Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Спрос. Кривая спроса. Эластичность спроса

Взаимодействие спроса и предложения. Механизм функционирования

Спрос. Кривая спроса.

Тема 2. Основы АНАЛИЗА спроса и предложения

Основные понятия

Воспроизводство и его стадии

Общественное (национальное) богатство

Общественный продукт

Основные факторы производства

Экономическое благо

Кривая производственных возможностей

Вмененные (альтернативные) издержки

Закон роста вмененных издержек

Парето-эффективность

Основные проблемы экономики

Экономическая система

Позитивная экономическая теория

Нормативная экономическая теория

Микроэкономика

Макроэкономика

Предмет экономической теории

Традиционная экономическая система

Командная экономическая система

Рыночная экономическая система

Смешанная экономика

 


2. Предложение. Кривая предложения

По своей природе рыночная экономика находится в постоянном движении. Это определяется свободой экономического выбора, на­правленной на максимизацию результатов производства и прибыли, свободной конкуренцией, которая ставит производителей и всех участников экономического процесса в равные условия.

Универсальная модель рыночного регулирования экономики называется моделью спроса и предложения. Она показывает, каким образом на решение продавцов и покупателей влияет цена реализуемого товара.

Цена — это количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Це­на блага или услуги показывает, от чего необходимо отказаться, для того чтобы приобрести это благо или услугу, это ценность блага в денежном выражении.

Анализ спроса и предложения, хотя и концентрируется в основном на взаимосвязях цен и количества продаваемых и по­купаемых товаров, также учитывает и другие факторы, влияю­щие на количество товаров и их цены.

Спрос — это желание и способность людей покупать това­ры. Желание приобрести означает, что покупатели действи­тельно хотели бы и имеют возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Между ценой блага и величиной его спроса, при прочих равных условиях, существует определенная зависимость. Она выражается в понятии закона спроса, который гласит: величина спроса имеет тенденцию к росту при падении цены и уменьша­ется при ее повышении.

Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса представляет собой кривую спроса D (рис. 1.1.): по горизонтали показана величина спроса Q на велосипе­ды, а по вертикали пена на чих Р.

 

 

 
 

 


Для каждой цены мы можем установить, какое количество ве­лосипедов купят по­требители. Функция спроса от цены есть Qd =f{P).

Зависимость эта об­ратная, где Р — аргу­мент (независимая пе­ременная), Qd — функ­ция (зависимая перемен­ная). Зависимость между ценой на данный товар и величиной спроса на него называется изменением величины спроса

Вместе с чем на спрос могут влиять и неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой спроса влево или вправо (рис. 1.7.).

 
 

 


Рис. 1.7.Изменение спроса и предложения

 

Сдвиг кривой впра­во или влево называется изменением спроса (рис. 1.7).

На изменение спроса могут влиять:

1. Изменение цены другого товара. Если, например, подоро­жала говядина, а цена на окорочка осталась неизменной, то больше будут покупать окорочка, заменяя один вид мяса дру­гим. Экономисты называют такие пары товаров взаимозаменяе­мыми (субститутами). Сдвиг кривой спроса на окорочка про­изойдет вправо в положении D1D1.

Однако по другому реагирует спрос на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Эти товары являются взаимодополняемыми (комплементарными). Бензин дорожает — люди ездят меньше, спрос на авторезину надает. Сдвиг кривой спроса на автопокрышки на рис.2.4 про­изойдет влево в положении.

2. Изменение доходов потребителей. Когда доходы растут, го люди, естественно, покупают большее количество товаров при неизменных ценах. Существуют нормальные товары и то­вары низшей категории, на которые потребитель по-разному реагирует при увеличении своих доходов. Если спрос на товары при росте доходов растет — это нормальный товар. Кривая спроса на него сдвигается вправо. Однако, если спрос на товар падает при повышении потребительских расходов, то такой то­вар относится к низшей категории.

3. Изменение ожиданий. Это особенно ярко проявляется в условиях инфляции. Люди ожидают повышения цен и стремят­ся успеть купить товаров больше. В этом случае сдвиг кривой спроса происходит вправо.

4. Изменение вкусов и предпочтений потребителей. Люди заботятся о своем здоровье и начинают меньше курить — кри­вая спроса на сигареты сдвигается влево. Одновременно растет спрос на экономически чистые продукты — кривая на них сдвигается вправо.

Парадоксы закона спроса

Когда говорят о парадоксе закона спроса, то имеют в виду прежде всего парадокс английского экономиста Роберта Гиффена (1837—1910).

Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекращает себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.1.). Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых экономистов, спорное) исключение из закона спроса.

Парадокс Гиффена проявил себя в России в начале 1990-х гг. Когда 2 апреля 1991 г. были резко повышены цены на так называемые «продукты для бедняков» (мука, картофель, хлеб, крупы, макароны и т. п.), это отнюдь не привело к сокращению, а, напротив, подстегнуло спрос на эти товары в условиях тотального обнищания населения. Чтобы поддержать свое существование, люди были вынуждены все свои скромные доходы пустить на покупку самых необходимых продуктов питания. Аналогичную ситуацию наблюдали россияне и во время августовского финансово го кризиса 1998 г., когда, к примеру, только цены на растительное масло взметнулись в 6-8 раз. Строго говоря, эффект Гиффена не отменяет действие закона спроса.


 

 

 
 

 


Рис. 2.1. Спрос на товар Гиффена

 

Ведь речь здесь идет об аномальных условиях, при которых экономические ценности приобретают парадоксальные формы, а линия спроса предметов первой необходимости обнищавшего населения меняет свой наклон. Но подчеркнем еще раз: здесь рассматриваются аномальные условия, т. е. нарушение принципа ceteris paribus. Именно поэтому некоторые экономисты сомневаются, что эффект Гиффена отменяет действие закона спроса.

Кроме парадокса Гиффена существуют еще некоторые ситуации, которые ошибочно принимают за исключения из общего закона спроса. Все эти ситуации вызваны тем, что изменение цены приводит к отмене условия ceteris paribus, а потому изменение цены приводит к сдвигу линии спроса. Такие ситуации принято называть условиями mutatis mutandis.

Условие mutatis mutandis («с соответствующими изменениями» — лат.) — ситуация, при которой изменение цены полностью или частично отменяет действие правила ceteris paribus. В ситуации mutatis mutandis изменение цены воздействует не только на величину спроса, но и на сам спрос, что приводит к соответствующему сдвигу линии спроса.

1. Цена как показатель качества (price as a proxy for quality). Представим ситуацию: универмаг установил цену на новую помаду 0,5 ден. ед. Однако торговля пошла вяло. Тогда менеджер универмага решил поднять цену до 1,0 ден. ед., считая, что сокращение объема продаж будет компенсировано увеличением цены.

 
 

 


Рис.2.2. Цена – показатель качества

 

К удивлению продавцов, данное увеличение цены не только не сократило объема продаж, но привело к его резкому росту. Это произошло потому, что повышение цены покупатели ошибочно связали с (мнимым) улучшением качества продукта. Однако такая ситуация не может длиться достаточно долго, так как покупатель убедится, что «новый» товар не отличается от старого. Поэтому практика подобного повышения цены может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей и при значительном их разнообразии.

Данный случай изображен на рис. 2.2. Здесь D0 - линия первоначального спроса на продукт. Увеличение цены до P1 внушило покупателю мысль, что «новый» товар обладает особым качеством. Это приводит к сдвигу линии спроса в положение D1 и увеличению объема потребления с Q0 до Q1. Однако данное увеличение потребления вовсе не явилось следствием действия закона спроса. Если реклама или личный опыт убедит покупателя, что новый товар обладает особым качеством, то снижение цены до первоначального уровня P0 увеличит потребление до Q2. Если же покупатели разочаруются в товаре, то линия спроса может вновь вернуться в положение D0

2. Эффект подражания или «эффект присоединения к большинству» (bandwagon effect) имеет место при совпадении увеличения спроса на продукт и возникновении моды на него (рис. 2.3. а). Пусть спрос покупателей на какой-то продукт составил Q0 при цене P0 (рис. 2.3. а). В данном случае линия спроса D0 отражает обычные условия ceteris paribus: неизменные объемы доходов покупателей, вкусов, цен товаров-субститутов и комплиементов. При снижении цены с P0 до P1 отдельный потребитель увеличит объем спроса до Q1. Однако если при этом другие потребители также начнут спрашивать товар в увеличивающихся масштабах и товар войдет в моду, то потребитель увеличит спрос (линия спроса сдвинется вправо до положения D1). При новом равновесии объем потребления модного продукта достигнет уровня Q2. В результате этого возникнет новая кривая спроса mutatis mutandis – De, более чувствительная к изменению цены. В данном случае эффект изменения цены выразился в приращении спроса на Q0 - Q1, а эффект подражания (моды) — в приращении Q1Q2.

Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. При этом кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

 

 

 

 


Рис.2.3. Кривые спроса «mutatis mutandis»: а)эффект подражания и б) эффект сноба

 

3. Эффект сноба (рис.2.3.б) по своей сути противоположен эффекту подражания: в данном случае вкусы потребителя обратны величине Q (а объем спроса, естественно, в свою очередь, находится в обратной зависимости от P). Люди, которые ценят «исключительное» желание потреблять больше тех товаров (при данной цене), которые, как они полагают, прочие люди потребляют меньше. При цене P0 потребление равно Q0 на кривой спроса D0, для чего ожидаемое рыночное потребление соответствует наблюдаемому Q0. Если P0 возрастет до P1 то потребление упадет до Q1, так как для данного ожидаемого уровня потребления количество запрашиваемого продукта обратно цене. Однако сниженное рыночное потребление послужит причиной увеличения спроса, сдвигая кривую спроса из положения D0 в положение D1, но увеличенное потребление тормозит эффект сноба. Когда потребление достигнет Q1, «реакция сноба» на увеличение цены прекращается.

Следует уяснить, что кривая спроса mutatis mutandis (De) должна иметь отрицательный наклон. Если уменьшение в потреблении из-за увеличения цены до P1 сдвинет кривую спроса на столько, что потребление сдвинется к исходному уровню P0, ожидание сниженного потребления не подтвердилось опытом. Кривая спроса вновь сдвинется, на этот раз в положение D0. Эффект сноба делает кривую спроса mutatis mutandis менее эластичной, чем кривую спроса ceteris paribus, но он не отменяет обратной зависимости между ценами и объемом спроса.

Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар. При этом реакция сноба направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Кривая спроса становится менее эластичной.

4.Эффект Веблена, или «демонстративное потребление», гипотетически способен создать положительную зависимость между ценой и количеством спроса (рис.2.4.). Сомнительно, что данный эффект имеет широкое распространение. Суть его в следующем.

Представим дорогой автомобиль, который удовлетворяет две услуги: перевозку и престиж. Спрос на услугу «перевозки» находится в обратной зависимости от цены; увеличение цены автомобиля вынуждает большинство людей икать другие транспортные средства. Но когда такой автомобиль покупается лишь небольшим количеством людей, престижность его обладанием может возрасти и сдвинуть кривую спроса вправо, как это изображено на рис.2.4.

Увеличение цены с P0 до P1 снизит объем покупок с Q0 до Q` если с более высокой ценой не ассоциируется престижность. Но если престижность продукции повысилась, кривая спроса может сместится вправо. Поэтому и потребление может возрасти, скажем, до объема Q1. Таким образом, имеется гипотетическая основа для возможности существования положительно наклоненной кривой спроса mutatis mutandis типа (De) на рис.2.4. Но при этом имеется сильный мотив как для продавцов, так и для «демонстративных покупателей» - фальсифицировать цену товара. Так, если действительная цена товара равна P0, но все, кроме продавцов и «демонстративных покупателей» данного товара, думают, что она равна P1, потребление будет больше (например Q``на рис.2.4.), чем если бы потребитель должен был на самом деле уплатить P1.

 
 

 

 


Рис. 2.4. Эффект Веблена

 

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

5. Эффект ожидаемых цен. К примеру, произошло снижение цен. Нетрудно предположить, что покупатель может ожидать дальнейшего их понижения и сократить текущий спрос. Напротив, если покупатель будет ожидать повышения цен, то текущий объем спроса возрастет. Таким образом, может создаться впечатление, что в данном случае существует прямая зависимость между ценой и величиной спроса, а линия спроса имеет не традиционный отрицательный, а положительный наклон.

Но такое умозаключение неверно. Ведь в данном случае сопоставляются текущие и ожидаемые цены. Так, если ожидается снижение цен, то покупатель воспринимает текущую цену как относительно высокую по отношению к будущей цене и сокращает спрос, т. е. общий закон спроса отнюдь не нарушается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3 Методология микроэкономики | Вопрос 2. Предложение. Кривая предложения. Эластичность предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.