Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Предпринимательская среда




1. Сущность предпринимательской среды

2. Рынок – среда существования предпринимателей

3. Экономическая свобода

 

1. Сущность предпринимательской среды

Предпринимательство может развиваться только при наличии в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспе­чивающих благоприятные возможности для развития. Иначе го­воря, для этого должна быть сформирована предпринимательская среда. Под предпринимательской средой понимают благоприятные социально-экономические, политические, гражданско-правовые условия (ситуации), обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской де­ятельностью. Она представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и догово­ров, а также получении прибыли.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного обще­ственного и государственного менталитета, формирования рыноч­ной системы отношений как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Эффективная предпринимательская среда должна, во-первых, обеспечивать предпринимателям необходимую экономическую и личную свободу (как определяющее условие развития предприни­мательства). Вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства, направленного на получение прибыли. Эти важнейшие составные элементы предпринимательской среды зафиксированы в Конституции Российской Федерации. В част­ности, в ней записано:

• в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпри­нимательской деятельности;

• никто не может быть лишен своего имущества (как матери­альной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду;

• владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно;

• гарантируются единство экономического пространства, свобод­ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности;

• признаются и равным образом защищаются частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности.

Предпринимательская среда разделяется на внешнюю, незави­сящую от воли самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями.

 

2. Рынок – среда предпринимательства

Внешняя предпринимательская среда представляет собой слож­ную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

 

Внешняя предпринимательская среда включает сферы и фак­торы макросреды (общей среды) фирмы (табл. 3.1).

 

Сфера макросреды Факторы макросреды
   
1. Междуна­родная 1.1. Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты 1.2. Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время 1.3. Количество международных симпозиумов, конферен­ций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса 1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни насе­ления в целом в мировом сообществе
2. Полити­ческая 2.1. Стабильность демократических преобразований в стране 2.2. Вероятность возврата к прошлой политической системе 2.3. Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день 2.4. Криминальная обстановка в стране 2.5. Количество политических фракций в законодательной власти
3. Экономи­ческая 3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны 3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны 3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей 3.4. Дефицит бюджета страны, % 3.5. Среднегодовые темпы инфляции 3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны 3.7. Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие 3.8. Наличие федеральных методических документов, регла­ментирующих процесс принятия и реализации управленчес­кого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономи­ческому обоснованию и другим вопросам) 3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны 3.10. Показатели налоговой системы и внешнеэкономичес­кой деятельности 3.11. Структура распределения доходов населения 3.12. Уровень развития финансовой системы страны
4. Социаль­но-демогра­фическая 4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни 4.2. Место страны в мире по жизненному уровню населения 4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин) 4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем 4.5. Рождаемость и смертность населения страны 4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образова­нию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. 4.7. Миграция населения 4.8. Перспективность городов 4.9. Структура населения по доходу и др.
5. Правовая 5.1. Наличие федеральных правовых актов по стандартиза­ции, метрологии, защите прав потребителей, антимонополь­ной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окру­жающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. 5.2. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны 5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм 5.4. Наличие федеральной программы создания правового государства 5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением Феде­ральных правовых актов 5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали  
6. Экологическая 6.1. Параметры экосистемы страны 6.2. Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения 6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосис­темы страны
7. Природно-климатическая 7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее мес­то в мировом сообществе 7.2. Характеристика климатических факторов страны 7.3. Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны 7.4. Степень использования вторичных ресурсов
8. Научно-техническая 8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества 8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в об­щей численности работающих в стране 8.3. Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого 8.4. Уровень автоматизации производства в машинострое­нии страны 8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США) 8.6. Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны 8.7. Характеристика системы информации страны 8.8. Уровень компьютеризации страны
9. Культурная 9.1. Средний уровень образования населения страны 9.2. Обеспеченность населения страны объектами культуры 9.3. Отношения людей к окружающему миру 9.4. Долговременные тенденции развития в области культур­ных ценностей

 

Предпринимательский успех зависит от внутренней предпри­нимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустрем­ленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относятся опреде­ленные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 3.2).

 

 

Сфера микросреды Факторы микросреды
   
1. Постав­щики 1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам 1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. 1.3. Интегральный показатель качества информации, посту­пающей на фирму 1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методи­ческой документации 1.5. Интегральный показатель качества подготовки специа­листов, поступающих на фирму 1.6. Прогноз изменения условий поставок
2. Потреби­тели 2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сег­ментации рынка внутри страны и в мире
3. Конку­ренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов 3.2. Анализ организационно-технического уровня произ­водства основных конкурентов 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контакт­ные аудито­рии 4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, го­сударственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. 4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией
5. Марке­тинговые посредники 5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продви­жения товаров 5.2. Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреж­дениями
6. Законода­тельство по налоговой системе и внешнеэко­номической деятельнос­ти 6.1. Формирование банка данных по налоговой систем, и внешнеэкономической деятельности 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэконо­мической деятельности

 

Задача управления — выявление характера и степени воз­действия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития пред­приятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

· маркетинговых исследований и разработки программ мар­кетинга;

• планирования и разработки плановых показателей;

• оперативного управления;

• контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия за­висит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходи­мая предпосылка принятия управленческих решений по результа­там проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия про­цессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффек­тивное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.