КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткосрочное финансовое планирование и бюджет наличности
Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации. Бюджет – это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придаёт количественную определённость выбранным перспективам существования фирмы. Составление бюджетов включает в себя следующие этапы: 1) установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства); 2) конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на год или полгода); 3) анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; 4) подготовку итоговых бюджетов. Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития организации и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путём учёта всех возможных источников доходов: доходов от продаж, процентов от инвестиций, выплат за использование лицензий, правительственных субсидий и т.д. Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов: 1) материальный бюджет – перечисляет виды и количества сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана; 2) бюджет закупок – конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов; 3) трудовой бюджет – ведёт счёт прямым издержкам труда, неизбежным при организации при организации запланированных видов деятельности; 4) бюджет административных расходов – включает расходы на выполнение главных управленческих функций: оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на содержание служебных помещений и офисов и т.д. 5) финансовые бюджеты. К основным финансовым бюджетам относятся: 1) бюджет наличности; 2) бюджет дополнительных вложений капитала. Если первый из финансовых бюджетов имеет своей целью обеспечить ликвидность фирмы, то второй уточняет запланированные денежные расходы с учётом изменений: строительство или приобретение новых заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов и т.п. Прогнозирование бюджета наличности (краткосрочное финансовое бюджетирование. Прогноз бюджета наличности – составная часть финансового планирования. Бюджет наличности детализирует потоки наличности (входящие – доходы и исходящие – расходы) за определённый будущий период времени. Обычно бюджет наличности составляется на год или полгода вперёд с разбивкой по месяцам. В реальной практике нередки случаи определения понедельных (на неделю вперёд) бюджетов наличности. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчёты о движении наличности. Правила составления планового бюджета наличности. 1.Закупки материалов фирма определяет в соответствии с прогнозом продаж. Оплата за материалы, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предыдущем квартале. Например, чтобы продать продукции на 4 млн. рублей во втором квартале, фирма должна приобрести материалов на 1,8 млн. рублей. Оплата их производится в I квартале. Закупки материалов оцениваются приблизительно в 40 % годовых продаж. 2. Затраты на труд обычно составляют около 30 % годовых продаж. 3. Прочие расходы (амортизация, электроэнергия, административные расходы) – около 20 % годовых продаж. Раздел «труд + прочие расходы в бюджете наличности не изменяются в течение года. Так, запланировав определённую численность работников в начале года, фирма затем не изменяет её до конца года. 4. Проценты и налоги выплачиваются в конце квартала. 5. Закупки нового оборудования (капитальные затраты) фирма производит перед началом года. 6. При составлении бюджета наличности исходят из предположения, что 70 % доходов от продаж будет собрано в текущем квартале и 30 % - в следующем. Гибкое бюджетирование. Приведённые расчёты – это подготовка традиционного бюджета наличности, который основан только на одном прогнозе продаж. Ведь все показатели – затраты, прибыль, налоги – рассчитываются исходя из единственной прогнозной цифры продаж за год. Такого рода подход приемлем для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию. Если колебания и существуют, то в ожидаемых границах. В реальной практике существует ряд вариантов развития событий. Поэтому наиболее подходящим будет такой бюджет, который предусматривает возможность изменений, т.е. ориентирован не на единственную цифру продаж, а на диапазон из возможных уровней. Кроме того, гибкость бюджету, как и долгосрочным финансовым планам, придаёт регулирование длины производственного рычага, т.е. управление соотношением между постоянными и переменными издержками.
Контрольные вопросы: 1. Каковы принципы финансового планирования? 2. Что входит в сосотав операционного бюджета? 3. В чём состоит значение баланса предприятия для финансового планирования? 4. Как рассчитываются показатели ликвидности? 5. Как рассчитываются показатели оборачиваемости? 6. Как рассчитываются показатели доходности? 7. В чём суть финансового рычага? 8. В чём суть метода прогноза продаж? 9. В чём суть метода процента от продаж? 10. Для чего делается на предприятии анализ безубыточности? 11. О чём гласит правило производственного рычага? 12. Какие этапы включает составление бюджета? 13. Для чего составляется бюджет наличности?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |