Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций по предмету «Библиографическое сопровождение

учебной деятельности»

Тема 1. Человек в информационном пространстве.

План лекции:

  1. Понятие информации, виды и каналы распространения.
  2. Информатизация и информационное общество.

3. Значение информационной культуры для современного человека.

Вопрос 1. Понятие «информация» очень многопланово, существует целый ряд определений. Одно из них таково: Информация – форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием. Знание рассматривается как сложившаяся проверенная система, результат познавательной (учебной и научной) деятельности. Знанием овладевают, а информацию получают, следовательно, информация – это все знание и в то же время самая активная его часть.

Социальная информация, по определению Исаака Григорьевича Моргенштерна, – это сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности.

В контексте менеджмента информация понимается как «данные, обработанные таким образом, что они могут быть использованы при принятии решений. Информация и способность ее использовать являются важнейшей частью хорошего менеджмента».

Получение нового знания связано с решением проблем. Поиск научного и технического решения проблемы – это процесс нахождения и обработки информации. Однако при постановке собственно научной или инженерной проблемы мы сталкиваемся с абсолютным отсутствием информации, в случае учебной проблемы информация отсутствует не вообще, а только у субъекта, решающего ее. Следовательно, необходимо ознакомиться с имеющимися знаниями. Это происходит при подготовке к семинару, коллоквиуму, зачету или экзамену.

Информационная учебная проблема – это отсутствие информации для решения конкретной учебной задачи. Как она решается? Начинается с понимания недостаточности и неупорядоченности информации; затем происходит анализ, что известно, что нет; далее выявляются все возможности и способы решения, т. е. идет процесс накопления информации. В завершение из массива возможных решений выбирается оптимальное, проблема решена.

Поиск информации для решения различных проблем связан с понятием информационного дефицита, т. е. недостатка информации. Информационный дефицит может быть фактографическим (недостаток реально существующего факта): Кто автор картины, произведения, изобретения и т.д.? В каком году написано произведение? Такой дефицит достаточно легко устраняется при обращении к справочным печатным и электронным источникам. Аналитический информационный дефицит сопровождает начало любого исследования, когда идет трудоемкий поиск информации. Документографический дефицит (потребность в документе), например, для подготовки к зачету или экзамену нужен учебник или конспект лекций, нужно знать, где их получить. Самый трудоемкий и сложный – концептографический дефицит (недостаток информации в виде готовой концепции, подхода, точки зрения): Каковы причины исторического события? Каковы тенденции в современном искусстве и т. д. Обычно для таких запросов недостаточно одного источника

Информации присущ ряд свойств, которые влияют на ее отбор и использование. Свойства информации образуют пары:

Истинность ↔ Ложность

Полезность ↔ Вредность

Точность ↔ Размытость

Полнота ↔ Неполнота

Новизна ↔ Устарелость.

Надо заметить, что эти свойства не являются абсолютными. В разных ситуациях и для разных пользователей, отличающихся уровнем развития тезауруса, характером потребностей, может использоваться разная по качеству информация.

Человек воспринимает информацию разными органами чувств. Отсюда информация подразделяется на визуальную (90% всей информации воспринимается зрительно), аудиальную (8-9% информации мы слышим), и совсем небольшая часть приходится у обычного человека на долю тактильной, вкусовой и обонятельной информации.

Вопрос 2. Само общество, в котором мы живем, называется информационным. Этот термин прозвучал впервые в 1966 году в докладе японских ученых. Информационное общество понимается как концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза цивилизации, в которой главным продуктом производства становятся информация и знания. Т. е., это общество, в котором решающая роль принадлежит информации, рассматриваемой как наиболее важный, значимый и ценный ресурс. Уровень развития такого общества в решающей степени определяется количеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. Существует целый ряд признаков, или особенностей, по которым определяется информационное общество:

1) занятость более половины работников умственным трудом в сфере производства, переработки и распространения информации;

2) применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, добровольное и активное использование их большинством людей; формирование таких понятий, как «информационное сознание», «информационное поведение», «информационный образ жизни»;

3) создание и широкое развитие технических средств, глобальных и локальных сетей передачи информации, на что затрачиваются большие средства;

4) свобода доступа и получения необходимой информации;

5) зависимость жизни индивида от степени информированности;

6) ответственность членов общества за принятие решений (особенно, если учесть наличие таких информационных патологий, как информационные перегрузки и информационное «обжорство»).

Ежегодно в мире издается более 50 тысяч научных журналов, включающих свыше 1,1 миллиона статей, т. е. 3 тысячи статей в день. Объем научной литературы удваивается каждые 10-12 лет, что порождает трудности в анализе и усвоении информации. С другой стороны, информационное «обжорство» парализует волю человека, который не в силах остановить поток информации, требует все новых уточняющих данных и не может принять решение. Избыток средств переработки и передачи информации приводит к тому, что некоторые люди становятся «коммуникаголиками» – они ощущают потребность постоянно быть на связи с другими людьми с помощью электронной почты, мобильного телефона и других технических средств.

Довольно часто создание и наличие компьютерных сетей считают свидетельством формирования информационного общества. Однако это не так. Информационному обществу должны быть присущи все шесть признаков в совокупности. Это общество демократическое, открытое и богатое.

