КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Причины и последствия ПС
Лекция №3 A D B C Рис. 1.2. Схема динамики профессионального стресса: АВ — стадия нарастания напряжённости; ВС — стадия собственно стресса; CD — стадия снижения внутренней напряжённости
Продолжительность первой стадии может быть разной. Для одного человека достаточно двух-трёх минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. И хотя на первой стадии стресс ещё остаётся конструктивным и может повысить работоспособность, самоконтроль постепенно ослабевает. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать своё поведение. Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна и может охватывать от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует себя опустошенным и усталым. На третьей стадии человек возвращается в нормальное состояние, часто переживая чувство вины. Однако в любом случае человек сталкивается с последствиями профессионального стресса. Наиболее известное последствие профессионального стресса – «выгорание» на работе представителей сферы «человек - человек». Итак, рассмотрев две модели протекания стресса, мы можем сделать вывод о том, что динамика развития профессионального стресса схожа с динамикой стресса по Г. Селье. Соответственно у профессионального стресса механизмы развития идентичны, единственно мы можем выделять группу специфичных стресс-факторов, влияющих на формирование профессионального стресса. 1. Стресс – факторы, влияющие на возникновение профессионального стресса 2. Последствия для человека ПС Причиной стресса, по А. Уэлфорду, является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенности деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций. По П. Фрессу, стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения. Стрессовая ситуация возникает, когда существует избыток мотивации и невелики адаптационные возможности личности. Каждый человек реагирует на ситуацию по-своему, в зависимости от потребностей, опыта и активности. П. Фресс отмечал два вида причин стресса: 1) недостаточные адаптационные возможности (новизна, неопытность, внезапность); 2) избытки мотивации (перед или после действия, в социальном поведении; при фрустрации, в конфликтах). Единственный общий элемент в стрессовых ситуациях - расхождение между возможностями человека и требованиями к его личности. Эти требования и определяются мотивацией. Личностный подход - это не просто анализ самой деятельности, но и побуждающих ее тенденций. Механизм возникновения стресса наиболее полно раскрыт при эмоциональных воздействиях. Основная заслуга в этом принадлежит К.В. Судакову. При действии стрессовых факторов человек и животные отвечают главным образом эмоциональными реакциями, поэтому проблема стресса является в основном проблемой эмоционального стресса. Эмоциональный стресс развивается в условиях, когда не удается достигнуть результата, жизненно важного для удовлетворения биологических и социальных потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных реакций, и активация симпатоадреналовой системы мобилизует организм на борьбу. К.В. Судаков [9] впоследствии установил, что наиболее реактивным к действию экстремальных и повреждающих факторов является эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию. Это связано с тем, что эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия. Если параметры результатов совершенной реакции в ответ на действие стресс - факторов не соответствуют свойствам акцептора результата действия, то есть отсутствия полезной адаптивной реакции, возникает конфликтная ситуация, формируются отрицательные эмоции и усиливается эмоциональная напряженность. По мнению К.В. Судакова, неизбежным следствием этого является активация включенных в обеспечение поведенческих реакций вегетативных функциональных систем и их специфического эндокринного обеспечения [9; 48]. Рассмотрев общий механизм действия стресс-факторов, проанализируем факторы, провоцирующие возникновение профессиональных стрессов. Причины развития профессионального стресса, с точки зрения В.А. Бодрова, подразделяются на непосредственные и главные [по 5; 13]. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. Т.е. к данным факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. К главным причинам В.А Бодров относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Кроме того В.А. Бодров выделяет дополнительные факторы, к которым относит несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. Сюда автор относит социальные и организационные (экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы и т.п.), так и личностные (семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, снижение трудоспособности) стрессоры. Исходя из выделенных групп, В.А. Бодров разработал классификацию источников профессионального стресса (см. Таблицу 1.1). Таблица 1.1 Источники профессионального стресса
Значительная часть факторов, провоцирующих стресс, связана с выполнением профессиональных обязанностей. Макаренко О.В. выделяет следующие факторы способные вызвать профессиональный стресс: • организационные, • организационно-личностные. К организационным факторам, способным вызвать стресс, относятся: •несоответствующая профессиональным требованиям нагрузка (перегрузка или, наоборот, слишком малая рабочая нагрузка); • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования); • неопределённость ролей (работник не уверен в том, чего от него ожидают); • неинтересная работа (те, кто занят более интересной работой, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям); • плохие физические условия (шум, холод, непроветренное помещение, слабая освещенность и пр.); • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; • ненадежные каналы обмена информацией в организации и др. Другую группу стрессогенных факторов называют организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников: •страх не справиться с работой; • страх допустить ошибку; • страх быть обойдённым другими; • страх потерять работу; • страх потерять собственное «Я». Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешённые конфликты, отсутствие социальной поддержки и т. д. К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости. Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса - процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри- и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе ив трудовой, активности человека. Т. Кокс, рассматривая стресс-факторы профессиональной деятельности, выделяет четыре вида требований: · требования к индивиду; · индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личностные ресурсы); · ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации; · внешняя поддержка [14; 209]. Абсолютный уровень требований не следует считать определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласованиемежду уровнем требований иличностными ресурсами. Итак, мы рассмотрели стресс-факторы, влияющие на формирование профессионального стресса. Теперь обратимся к рассмотрению симптомов и последствий профессионального стресса. Анализ литературных источников позволил нам выделить следующие симптомы стресса: · ощущение потери контроля над собой; · недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость); · вялость, апатия, повышенная утомляемость; · расстройства сна (в том числе более долгое засыпание, раннее пробуждение); · раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность); · нарушение аппетита; · увеличение количества выпиваемого алкоголя; · увеличениепотребления психоактивных средств (успокаивающих или стимулирующих); · расстройстваполовой функции; · неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли и мышцах, спине, изжога, повышение давления). Итак, стресс имеет характерные внешние проявления — телесные и поведенческие. Таким образом, можно видеть, что стресс оказывает серьезноевлияние на физическое и психическое здоровье человека К негативным последствиям стресса относятся: · снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы; · снижение адаптационных возможностей организма; · личностные деформации (профессиональные деформации) и стресс-синдромы (переживания одиночества, «эмоциональное выгорание», депрессии, хронической усталости и др.); · болезни адаптации (язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).
2.С нашей точки зрения обобщающим последствием профессиональных стрессов является «эмоциональное выгорание» (психическое) и в дальнейшем развивается синдром «профессиональной деформации». Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [32]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [по 20]. С нашей точки зрения, самым обостренным последствием профессиональных стрессов является профессиональная деформация. Профессиональные деформации – «это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитие самой личности» [15; 237]. А.К. Маркова [по 3] выделяет основные тенденции развития профессиональных деформаций: - отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами; - дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда; - низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; - рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); - появление деформации личности (например, эмоциональное истощение и выгорание, ущербная профессиональная позиция, особенно в профессиях с выраженной властью и известностью); - прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. Таким образом, деформации нарушают целостность личности; снижает ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности труда. Так как, тема нашей работы профессиональные стрессы в деятельности педагогов высшей школы, рассмотрим в следующем параграфе специфику данной деятельности и возможные стресс-факторы данной профессии.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |