КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Донравственные формы социальной регуляции
Лекция 3. Историческое развитие нравственности ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ Основные понятия: табу; обычаи; принцип «око за око»; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; «золотое правило нравственности»; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; «человек, сделавший себя сам»; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали. Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что: · они запрещают, но не предписывают позитивного поведения; · они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально; · они не требуют осознания и обоснования. К числу основных относятся табу: · на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.); · на браки между близкими родственниками; · на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта). Обычаи — следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения: 1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение; 2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно; 3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»; 4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен; 5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида; 6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания. Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны — праздник первого снопа — дожинки — колядки) и жизненный цикл (родинные — свадебные — похоронные). Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»): 1) «Око за око» — негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие: · симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь); · ответное (совершаемое в ответ на активность соседей); · коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови — «кровная месть»). 2) Дарение — позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |