Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитико-синтетической переработки информации

Читайте также:
  1. Адекватность информации
  2. АИТ в обработке текстовой информации
  3. Анализ вторичной информации.
  4. Анализ выполнения современными ос формализованных требований к защите информации от НСД
  5. Анализ информации, представленной конкурентами
  6. Аппараты для переработки концентрированных гидролизных сред
  7. Архивы информации
  8. Асимметрия информации
  9. Базовые понятия теории информации
  10. Безопасность информации
  11. В исследовании звуковой информации



Тема 4. Вторичные документы как результат

План лекции:

1. Информационное свертывание и развертывание: понятие, сферы применения.

2. Виды АСПИ:

2.1. Индексирование

2.2. Библиографирование

2.3. Аннотирование

2.4. Реферирование

2.5. Конспектирование

2.6. Обзорно-аналитическая деятельность.

3. Методика заимствования и оформления ссылок.

Вопрос 1.В теме 2 были рассмотрены виды документов, выделенные по наиболее значимым для их поиска и использования признакам. С точки зрения переработки информации очень важен еще один признак классификациидокументов – отношение к фиксированному знанию. В соответствии с этим признаком документы делятся на первичные и вторичные. Первичные документы – такие, которые передают непосредственную информацию о чем-либо, фиксируют само знание. Вторичные документы передают информацию о первичных документах и их содержании, составляются на основе первичных и без них не существуют. Вторичные документы получаются путем информационного свертывания.

Под свертыванием/развертыванием информации понимается изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением или увеличением информативности.

Свертывание и развертывание информации очень широко применяется в математике, физике, химии и других естественных науках, в технике, информатике, лингвистике, библиографоведении и т. д. Оно осуществляется путем ограничения, уменьшения объектов и величин, выделения каких-либо признаков. Например, различные законы, теоремы, положения, постулаты, формулы, правила и т. п. – это свернутая информация, полученная в результате процесса свертывания. Доказательство законов, теорем, положений, выведение следствий, интерпретация данных – это развертывание информации.

Особую роль играет свертывание/развертывание информации для поиска документов и работы с ними. Эффективность поиска и использования документов и информации для принятия решений, делового общения, научной и учебной деятельности во многом обусловливается принципом оптимальности. Оптимальность свертывания/развертывания определяется следующими факторами:

1) особенностями свертываемого первичного документа (наличие в нем фактографических сведений, которые обязательно надо сохранить; затруднительность свертывания литературно-художественных документов без ущерба для их полноценного восприятия и т. д.);

2) целевым и читательским назначением вторичного документа (т. е., для чего и кем будет использован свернутый документ);

3) знаниями и опытом информационного работника (референта, библиографа, аналитика).



Вопрос 2.АСПИ существует в нескольких видах. По степени свернутости выделяют: индексирование, библиографирование, аннотирование, реферирование, конспектирование, обзорно-аналитическую деятельность. Далее мы рассмотрим каждый из названных видов.

2.1. Индексирование –это описание содержания документов и запросов к ним с помощью различных информационных языков. В результате индексирования документа создается ПОД (поисковый образ документа), индексирования запроса – ПОЗ (поисковый образ запроса). Совпадение ПОД и ПОЗ обеспечивает точность, полноту и оперативность поиска и получения документов. ПОД и ПОЗ представляют собой индексы (цифровые, буквенные или смешанные), определяющие местонахождение самого документа в фонде библиотеки и его содержания в системе наук. Индекс ББК и/или УДК обязательно проставляется на документе при его изготовлении (например, на дипломной работе, учебно-методическом пособии, сборнике стихов и т. д.).

На протяжении долгого времени специалисты разрабатывали таблицы классификации документов для разных отраслей: книготорговой, книгоиздательской, библиотечной. В библиотечно-информационной сфере, как уже говорилось в теме 3, наибольшее распространение получили УДК (Универсальная десятичная классификация) и ББК (Библиотечно-библиографическая классификация).

УДК была предложена специалистами Международного библиографического института в конце XIX-начале XX века. Суть этой классификации в том, что вся совокупность знаний делится на 10 отделов от 0 (Общий отдел) до 9 (География. Биографии. История). Каждый отдел, в свою очередь, подразделяется еще на 10 разделов от 00 до 99 и т. д. С помощью сочетания цифрового и буквенного обозначения в УДК можно выразить достаточно точно любое понятие. Эта классификационная система широко применяется во всем мире. В нашей стране – с 60-х годов прошлого века в технических библиотеках и органах научно-технической информации.

ББК – отечественная система классификации, разработанная в 50-60 годы специалистами крупнейших библиотек. За свой труд авторский коллектив в 1981 году был удостоен Государственной премии СССР, это единственный случай присуждения такой высокой награды библиотекарям. Существуют разные варианты таблиц для научных, областных, массовых, детских и школьных библиотек. Они применяются в большинстве российских библиотек, однако сегодня для расширения международного обмена информацией только ББК недостаточно. Кроме того, эта классификация создавалась в советское время, многие темы и понятия в ней отсутствовали, что вызвало необходимость внесения дополнений и изменений.

Таким образом, можно сказать, что индексирование – самый краткий вид свертывания. Например, учебник с названием «История России с древнейших времен до наших дней» будет иметь индекс ББК 63.3 (2) я73, а «Орфоэпический словарь русского языка» – 81.2 Рус - 4.

2.2. Следующий вид АСПИ – библиографирование – процесс создания библиографической информации, распространяемой как в традиционном, так и в машиночитаемом виде средствами компьютерной техники. В результате создается библиографическая запись (БЗ), в состав которой входят заголовок, библиографическое описание(БО), классификационные индексы, предметные рубрики, аннотация и др.

Библиографическое описаниепредставляет собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающая порядок следования областей и элементов и предназначенная для его идентификации и общей характеристики. Библиографическое описание – библиографическая модель документа, которая лежит в основе библиотечных каталогов и картотек, баз данных, списков литературы. Студенту придется столкнуться с библиографическим описанием при оформлении списка литературы к докладу, тезисам, реферату, курсовой и дипломной работам.

Для придания библиографическому описанию единообразия и, следовательно, облегчения поиска и идентификации документов, применяется стандартизация. Основные ГОСТы, регламентирующие требования и правила составления библиографического описания в российских библиотеках, приведены в приложении 3.

Объектами составления библиографической записи могут быть все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях: книги, периодические, нотные, изобразительные, картографические, аудиовизуальные документы, электронные ресурсы и т. д. Сведения о документе в библиографическом описании объединяются в элементы и области, которые отделяются друг от друга разделительными знаками.

Основные правила библиографического описания:

1. Основным источником сведений для библиографического описания является титульный лист. Дополнительные сведения берут с оборота титульного листа, оглавления, текста и других элементов документа.

2. Библиографическое описание составляется под заголовком (именем индивидуального или коллективного автора) и под заглавием (названием документа).

3. Под заголовком описывают документы, имеющие одного, двух или трех авторов; авторефераты диссертаций; сборники произведений одного автора и разных авторов без общего заглавия.

4. Под заглавием описывают анонимные (не имеющие автора) документы; имеющие не автора, а составителя и /или редактора; имеющие авторов более трех; сборники произведений разных авторов с общим заглавием.

2.3. Аннотирование– процесс АСПИ, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Широко используется в издательской, информационной и библиографической деятельности.

В результате создается аннотация – вторичный документ, краткая характеристика первичного документа с точки зрения его назначения, вида, формы и других особенностей. Основные функции аннотаций: сигнальная и поисковая. Аннотация – своего рода визитная карточка: она знакомит с документом и помогает принять предварительное решение о его необходимости и полезности для читателя.

Виды аннотаций: 1. По функциональному назначению выделяются:

1) справочные и 2) рекомендательныеаннотации. Главное различие заключается в отсутствии или наличии оценки документа. Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и т. д. Составляется преимущественно на официальные, научные, производственные, учебные, справочные документы. Используется при подготовке докладов и сообщений, рефератов, обзоров, статей, написании курсовых работ.

Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать документ, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости приобрести или прочесть его. Составляется на научно-популярные, литературно-художественные документы, издания для детей. Используется при подготовке развлекательных и рекламных мероприятий (литературные викторины, конкурсы, тематические вечера, книжные аукционы и ярмарки).

По второму признаку – объему и глубине свертывания – выделяют:

1) пояснительные аннотации,которые состоят из нескольких слов или одного-двух предложений, отвечают на вопрос: «Что это за документ?»;

2) описательные аннотации имеют объем больше и отвечают на вопрос: «О чем сообщается в документе?»;

3) реферативные аннотации близки по объему и методике составления к реферату и отвечают на два вопроса: «О чем сообщается в документе?» и «Что именно сообщается?». Основное различие в объеме: аннотация состоит из 150-200 знаков, реферат - 1000-1500 знаков.

Этапы составления аннотации:

1. Оценка информационной значимости документа и выбор вида характеристики.

2. Анализ содержания в целях выявления наиболее существенных сведений.

3. Обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации.

2.4. Реферирование–процесс АСПИ, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов. В итоге создается реферат – вторичный документ, представляющий собой краткое изложение первичного документа без дополнительной интерпретации или критических замечаний. Следует отличать реферат как свернутый текст первичного документа и реферат как вид учебной работы студента.

В первом случае реферат призван в лаконичной форме ответить на вопрос: «Что именно сообщается в первичном документе?» и устранить необходимость чтения полного текста документа, если он представляет для читателя второстепенный интерес. Реферат статьи объемом в несколько страниц может занимать один абзац, книги объемом в сотни страниц – несколько страниц. Этого количества информации достаточно для понимания сути документа. Рефераты составляются преимущественно на новые иностранные и отечественные научные и производственные документы и публикуются в реферативных журналах и сборниках. Основные потребители этой информации – ученые и специалисты разных областей, студенты, занимающиеся научной работой.

Реферат выполняет две основные функции: информационную и поисковую. Виды рефератов определяются по признакам:

1. Принадлежность к определенной области знания (общественные, гуманитарные, естественные, точные, технические и прикладные науки, отрасли экономики).

2. Глубина свертывания: 1) краткие (не более 850 знаков); 2) расширенные(объем не лимитирован и может составлять 10-15% от объема первичного документа.

3. Способ характеристики первичного документа и целевое назначение: 1) общие (рефераты-конспекты) для всех читателей и 2) специализированные или проблемно-ориентированные для отдельных категорий.

4. Количество источников реферирования: 1) монографические – на один документ; 2) рефераты-фрагменты – на часть документа; 3) обзорные (сводные, групповые) – на несколько документов.

5. Степень формализации: 1) интеллектуальные на основе представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации и 2) формализованныена основе специальных методик.

Основные этапы реферирования:

1. Ознакомительное чтение, предварительный анализ с целью получения представления о первичном документе в целом, его проблематике и структуре.

2. Внимательное чтение, углубленный анализ для исключения несущественных сведений.

3. Определение вида реферата в зависимости от вида реферируемого произведения, целей и задач свертывания.

4. Определение структуры реферата, выбор языковых и стилистических средств.

5. Синтез информации, компоновка и редактирование текста.

6. Оформление реферата в соответствии с ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация.

2.5.Конспектированиекак разновидность реферирования представляет собой фактографическое свертывание, основанное на мыслительной переработке и письменной фиксации читаемого или прослушиваемого сообщения. В результате создается конспект – вторичный документ, позволяющий через некоторое время восстановить информацию с необходимой полнотой. Но для этого необходимо учитывать следующие особенности конспекта:

1) конспект обычно относится к одной науке, дисциплине или разделу, поэтому в нем можно использовать специфические для этой сферы элементы записи, сокращения;

2) конспект в основном пишется от руки, значит, в нем можно использовать такие приемы записи, которые нельзя или трудно сделать на компьютере или на наборной полиграфической машине;

3) конспект устной речи, как правило, делается в условиях дефицита времени, что требует скоростного способа записи;

4) конспект в дальнейшем нужно легко читать, этому способствуют формы записи, ориентированные на быстрое чтение (абзацы, пропуски, поля);

5) конспект должен облегчать запоминание, значит, формы записи должны быть мнемоничны. Запоминаемость облегчается структурированием, наличием цветовых и шрифтовых выделений (подчеркиваний, рамок, пиктограмм);

6) конспект – это личный документ, в нем используются формы записи, привычные и понятные автору. Конспект индивидуален, другой человек может его не понять из-за разных тезаурусов; разной степени свернутости и подхода к выбору значимых фрагментов; собственной системы сокращения слов и т. д.

7) по конспекту не требуется однозначного восстановления исходного текста, так как конспект – это запись смысла. Точная запись текста – стенограмма.

В конспекте применяется разный уровень свертывания. Для определений, формул, таблиц, схем – без сокращений, так как сокращения в данном случае могут привести к потере смысла. Прочий материал сокращается.

Система сокращений в конспектах включает следующие способы:

1. Использование математических, технических и прочих сокращений (V – объем, t – время или температура, + – прибавить или положительно и т. д.);

2. Использование арабской грамоты (запись только согласных букв);

3. Отбрасывание окончаний слов, пропуск середины;

4. Запись только значащих слов;

5. Пространственная запись (вилки – подразделяется на ; скобки } – состоит из, включает);

6. Перефразирование – наиболее мощный способ, требующий полного понимания речи, творческой ее переработки и высокой скорости мышления. В данном случае нужно найти фразу, равную по содержанию, но более краткую по написанию. Например, фраза:

«Результат сложения целых чисел также является целым числом» записана при помощи 51 символа (букв);

Вариант 1: Целое + целое = целое (17 символов);

Вариант 2: ∑ целых = целое (12 символов).

2.6. Обзорно-аналитическая деятельностьпредполагает подготовку обзоров на основе текстов первичных документов. Обзор – вторичный документ, литературное произведение, содержащее сводную характеристику состояния какого-либо вопроса со степенью свертывания, необходимой и достаточной для ориентации определенной категории потребителей информации в документах или информационном потоке. Функции обзоров: информационная, учебная, организационная, кумулятивная, эвристическая, гносеологическая. Виды обзоров:

Библиографические – устный или письменный рассказ о новых документах, поступивших в библиотеку или литературе по какой-либо теме.

Реферативные (сводные рефераты) – тематические информационные издания, в которых факты и сведения из источников приводятся без каких-либо комментариев и оценок. Служат для предварительного ознакомления с документом. Ведущие информационные учреждения нашей страны (ВИНИТИ, ИНИОН и др.) выпускают реферативные журналы (РЖ) и реферативные сборники (РС) в сериях для информирования о содержании новых иностранных и отечественных документов. Например, РЖ ВИНИТИ «Информатика», РЖ ИНИОН «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия «Экономика», «РЖ «История», РС «Россия и современный мир» и др.

Аналитические – не только ориентируют в информационном потоке, но содержат оценку состояния темы (проблемы), тенденции ее развития. Подразделяются на обзоры-обоснования, итоговые, прогностические. Такие обзоры готовят специалисты-аналитики по актуальным вопросам экономики, инвестирования, банковского дела и т. д.

Вопрос 3.Многие учебные, научные и прочие документы создаются на основе уже существующих опубликованных документов путем их изучения и переработки. В зависимости от степени самостоятельности автора методы заимствования подразделяются на 1) допустимые, законные: цитирование, изложение содержания, критический анализ и б) недопустимые, неэтичные и незаконные: плагиат, компиляция.

Недобросовестные авторы могут использовать чужой текст без указания автора, выдавая его за свой труд. Такой способ называется плагиат, или литературное воровство (от латинского plagio – похищение). Замеченный плагиат в соответствии с отечественным законодательством наказуем. Если подобное явление обнаружится в диссертации или выпускной квалификационной работе, ее автор не допускается до защиты.

Компиляция (от латинского compilatio – ограбление) означает, что автор собрал части различных произведений и соединил их вместе без какой-либо самостоятельной обработки. Участие автора в данном случае проявляется в решении о расположении отдельных фрагментов.

