Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Взаимодействие спроса и предложения. Механизм функционирования




Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил (рис. 4.1.).

 

 

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS - равновесный объем производства.

 

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

 

1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения (рис.4.2.).

Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

 

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2 (рис.4.3.).

 

 

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Теперь посмотрим, как же функционирует рыночный меха­низм.

Предположим, что на рынке велосипедов уста­новилось рыночное равно­весие при цене Ро, и спрос равен предложению Qo в точке Е (рис. 4.4.).

В связи с увеличением доходов населения спрос возрос и кривая DD пере­местилась в положение D1D1. При данном уровне дохода и при цене Р0; объ­ем спроса возрос с Qo до Q1 и произошло нарушение равновесия на рынке велосипедов. Возник дефицит велосипедов (Q1Qo), так как рынок не может мгновенно отреагировать на изменение спроса. Это ведет к увеличению цены велосипеда, которая является сигналом для производителей и стимулом для развертывания производства. Величина предложения возрастает от точки Е к точке О и да­лее.

 
 

 


Рис.4.4. Рыночный меха­низм

 

Производители наращивают выпуск велосипедов. Дальнейшее увеличение емкости рынка приводит к обострению конкурентной борьбы между товаропроизводителями. Перена­сыщение рынка, возникновение товарного избытка начинает давить на цену вниз, в сторону P0. В этих условиях выживает тот производитель велосипедов, который быстрее будет нара­щивать выпуск при одновременном снижении затрат на едини­цу продукции. Это возможно путем освоения новых техноло­гий. В результате чего кривая предложения SS сдвигается; в по­ложение S1S1. Устанавливается новое равновесие в точке Е1 при цене Ро и объеме спроса и предложения Q1.

Таким образом, спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован, механизм рынка сработал. Такое положение складывается на любых рынках товаров и услуг.

Функционирование рыночного механизма вырабатывает определенную линию поведения потребителей. Зная, что повыше­ние цен это временное явление, они уменьшают долю денежно­го дохода на потребление и не спешат приобрести данный то­вар. Такое явление называют эффектом Пигу, когда в сфере использования денежных доходов действует механизм, способ­ствующий возращению экономики в состояние рыночного равновесия.

Таким образом, спрос, предложение и цена являются основ­ными параметрами любого рынка. Эти понятия позволят нам в дальнейшем изучать функционирование рынка как на микро-, так и на макроуровнях.

Особые равновесные ситуации.

Рассмотрим теперь две особые равновесные ситуации (рис.5.1.-5.2). На рис.21 F – точка пересечения линий спроса и предложения (при цене P1 и нулевом объеме производства Q= 0). Такое равновесие называется краевым.

 
 

 


Q
Рис.5.1. Краевое равновесие: новая и (или) слишком дорогая продукция

 

 
 

 


Рис. 5.2. Краевое равновесие: бесплатное благо

 

Подобная ситуация означает, что производство данного товара технически возможно, однако спроса на него нет. В этих условиях могут оказаться производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производителей и линия предложения опустится (как это изображено пунктирной линией), то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций.

Со временем производители могут увеличить эффективность своего производства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффективности производства линия предложения смещается вправо и вниз.

В другом случае краевого равновесия (рис.5.2) линии спроса и предложения пересекаются на оси абсцисс. Такие блага являются бесплатными, т.е. «неэкономическими», о чем уже шла речь в первой главе.

Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успешная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке.

Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия предложения сместится резко влево. Примером может служить во в пустыне.

В отличие от случаев краевого равновесия нормальное пересечение линии спроса и предложения принято называть внутренним равновесием.

Единственность и множественность равновесия.

Если линия спроса имеет традиционный отрицательный наклон, а линия предложения – широко распространенный положительный, то они имеют лишь одну точку пересечения, а значит, единственное равновесие.

 

       
   
P
 
 

 

 


Рис. 5.3. Ситуации двойного равновесия

 

Однако ситуация изменится, если линии спроса и предложения теряют свои традиционные свойства. На рис. 5.3 показаны ситуации двойного равновесия. Левый график характерен для ситуации на рынке труда, а правый – частный вид ситуации эффекта сноба.

На рис. 5.4 показаны ситуации множественного равновесия при единой цене (рис. 5.4 а) и при одном объеме(рис. 5.4. б). В обоих случаях линии спроса и предложения имеют общий отрезок равновесия. В первом случае цена устанавливается для какого-то определенного интервала объема продаж, а во втором случае изменение цены (в определенных пределах) не отражается на объемах продаж.

 

 
 


Рис. 5.4. Ситуации множественного равновесия при единой цене (а) и при одном объеме (б).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.