КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №5 Рынок и рыночное хозяйство
План 5.1 Рынок: условия возникновения и сущность. Функции рынка и его преимущества. 5.2 Классификация рынков 5.3 Конкуренция как условие существования рынка 5.4 Инфраструктура рынка. 5.5 Недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике.
5.1 Рынок: условия возникновения и сущность. Функции рынка и его п реимущества Возникновение рынка обусловлено двумя основными причинами: 1 – ая – развитие общественного разделения труда, 2 – ая – экономическая обособленность товаропроизводителей. В условиях развитого общественного разделения труда каждый производитель специализируется на производстве определенных благ. Но для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимы разнообразные товары. Данное противоречие разрешается путем обмена. Производя ограниченный ассортимент благ, но в большем количестве, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремиться обменять созданный им товар на товары других производителей. Таким образом, общественное разделение труда, с одной стороны, разъединяет производителей, а с другой – объединяет их, вызывая необходимость регулярного обмена. В современной экономической литературе нет единого определения понятия «рынок». «Рынок – место, где осуществляются акты купли-продажи между продавцами и покупателями»; «Рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг»; «Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения». Наиболее полное представление о сущности рынка дает рассмотрение его социально-экономической и организационно-экономической сторон. В социально-экономическом плане рынок – это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируются, спрос, предложение и цена товара. В организационно-экономическом плане рынок – это хозяйственная деятельность, определенным образом организованная и направленная на реализацию товаров. Субъекты рынка – производители, потребители и их посредники. В роли посредников могут выступать оптовые и розничные фирмы, комиссионеры, брокеры, дилеры и др. Объекты рынка – экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях: 1 Важнейшей функцией рынка является соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства (воспроизводственная). 2 Регулирующая функция. Через рыночный механизм, количество произведенной продукции приводится в соответствии с объемом платежеспособного спроса покупателей. 3 Стимулирующая функция рынка. Конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства. 4 Информационная функция. 5 Санирующая функция. Рынок дифференцирует производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные – несут убытки, разоряются.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |