Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Субъекты административного права

Тест

1. Административное право - это отрасль… права

+: публичного

-: гражданского

-: конституционного

-: частного

2. Особенная часть административного права включает в себя правовой институт, определяющий

+: управление в социально-культурной области

-: формы и методы государственного управления

-: обеспечение законности в государственном управлении

-: систему органов исполнительной власти

-: методы принуждения

3. Социальное управление включает в себя управление…

+: государственными и негосударственными общественными делами -: экономическим методом

-: техническими средствами

-: биологическими процессами

-: политическими средствами

4. Специфической чертой исполнительной власти, отличающей ее от законодательной и судебной, является…

+: исполнительно-распорядительная, непосредственно-организующая направленность

-: государственно-властный характер

-: аполитичность

-: возможность законодательной инициативы

-: возможность разрешения юридических споров

5. Источники административного права по юридической значимости

-: Конституция РФ

-: Федеральные конституционные законы

-: Федеральные законы

-: Указы Президента Российской Федерации

-: Постановления Правительства РФ

6. Норма административного права, закрепляющая порядок, процедуры осуществления власти – это… норма

+: процессуальная

-: материальная

-: обязывающая

-: императивная

-: правоохранительная

7. Только компетентные органы государственной власти и их должностные лица могут реализовывать такую форму норм административного права как …

+: применение

-: соблюдение

-: толкование

-: запрещение

-: исполнение и использование

8. Диспозиция административно-правовой нормы – это ### поведения

+: правило

-: условие

-: режим

-: основание возникновения

-: последовательность

9. Как правило, обязательным субъектом административного правоотношения является…

+: орган исполнительной власти или его должностное лицо

-: физическое лицо

-: предприятие, учреждение

-: общественное объединение

-: гражданин

 

1. Общая характеристика субъектов административного права

2. Органы исполнительной власти

3. Государственные служащие

1. Общая характеристика субъектов административного права

Субъект административного права – это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административно-правовых отношений – это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять. Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений два равно взаимосвязанных по значению понятия.

Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это:

1. наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

2. наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений (то есть юридических фактов);

3. Административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).

К коллективным субъектам относятся: органы исполнительной власти; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления; негосударственные организации, предприятия и учреждения; а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.).

Профессиональные союзы – это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду своей деятельности, которые создаются в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

 

2. Органы исполнительной власти

Понятие «исполнительная власть» не тождественно понятию «орган исполнительной власти». В законодательстве России определение этих понятий отсутствует. Имеются лишь указания на существование исполнительной власти как разновидности государственной власти, единой системы органов исполнительной власти, признаки и принципы их организации и деятельности.

Определяя понятие органа исполнительной власти, выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

Более обстоятельно рассматривает признаки органов исполнительной власти профессор Ю.Н. Старилов, который выделяет следующие:

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти, обусловленная конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти.

3. Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность РФ; б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную…; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность… Подзаконность организации и деятельности органов исполнительной власти является важным элементом их правового статуса.

5. Деятельность органов исполнительной власти имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер.

6. Наличие организационной структуры органа, т.е. учреждение в органе исполнительной власти государственных должностей и образование в нем функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.).

7. Обладание компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах.

8. Постоянное и непрерывное действие органа исполнительной власти на определенной территории РФ.

9. Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, или право издания подзаконных актов управления (административных актов).

10. Нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Наличие у каждого органа исполнительной власти своего наименования.

12. Ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц, предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

13. Орган исполнительной власти обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Он учреждается как юридическое лицо, т. е. является также субъектом гражданского права и может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Обобщая эти характеристики, можно дать следующее определение. Орган исполнительной власти – это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями.

Президент РФ, соответственно находится и во главе органов государственного управления, а, следовательно, и во главе исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента Российской Федерации, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента Российской Федерации установлено Указом Президента РФ Указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (в действ. ред.) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»70. В соответствии с Положением об Администрации Президента Российской Федерации, основной ее задачей является создание условий для выполнения Президентом Российской Федерации возложенных на него задач и функций.

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. 110-117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ. В этом указе:

- под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

- под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

- под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

- под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

Такая возможность создания территориальных органов федеральными органами исполнительной власти для реализации своих функций предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции РФ.

В субъектах РФ системы исполнительной власти организованы по-разному. Например, в республиках в составе России принято выделять несколько типичных схем организации исполнительной власти:

1. Система исполнительной власти, возглавляемая главой республики - Президентом, который одновременно является председателем Правительства. Так организована исполнительная власть, например, в Республике Бурятия, в Республике Коми.

2. Система исполнительной власти, при которой кабинет министров (правительство) республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики и подчиняется главе государства - Президенту республики. Такая форма организации исполнительной власти закреплена конституциями Республики Башкортостан и республики Татарстан.

3. Система исполнительной власти, возглавляемая Президентом республики, который является в ней высшим должностным лицом. Так организована исполнительная власть в Республике Саха (Якутия), в Чувашской Республике. Так Конституцией Республики Саха (Якутия) установлено, что Президент является высшим должностным лицом республики и главой ее исполнительной власти. Правительство же деятельностью, которого руководит Председатель Правительства, является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. По конституции Чувашской республики Президент также является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти республики. Однако орган исполнительной власти, которым является Кабинет министров - Правительство Чувашской Республики, осуществляет свою деятельность непосредственно под руководством Президента республики.

