Предпринимательство может развиваться только при наличии в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития. Иначе говоря, для этого должна быть сформирована предпринимательская среда. Под предпринимательской средой понимают благоприятные социально-экономические, политические, гражданско-правовые условия (ситуации), обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. Она представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получении прибыли.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рыночной системы отношений как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.
Эффективная предпринимательская среда должна, во-первых, обеспечивать предпринимателям необходимую экономическую и личную свободу (как определяющее условие развития предпринимательства). Вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства, направленного на получение прибыли. Эти важнейшие составные элементы предпринимательской среды зафиксированы в Конституции Российской Федерации. В частности, в ней записано:
• в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;
• никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду;
• владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно;
• гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
• признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Предпринимательская среда разделяется на внешнюю, независящую от воли самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями.
2. Рынок – среда предпринимательства
Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.
Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (общей среды) фирмы (табл. 3.1).
Сфера макросреды
Факторы макросреды
1. Международная
1.1. Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты
1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время
1.3. Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса
1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе
2. Политическая
2.1. Стабильность демократических преобразований в стране
2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе
2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день
2.4. Криминальная обстановка в стране
2.5. Количество политических фракций в законодательной власти
3. Экономическая
3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны
3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны
3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей
3.4. Дефицит бюджета страны, %
3.5. Среднегодовые темпы инфляции
3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны
3.7. Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие
3.8. Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)
3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны
3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности
3.11. Структура распределения доходов населения
3.12. Уровень развития финансовой системы страны
4. Социально-демографическая
4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни
4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения
4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)
4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем
4.5. Рождаемость и смертность населения страны
4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.
4.7. Миграция населения
4.8. Перспективность городов
4.9. Структура населения по доходу и др.
5. Правовая
5.1. Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.
5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны
5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм
5.4. Наличие федеральной программы создания правового государства
5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением Федеральных правовых актов
5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали
6. Экологическая
6.1. Параметры экосистемы страны
6.2. Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения
6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны
7. Природно-климатическая
7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе
7.2. Характеристика климатических факторов страны
7.3. Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны
7.4. Степень использования вторичных ресурсов
8. Научно-техническая
8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества
8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране
8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого
8.4. Уровень автоматизации производства в машиностроении страны
8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США)
8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны
8.7. Характеристика системы информации страны
8.8. Уровень компьютеризации страны
9. Культурная
9.1. Средний уровень образования населения страны
9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры
9.3. Отношения людей к окружающему миру
9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей
Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.
К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 3.2).
Сфера микросреды
Факторы микросреды
1. Поставщики
1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам
1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.
1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму
1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической документации
1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму
1.6. Прогноз изменения условий поставок
2. Потребители
2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы
2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров
2.3. Прогноз изменения доходов потребителей
2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
3. Конкуренты
3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов
3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов
3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов
3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контактные аудитории
4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.
4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией
5. Маркетинговые посредники
5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров
5.2. Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)
5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности
6.1. Формирование банка данных по налоговой систем, и внешнеэкономической деятельности
6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы
6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности
Задача управления — выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:
· маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
• планирования и разработки плановых показателей;
• оперативного управления;
• контроля за результатами хозяйственной деятельности.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.
Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление