы, влияющие на формирование профессионального стресса. Теперь обратимся к рассмотрению симптомов и последствий профессионального стресса. Анализ литературных источников позволил нам выделить следующие симптомы стресса:

· ощущение потери контроля над собой;

· недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

· вялость, апатия, повышенная утомляемость;

· расстройства сна (в том числе более долгое засыпание, раннее пробуждение);

· раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);

· нарушение аппетита;

· увеличение количества выпиваемого алкоголя;

· увеличениепотребления психоактивных средств (успокаивающих или стимулирующих);

· расстройстваполовой функции;

· неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли и мышцах, спине, изжога, повышение давления).

Итак, стресс имеет характерные внешние проявления — телесные и поведенческие.

Таким образом, можно видеть, что стресс оказывает серьезноевлияние на физическое и психическое здоровье человека К негативным послед­ствиям стресса относятся:

· снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы;

· снижение адаптационных возможностей организма;

· личностные деформации (профессиональные деформации) и стресс-синдромы (переживания одиночества, «эмоциональное выгорание», депрессии, хронической усталости и др.);

· болезни адаптации (язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).

 

2.С нашей точки зрения обобщающим последствием профессиональных стрессов является «эмоциональное выгорание» (психическое) и в дальнейшем развивается синдром «профессиональной деформации».

Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [32].

Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [по 20].

С нашей точки зрения, самым обостренным последствием профессиональных стрессов является профессиональная деформация.

Профессиональные деформации – «это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитие самой личности» [15; 237].

А.К. Маркова [по 3] выделяет основные тенденции развития профессиональных деформаций:

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- появление деформации личности (например, эмоциональное истощение и выгорание, ущербная профессиональная позиция, особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности.

Таким образом, деформации нарушают целостность личности; снижает ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности труда.

Так как, тема нашей работы профессиональные стрессы в деятельности педагогов высшей школы, рассмотрим в следующем параграфе специфику данной деятельности и возможные стресс-факторы данной профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.