Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы экологической политики Забайкальского края




1. Осознание гражданским обществом (власть, бизнес, общественные экологические организации, учреждения науки, образования, здравоохранения и культуры; граждане) важности сотрудничества, демонстрация стремления региона к экологическому лидерству.

2. Ненарушенность ландшафтов с естественной динамикой природных процессов как один из экономических ресурсов и условие стабильности социального развития.

3. Приоритет экологических интересов перед экономическими и обязательность выполнения компенсационных мероприятий (на условиях научной достоверности и обоснованности) в условиях неизбежности отдаленных экологических рисков при реализации хозяйственных проектов.

4. Равноправие природоохранной деятельности со всеми другими видами хозяйственной деятельности.

5. Доступность, открытость экологической информации и гласность для осознания всем обществом главных угроз для окружающей среды и совместного решения задач устойчивого развития.

6. Обязательность экологической компоненты (в том числе мероприятий по экологическому образованию населения) в планах социально-экономического развития муниципальных образований.

7. Согласованность планов действий по охране окружающей среды с соседними регионами Российской Федерации (Республика Бурятия, Саха-Якутия, Амурская и Иркутская области) и учет экологических интересов стран-соседей Китая и Монголии.

8. Комплексность управления природными ресурсами и объектами на основе бассейнового подхода и сохранения целостности экосистем.

9. Создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов и обязательность соблюдения интересов и традиций местного населения.

10. Прогнозирование тенденций позитивного/негативного изменения природных сред и изменение в соответствии с этим приоритетных направлений экологической политики.

11. Осознание культурного значения природоохранной деятельности, социальной и моральной ответственности за решение производственных, территориальных и глобальных экологических проблем.

 

Цель реализации стратегических направлений экологической политики Забайкальского края: через систему обязательств, представленных в виде нормативно-правовых документов, создать условия для сохранения высокого качества окружающей природной среды; уменьшить экологические риски для секторов экономики, здоровья населения; содействовать развитию экологосообразного малого и среднего бизнеса.

Приоритетные задачи:

ü Для улучшения жизненных условий и создания рабочих мест в сельской местности стимулировать развитие хозяйственной деятельности на основе рационального использования ресурсов живой природы: экологический и познавательный туризм, производство экологически чистых продуктов из недревесных продуктов леса (НПЛ) через обучение населения в местных образовательных учреждениях по специальностям, связанным с развитием народных промыслов, производством сувенирной продукции, переработкой НПЛ и др.

ü Интегрировать многочисленные личные подворья, наиболее естественно включенные в природные циклы, в социально-экономические процессы путем обучения/ознакомления сельских жителей с элементарными сведениями о рыночной экономике, правильным ведением бухгалтерской отчетности и использованием новых направлений деятельности (получение кредитов, сертификация продуктов, маркетинг и пр.).

ü Освоить в условиях снижения общей биологической продуктивности экосистем методологию адаптивного земледелия, формирования оптимального агроландшафта и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции (как актуальную исследовательскую задачу в области агроэкологии).

ü Внедрить индикативный метод планирования, использования, воспроизводства и охраны природно-ресурсного потенциала территории на кратко-, средне- и долговременную перспективу.

ü На землях, где ведется экологически сбалансированная хозяйственная деятельность традиционного типа (охота, сбор дикорастущих, оленеводство и др.), не развивать виды деятельности, изменяющие характер воздействия на окружающую среду. Новые хозяйственные объекты размещать преимущественно на ранее освоенных землях.

ü Расширять сотрудничество с соседними регионами Российской Федерации, а также с Китаем и Монголией, в сфере сохранения ландшафтного, биологического и ресурсного разнообразия приграничных и трансграничных природных комплексов.

ü Создание эффективной системы охраняемых природных территорий региона, обеспечивающей баланс сохранения экологических функций экосистем и социально-экономического развития.

Кроме того,

Ø Следуя принципам Экологической доктрины Российской Федерации, Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия Российской Федерации, в связи с принадлежностью территории к трем водным бассейнам (Амурскому, Байкальскому и Ленскому), с учетом экологических интересов соседних регионов Российской Федерации и приграничных стран, Читинская область приступает к реализации системной программы по эффективному включению уникальных качеств природной среды в программы своего устойчивого социально-экономического развития.

Ø При соблюдении требований федерального и регионального законодательства, международных соглашений в области охраны окружающей среды и здоровья населения Читинской областью принимаются и реализуются управленческие решения в сфере природопользования с обязательным учетом экологических аспектов намечаемой деятельности; вводится практика публичных отчетов органов управления на муниципальном и областном уровне о результатах деятельности в области охраны здоровья населения и охраны окружающей среды Читинской области. Приняты: Закон Читинской области «Об областной целевой программе «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2010 годы)», распоряжение Администрации Читинской области «Об утверждении Регионального плана действий по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия территории Амурского бассейна в административных границах Читинской области на 2005-2010 годы».

Ожидаемые результаты реализации стратегических направлений экологической политики Забайкальского края:

¨ Осуществление эффективного и контролируемого гражданским обществом государственного управления природными ресурсами.

¨ Передача ответственности за постоянное и последовательное улучшение качества окружающей среды на уровень муниципальных образований области.

¨ Увеличение к 2010 году площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в два раза (8 % от площади Читинской области) и построение системы эффективного управления природно-заповедным фондом Читинской области (утверждение схемы размещения ООПТ, создание государственного регионального органа по управлению ООПТ, принятие областного закона о землях природно-заповедного фонда, резервирование земель для будущего использования на основе эколого-экономических обоснований).

¨ Создание рабочих мест в новых отраслях экономики (туризм, природосохранение, переработка недревесных продуктов леса, развитие рынка товаров народных промыслов и др.), повышение рыночной эффективности сельскохозяйственной отрасли производства.

¨ Улучшение инвестиционного, социального климата региона, что обусловливает постепенное повышение качества жизни населения.

¨ Создание устойчивой системы подготовки и переподготовки в области экологии управленческих кадров, руководителей предприятий разных форм собственности, сельских жителей, в том числе по вопросам экологоадаптивного типа природопользования.

¨ Создание позитивного имиджа Читинской области внутри страны и на международной арене.

 



Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

На региональном уровне главная задача – оценка безопасности объекта воздействия (региона), территориально жестко ограниченной техносоциоприродной системы. При этом региональное промышленное производство является субъектом воздействия (внешним вредным фактором), но в то же время входит в структуру региона (объекта воздействия) и само становится реципиентом воздействия.

Поэтому территориальные показатели (зона воздействия, зона загрязнения, ареал воздействия) – производные от объемов фактического и нормативного техногенного воздействия промышленного объекта.

Поэтому при оценке региональной экологической безопасности техногенное влияние промышленного производства рассматривается как «внутренний» фактор опасности (за исключением случаев, когда наблюдается перенос значительных объемов вредных воздействий техногенного происхождения из других регионов).

Система критериев экологической безопасности регионального промышленного производства должна обеспечивать возможность:

1. комплексной оценки региональной экологической безопасности;

2. оценки уровня экологической безопасности по основным направлениям техногенного воздействия и для основных реципиентов воздействия;

3. прогноза характеристик экологической безопасности в случае изменения структуры промышленного производства (модернизация, введение в действие, закрытие, консервация предприятий) и изменения территориальных характеристик региона (характеристик биогеоценозов, поверхностного стока, демографических показателей и т.д.);

4. использования оценок в управлении промышленным производством региона (региональный и межрегиональный анализ экологической безопасности; распределение средств на ООС, формирование налоговой и кредитно-финансовой политики; оптимизация структуры промышленного производства для обеспечения устойчивого развития региона как единой территориальной техносоциоприродной системы).

 

Показатели экологической безопасности промышленного производства региона:

1. Показатели ресурсных балансов региона

2. Суммарные и удель­ные показатели экологической опасности регионального промышленного комплекса

3. Эколого-экономические показатели, отражающие стоимостной аспект региональной экологической безопасности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.