4. Система исполнительной власти, отличительной особенностью которой является конституционное наделение Президента республики, являющегося главой государства, параллельными полномочиями главы исполнительной власти. Такое сочетание двух форм правосубъектности у Президента предусмотрено Конституциями Республики Тува и Республики Северная Осетия - Алания.

5. Система организации исполнительной власти в Республике Карелия. Там главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является избираемый всем населением Председатель Правительства, который представляет на утверждение Законодательного Собрания структуру исполнительной власти республики, сам назначает и освобождает от должности практически всех министров (за исключением трех), все председателей комитетов и других руководителей республиканских органов исполнительной власти, сам формирует и определяет порядок деятельности Правительства республики.

6. Коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти. При такой системе либо Правительство республики формируется представительным органом государственной власти (например, Государственным Советом в Удмуртской республике) и осуществляет исполнительную власть, либо исполнительную власть возглавляет непосредственно коллективный орган, который и формирует Правительство республики (например, образуемый Конституционным Собранием Республики Дагестан Государственный Совет Республики). Во втором случае Правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти, а Председатель Правительства входит в состав Государственного Совета Республики в качестве заместителя его Председателя.

7. Система организации исполнительной власти, при которой Президент республики является главой республики и ее высшим должностным лицом. Так, в соответствии со Степным Уложением (Основным законом) Республики Калмыкия Президент Республики является главой исполнительной власти, высшим должностным лицом, а в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской республики Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Республики.

Органы местного самоуправления - муниципальные органы - это наделенные полномочиями органы по непосредственному, оперативному управлению муниципальной собственностью, финансами, хозяйственной, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности местного значения. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в действ. ред.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»83 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Закон предусматривает, что порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, сроки полномочий, подотчетность и подконтрольность, иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования.

 

3. Государственные служащие

Исполнительная власть по сравнению с другими ветвями государственной власти наиболее тесно связана с институтом государственной службы. Она осуществляет свои функции, а, следовательно, и функции государства через органы исполнительной власти, специального постоянно действующего аппарата, в котором работают на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации государственные служащие. Соответственно, на муниципальном уровне свою деятельность осуществляют муниципальные служащие.

Выделяют следующие цели государственной службы:

- государственно–политические цели (выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы (ст. 7 Конституции России); исполнение и обеспечение полномочий государства и ее органов; обеспечение благосостояния общества);

- экономические цели (повышение эффективности государственного регулирования экономики; управление от имени государства государственной собственностью; снижение затрат на содержание государственного аппарата);

- социальные цели (решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление социальных функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с общественностью);

- нормативно–правовые цели (обеспечение соблюдения законодательства РФ; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата, в том числе разработка административных регламентов; совершенствование административных процедур в системе государственной службы);

- организационные цели (организационно–техническое обеспечение деятельности органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация подготовки государственных служащих; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы; формирование и развитие организационной культуры государственной службы).

Фактически перечисленные цели полностью соотносятся с функциями государства по предметному основанию классификации в зависимости от сфер их приложения.

Функции государственной службы РФ нормативно не определены. Очевидно, что функции государственной службы в целом взаимосвязаны с функциями государства. Такая взаимосвязь объясняется самой деятельностью государственных служащих, призванной реально осуществлять функции государства.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные направления государственных служебных действий.

Как правило, принято выделять пять функций государственной службы, каждая из которых означает следующее.

Правотворческая функция государственной службы – это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки проектов законодательных актов.

Правоприменительная функция государственной службы – это реальное претворение в жизнь положений Конституции России, а также законодательных и иных нормативных правовых актов государства.

Правозащитная функция государственной службы – это обеспечение прав и свобод гражданина.

Регулирующая функция государственной службы – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

Организационная функция государственной службы – это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов85.

Предлагаемая классификация функций государственной службы носит смешанный характер. Она включает такие основания, как формы реализации функции и общие функции управления.

Как представляется, государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих (личного состава государственного органа) по обеспечению реализации целей и функций государственных органов посредством исполнения должностного регламента.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 10 Конституции России, ст. 71, 72, 73 Конституции России);

законность (ст. 15 Конституции России);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 6, 18 Конституции России);

равный доступ граждан к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции России);

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (п. т. ст. 71 Конституции России);

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы (ст. 10–11, ст. 12, ст. 130–133 Конституции России); открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (ст. 24, 29 Конституции России);

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ.

Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.

Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).

Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный правовой статус государственного служащего – носит профессиональный характер. Специальный правовой статус – это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.

Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом (ранее – должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.

Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.

Литература

1. Административное право: Учебник. Под ред. Л.Л. Попова М.: Юристъ, 2002.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М.: Зерцало-М, 2006.

3. Указ Президента РФ от 20.05.2007 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 24.05.2004, № 21, ст. 2023 – утратил силу.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 (ред. от 31.12.2008) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2290.

5. Указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (в действ. ред.) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 12.04.2004, № 15, ст. 1395.

6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 г. № 260 (в ред. от 26.11.2008) «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 07.06.2004, № 23, ст. 2313.

7. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (в действ. ред.) «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 01.08.2005, № 31, ст. 3233.

8. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (в действ. ред.) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ, 18.08.1997, № 33, ст. 3895.

9. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024 (ред. от 29.11.2000 г.) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.09.1999, № 39, ст. 4626.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм административно-правового регулирования | Тема 3. Административно-правовые формы и методы государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.