КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Взаимодействие спроса и предложения. Механизм функционирования
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил (рис. 4.1.).
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pe = PD = PS – равновесная цена; Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения (рис.4.2.). Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2 (рис.4.3.).
Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. Теперь посмотрим, как же функционирует рыночный механизм. Предположим, что на рынке велосипедов установилось рыночное равновесие при цене Ро, и спрос равен предложению Qo в точке Е (рис. 4.4.). В связи с увеличением доходов населения спрос возрос и кривая DD переместилась в положение D1D1. При данном уровне дохода и при цене Р0; объем спроса возрос с Qo до Q1 и произошло нарушение равновесия на рынке велосипедов. Возник дефицит велосипедов (Q1 — Qo), так как рынок не может мгновенно отреагировать на изменение спроса. Это ведет к увеличению цены велосипеда, которая является сигналом для производителей и стимулом для развертывания производства. Величина предложения возрастает от точки Е к точке О и далее.
Рис.4.4. Рыночный механизм
Производители наращивают выпуск велосипедов. Дальнейшее увеличение емкости рынка приводит к обострению конкурентной борьбы между товаропроизводителями. Перенасыщение рынка, возникновение товарного избытка начинает давить на цену вниз, в сторону P0. В этих условиях выживает тот производитель велосипедов, который быстрее будет наращивать выпуск при одновременном снижении затрат на единицу продукции. Это возможно путем освоения новых технологий. В результате чего кривая предложения SS сдвигается; в положение S1S1. Устанавливается новое равновесие в точке Е1 при цене Ро и объеме спроса и предложения Q1. Таким образом, спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован, механизм рынка сработал. Такое положение складывается на любых рынках товаров и услуг. Функционирование рыночного механизма вырабатывает определенную линию поведения потребителей. Зная, что повышение цен это временное явление, они уменьшают долю денежного дохода на потребление и не спешат приобрести данный товар. Такое явление называют эффектом Пигу, когда в сфере использования денежных доходов действует механизм, способствующий возращению экономики в состояние рыночного равновесия. Таким образом, спрос, предложение и цена являются основными параметрами любого рынка. Эти понятия позволят нам в дальнейшем изучать функционирование рынка как на микро-, так и на макроуровнях. Особые равновесные ситуации. Рассмотрим теперь две особые равновесные ситуации (рис.5.1.-5.2). На рис.21 F – точка пересечения линий спроса и предложения (при цене P1 и нулевом объеме производства Q= 0). Такое равновесие называется краевым.
Рис. 5.2. Краевое равновесие: бесплатное благо
Подобная ситуация означает, что производство данного товара технически возможно, однако спроса на него нет. В этих условиях могут оказаться производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производителей и линия предложения опустится (как это изображено пунктирной линией), то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций. Со временем производители могут увеличить эффективность своего производства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффективности производства линия предложения смещается вправо и вниз. В другом случае краевого равновесия (рис.5.2) линии спроса и предложения пересекаются на оси абсцисс. Такие блага являются бесплатными, т.е. «неэкономическими», о чем уже шла речь в первой главе. Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успешная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке. Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия предложения сместится резко влево. Примером может служить во в пустыне. В отличие от случаев краевого равновесия нормальное пересечение линии спроса и предложения принято называть внутренним равновесием. Единственность и множественность равновесия. Если линия спроса имеет традиционный отрицательный наклон, а линия предложения – широко распространенный положительный, то они имеют лишь одну точку пересечения, а значит, единственное равновесие.
Рис. 5.3. Ситуации двойного равновесия
Однако ситуация изменится, если линии спроса и предложения теряют свои традиционные свойства. На рис. 5.3 показаны ситуации двойного равновесия. Левый график характерен для ситуации на рынке труда, а правый – частный вид ситуации эффекта сноба. На рис. 5.4 показаны ситуации множественного равновесия при единой цене (рис. 5.4 а) и при одном объеме(рис. 5.4. б). В обоих случаях линии спроса и предложения имеют общий отрезок равновесия. В первом случае цена устанавливается для какого-то определенного интервала объема продаж, а во втором случае изменение цены (в определенных пределах) не отражается на объемах продаж.
Рис. 5.4. Ситуации множественного равновесия при единой цене (а) и при одном объеме (б).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |