Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественный нормативный метод расчета нежестких аэродромных покрытий

Под действием самолетной нагрузки в нежестком аэродромном покрытии возникает прогиб, характеризующий его общую деформативную способность или жесткость.

Расчет покрытия заключается в определении такой толщины его конструктивных элементов, при которой относительный упругий прогиб от действия расчетной нагрузки не превысит предельной величины.

При назначении в первом приближении толщин конструктивных слоев предполагаемой конструкции нежесткого покрытия и искусственного основания исходят из минимально допустимых величин слоев, представленных в табл. 1 (СНиП 2.05.08-85 – табл. 24 стр.16).

Прочность нежесткого покрытия по критерию относительного упругого прогиба считается обеспеченной при выполнении условия

λd £ γc λu, (1)

Рис. 10.1. Схемы деления покрытий аэродрома на группы участков: схема 1 — для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по магистральной РД; схема 2 — для аэродромов, на которых руление осуществляется по ИВПП; А — магистральные РД; концевые участки ИВПП; средняя по ширине часть ИВПП, по которой осуществляется систематическое руление воздушных судов; Б — участки ИВПП, запроектированной по схеме 1, примыкающие к концевым ее участкам; краевые по ширине участка в средней части ИВПП, запроектированные по схеме 2; вспомогательные и соединительные РД; МС, перроны и другие аналогичные площадки для стоянки воздушных судов; В — средняя часть ИВПП, запроектированной по схеме 1; Г — краевые по ширине участки в средней части ИВПП, запроектированной по схеме 1, за исключением примыкающих к соединительным РД

где — расчетное значение относительного прогиба нежесткого покрытия от нагрузки; — коэффициент условий работы, принимаемый для групп участков аэродромных покрытий по СНиП 2.2…….. (рис. 10.1): А — 1,0; Б и В — 1,05; Г — 1,1; — предельное значение относительного прогиба нежесткого покрытия.

Расчетный относительный прогиб покрытия от нагрузки определяют по формуле

(3)

где ра внутреннее давление воздуха в пневматиках колес;

— эквивалентный модуль упругости нежесткой конструкции, включая грунтовое основание.

Граничные условия и условия однородности требуют, чтобы между слоями был непрерывный контакт, а верхний слой не испытывал срезывающих и нормальных напряжений за пределами нагруженной площадки. Многослойная конструкция нежесткого аэродромного покрытия приводится к двухслойной системе, в которой верхний слой с модулем упругости Emt и толщиной htot лежит на бесконечном слое с модулем упругости Е, нагрузка равномерно распределена по площади круга диаметром de. Модуль упругости верхнего слоя двухслойной системы Emt принимают равным средневзвешенной величине модулей упругости отдельных конструктивных слоев:

(3)

где Е1, Е2,...,Еп - расчетные модули упругости отдельных конструктивных слоев;

h1, h2, …,hn - значения толщины отдельных конструктивных слоев;

htot - суммарная толщина конструктивных слоев.

Диаметр круга Dei, через который нагрузка от колес реальной опоры воздушного судна передается на покрытие, определяют путем замены нагрузки от многоколесной опоры, эквивалентной по воздействию одноколесной при одном и том же давлении в пневматиках, вводя при этом поправку на влияние смежных колес.

Далее выполняется расчет эквивалентной одноколесной нагрузки Fe принимают равной:

(4)

если суммарная толщина слоев htot нежесткой конструкции, для которой определяется Fe, находится в пределах а/2 < htot < 2ad.

Суммарную толщину слоев нежесткой конструкции htoi, для которой определяется величина эквивалентной нагрузки Fe, принимают равной:

- общей толщине конструкции htot — при расчете прочности по предельному относительному прогибу;

- суммарной толщине асфальтобетонных слоев hab — при расчете их прочности на растяжение при изгибе.

Диаметр круга Dei, равного по площади отпечатку пневматика одноколесной эквивалентной нагрузки, вычисляют по формуле

(5)

Зная значения входных параметров Emt, htot, E и Dei, по номограмме (рис. 10.2) определяют значение коэффициента = Eea/Emt и искомое значение эквивалентного модуля упругости покрытия:

Eed = Emt Ψk;

Далее по формуле (2) можно определить расчетное значение относительного прогиба покрытия

Значение предельного относительного прогиба покрытия принимают по графикам (рис. 10.5) в зависимости от вида грунта, давления в пневматиках авиаколес и приведенной суточной повторяемости приложения расчетной на- грузки Nr. Для нежестких покрытий приведенную повторяемость нагрузки определяют из условия накопления усталостных деформаций от многократного воздействия колесных нагрузок различной величины по формуле

где Ni — среднесуточное число взлетов г-го воздушного судна, принимаемое для последнего года проектного срока службы покрытия, равного 10 годам;

Рис. 10.5. Графики для определения предельных относительных прогибов нежестких аэродромных покрытий, устраиваемых на грунтах: а — суглинках, глинах, супесях (включая грунты с примесью гравия); б—песчаных пылеватых; в — песчаных крупных, средней крупности и мелких, галечников; цифры на линиях графика обозначают внутреннее давление воздуха в пневматиках колес воздушного судна, ра, МПа

nj — число типов воздушных судов, включая расчетное;

na — число осей в опоре расчетного воздушного судна; в расчете прочности по предельному относительному прогибу принимают па = 1;

кn — коэффициент приведения нагрузок, определяемый по номограмме обязательного приложения 10 в зависимости от отношений

 

При определении приведенной повторности нагрузок учитывают только воздушные суда, у которых нагрузка на главную опору больше или равна половине величины нагрузки на главную опору расчетного воздушного судна. В соответствии со СНиП [239] для конструкции, рассчитанной по критерию относительного упругого прогиба, необходимо выполнить проверку прочности асфальтобетонных слоев на растяжение при изгибе. Прочность асфальтобетонных слоев нежесткой конструкции аэродромного покрытия должна удовлетворять условию

(6)

где — наибольшее растягивающее напряжение при изгибе в рассматриваемом слое от расчетной нагрузки;

— коэффициент условий работы для асфальтобетона, принимаемый равным для групп участков аэродромных покрытий (рис. 10.1): А — 1,0; Б и В —1,1;Г —1,2;

Rd — расчетное сопротивление растяжению при изгибе асфальтобетона (табл. 10.2).

 

Наибольшее растягивающее напряжение в слое асфальтобетона от расчетной нагрузки определяют по формуле

(7)

где — удельное растягивающее напряжение при изгибе, определяемое по номограмме (рис. 10.7), разработанной на основе зависимости М.Б. Корсунского для наибольшего растягивающего напряжения в верхнем монолитном слое двух-

 

слойной системы под действием равномерно распределенной по площади круга нагрузки [119] (случай, когда не обеспечено сцепление покрытия с основанием):

Ee = Em Ψk;

Еm — средний модуль упругости конструктивных слоев под асфальтобетоном без учета грунтового основания, определяемый аналогично Emt по формуле (10.4);

— коэффициент, который находят по номограмме (рис. 10.2), где вместо величин Emt и Ееd принимают соответственно величины

 

dei — диаметр круга, равного по площади отпечатку пневматика одноколесной эквивалентной нагрузки для асфальтобетонного слоя (слоев), определяемый по формуле (10.9).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения) | Международный стандарт по расчету нежестких аэродромных покрытий — метод CBR
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.