Переход к информационному обществу обеспечивается посредством информатизации. Этот термин появился в 1976 году в американской научной среде. В русский язык его ввел профессор А. И. Ракитов, а в 1995 году определение информатизации закрепилось в федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». В 2006 году был принят новый федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», действующий в настоящее время и регулирующий информационные процессы в нашей стране.

Информатизация понимается как организационный, социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Важнейшим фактором и непременным условием успешной информатизации являются библиотеки и библиотечное дело, располагающие самыми значительными информационными ресурсами.

Вопрос 3. Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития повышает значимость формирования информационной культуры личности, понимаемой как систематизированной совокупности знаний, умений, навыков, обеспечивающей оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.

Нет сомнения в том, что от оперативного нахождения и использования информации зависит качество жизни. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможности непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает как средство социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе анализа ситуации. Во втором она – средство защиты общества от непродуманных действий человека, гарантия того, что важные решения в любой сфере будут приниматься только после глубокого анализа всей информации.

Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются средства массовой информации, школа, вуз и другие институты общества. Оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека. Становление информационной культуры проходит три уровня. Первый уровень – это библиотечно-библиографическая грамотность, в рамках которой человек осваивает знания и фактические сведения о структуре и составе фонда библиотеки, каталогах, библиографических пособиях, правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Все это необходимо, чтобы подготовить квалифицированного пользователя библиотеки.

Второй уровень подразумевает расширение круга источников. Чтобы находить отсутствующую в библиотеке литературу, необходимо обращаться в другие библиотеки и информационные центры, знакомиться с информационной продукцией и услугами межбиблиотечного абонемента. В результате формируется культура чтения – знания, умения и навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати. Она включает:

а) знание правил пользования библиотеками;

б) осознанный выбор тематики чтения;

в) ориентацию в источниках, в том числе в справочно-библиографическом аппарате;

г) систематическое и последовательное чтение, умение выбрать конкретную книгу;

д) знание правил гигиены чтения;

е) владение приемами рационального чтения;

ж) умение использовать и применять на практике полученную информацию из разных источников;

з) владение приемами конспектирования, реферирования и т. д.

Зрелый читатель должен соответствовать требованиям:

1. Познавательные умения (выделять главное в тексте, использовать свернутые записи – заметки, тезисы, конспекты и др.); выявлять связи в тексте; привлекать в процессе чтения дополнительные источники; формулировать гипотезы, намечать пути их проверки; производить анализ, синтез, обобщение на материалах изучаемого текста).

2. Проектировочные умения (формулировать цель чтения и соблюдать требования к читательской деятельности; формулировать цели работы с разными источниками; прогнозировать, к каким результатам с помощью каких приемов можно и должно прийти; определять задачи, темп и ритм чтения).

3. Конструктивные умения (конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования; цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; делать выводы и обобщения; составлять план или тезисы выступления по литературным материалам).

4. Коммуникативные умения (формулировать вопросы к тексту; внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их; самому активно участвовать в обсуждении произведений печати; рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе чтения; строить логически законченные сообщения со вступлением, заключением и выводами; высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать оценку книги или статьи).

5. Организаторские умения (организовывать свое время, контролировать ненужные затраты времени и избегать их; организовывать читательскую деятельность: рабочее место, гигиенические условия, контролировать утомляемость; организовывать контакты с другими людьми для достижения целей в русле читательской деятельности; развивать в процессе чтения знания, умения, навыки для дальнейшей успешной читательской деятельности; организовывать накопленную информацию таким образом, чтобы ею можно было воспользоваться по окончании чтения).

Третий уровень – информационная культура, включающая в себя два предыдущих уровня (библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения) и, кроме того, предполагающая овладение комплексом дополнительных знаний, умений и навыков:

1.Знание того, что представляет собой процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества, как они влияют на жизнь человека.

2. Ориентация в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации (обеспечение доступа к информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и др.).

3. Ориентация в совокупных информационных ресурсах традиционных и электронных (фондах и справочно-библиографическом аппарате библиотек, архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых базах данных и т. д.).

4. Умение формировать собственные поисковые системы.

5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации, готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания.

Информационная культура личности может быть низкой, средней и высокой. Низкая культура выражается в неумении формулировать информационные потребности в виде запросов («Дайте мне что-нибудь по …»), самостоятельно осуществлять поиск литературных и фактических данных, фиксировать найденное. Показателями оценки информационной культуры выступают:

1. Знание возможностей библиотек и информационных центров различных уровней.

2. Умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (справочно-библиографический аппарат библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.).

3. Компьютерная грамотность.

4. Особенности отбора источников для чтения.

5. Рациональность чтения.

6. Характер общеобразовательного и профессионального чтения (соотношение, регулярность, направленность и т. д.).

Для определения индивидуального уровня информационной культуры студентов дневного отделения можно использовать классический тест «Моя информационная культура», разработанный профессором Геннадием Григорьевичем Воробьевым (приложение 1). Для студентов заочного отделения предлагается усовершенствованный и переработанный тест « Информационная культура специалиста» (приложение 2).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство переговоров в менеджменте | Информационных ресурсов общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.