Цитированиепредполагает использование в тексте точных, неизмененных фрагментов других материалов. Оно необходимо для передачи определений, мыслей авторов и т.д. При этом действуют правила оформления цитат и обязательно ставятся ссылки внутритекстовые, подстрочные или затекстовые.

Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки. Предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, во внутритекстовой библиографической ссылке, как правило, заменяют точкой. Например:

(Аренс, В. Ж. Азбука исследователя. Москва : Интермет Инжиниринг, 2006)

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы:

1 Тарасова, В. И. Политическая история Латинской Америки. Москва, 2006. С. 305.

или более подробно:

1 Тарасова, В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – 2-е изд. – Москва : Проспект, 2006. – С. 305 – 412.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа. Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа. Например, в тексте:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины ХХ века, дает работа библиографа И. М. Кауфмана59.

В затекстовой ссылке:

59 Кауфман, И. М. Терминологические словари : библиография. Москва, 1961.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой: [10, с. 81]. Отсылки на несколько источников разделяют точкой с запятой: [3 ; 10 ; 18]. Студент может выбирать любой вариант оформления ссылок, но наиболее простой – это затекстовая отсылка.

В зависимости от расположения авторской речи цитата оформляется в соответствии с правилами пунктуации, используемыми при прямой речи. Например, слова автора предваряют цитату: В своей книге «От мечты – к открытию: Как стать ученым» Ганс Селье писал: «Наука занимается не отдельными объектами как таковыми, а обобщениями, то есть классами и теми законами, в соответствии с которыми упорядочиваются объекты, образующие класс. Вот почему классификация представляет собой фундаментальный процесс» [3, с.16].

Слова автора разрывают цитату, оформление таково: «Если не знаешь имен, – подчеркивал Карл Линней в своей «Философии ботаники», – то теряется и познание вещей» [23, с. 80]. Слова автора следуют после цитаты: «Как в тесных рамках лишь себя проявит мастер, так нам свободу дать сумеет лишь закон», – утверждал Гете [4, с. 2]. Цитата может начинаться с прописной или строчной буквы, иметь в составе многоточие при пропуске текста.

Изложение содержания предполагает пересказ текста своими словами от третьего лица. При этом введение ссылок в текст будет выглядеть следующим образом.

Ссылки, содержащие определение понятия: В словаре… [12] термин экономика определяется, как…; Понятие город в современной культурологии трактуется как… [11 ; 22 ; 27].

Нейтральные ссылки, ссылки упоминания: Проблеме личности в истории посвящены работы…[17 – 21]; Опыт выставочной работы описан в публикациях [4 – 11]; Метод эксперимента нашел отражение в работах… [7 – 9].

Ссылки-сопоставления: Проблеме воспитания уделялось серьезное внимание в публикациях как теоретического [12–15], так и экспериментального характера [16–18]; Известны исследования по соционике как отечественных [2; 7], так и зарубежных ученых [60 ; 63 ; 65].

Критический анализ предполагает изучение, сопоставление и оценку позиций разных авторов, высказывание собственной точки зрения. При этом ссылки могут отражать отмеченное сходство взглядов: В соответствии с концепцией устойчивого развития, предложенной в монографии… [33], в статье … [21] использован способ…; Аналогичный прием был применен …[4]; Большинство специалистов считает, что… [3; 7; 10 – 11; 23].

Ссылки, отражающие различные взгляды: Противоположная точка зрения высказана в работах … [14 – 16]. Иной способ решения проблемы предложен … [34]; В отличие от работ… [9 – 10 ; 12 ; 18], трактующих социализацию как процесс, в исследовании… [25] предлагается…

Студент может высказать согласие и одобрение позиций авторов изучаемых работ: С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах… [34 – 37]; Я считаю, следует согласиться с выводом, полученным в исследовании… [54]; Глубоко прав исследователь проблемы…, утверждая, что… [45, с. 11 – 12].

Также может быть высказано опровержение, несогласие с позицией автора: Вряд ли можно согласиться с тезисом… о том, что …[30, с. 12]; Предложенный в работе ... [54] способ решения проблемы страдает рядом недостатков.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.012 сек.